Социология конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:26, реферат

Краткое описание

Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Если говорить о самом общем определении конфликта, то его можно было бы дать следующим образом: конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественных движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные. Разумеется, что конфликт может быть вызван существенными причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих конфликтующих групп, но он может быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают друг друга, а «на самом деле» можно не обострять конфликт, жить в мире и согласии.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология конфликтов.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Формирование общей процессуальной отрасли "коллизийное право" с более широким объемом и содержанием позволит охватить принципы и нормы восстановления нарушенных связей внутри правовой системы, нормы преодоления противоречий в компетенции субъектов права, "резервные нормы", на случай несовпадения норм различных правовых систем, общие и специальные процедурные рассмотрения и разрешения юридических споров, статусные нормы относительно специальных органов по разрешению коллизий.

И здесь уместно обратить внимание на необходимость интенсивного развития и использования согласительных процедур. Это могут быть как стабильные, признанные Конституцией и законом процедуры (например, предусмотренные статьями 78, 85, 105 Конституции РФ), так и процедуры, создаваемые для конкретной конфликтной ситуации Паритетное представительство и согласование решений делает их действенным способом разрешения юридических конфликтов.

Ещё более значительны общесоциальные способы стабилизации обстановки и предотвращения конфликтов, столь актуальные сейчас. Постановление Государственной Думы, Федерального Собрания "О принятии меморандума о согласии" от 23 февраля 1994 года, усилия по подготовке и подписанию соглашения о гражданском согласии - важные шаги в данном направлении.

 

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ

Введение

 

Анализ социальных конфликтов в отечественной в отечественной социологии пока в основном имеет характер прикладных исследований, на базе которых делаются первые попытки обобщения проблемы и формирования концепций. Основные задачи программы - осмысление конфликта как социального феномена, его рационализация и придание ему цивилизованных, созидательных форм.

Вместе с тем выявились обстоятельства, которые затрудняют анализ социальных конфликтов, разработку концепции социального согласия. Во-первых, сказывается неспособность общественной системы воспринимать конфликт любого уровня. «Советское мышление», допускает только фискальную культуру, выраженную в форме жалоб и мифологических надежд на их удовлетворение «сверху». В действительности же реальный механизм разрешения конфликтов, возникающих, например, в процессе трудовой деятельности, работал против жалобщика, сила была на стороне аппарата подавления. Во-вторых, социальную напряженность и конфликтность нельзя объяснить только нехваткой товаров или отчуждением труда, отсутствием демократии. Нужно иное качество организации общества, в котором конфликт будет рассматриваться не как нечто экзотическое или запретное, а как нормальный элемент общества, в котором противоречащие друг другу интересы социальных групп постоянно сталкиваются, но умело регулируются законом. В-третьих, наблюдаются недостатки (и даже отсутствие) знаний в сферах политической, экономической и социальной культуры. Нет надежной опоры в виде информации о жизни мира, о разных культурах, об истории, о будущем, зато развиты привычки следовать за «идеологическими поводырями», уповать на всемогущество руководства вместо того, чтобы разобраться в ситуации и действовать самостоятельно.

В таких условиях трудно выделить четкую структуру уровней конфликта. Конфликт даже между двумя людьми, например рабочим и начальником цеха, может быть определен не только как межличностный, но и как социальный, поскольку они представители разных социальных слоев. И наоборот, даже забастовки в некоторых случаях означают не столько социальный конфликт, сколько средство достижения личных целей руководителя, в том числе и политика.

 

Классификация конфликтов

 

В качестве основания классификации конфликтов можно предположить их причины, но надо учитывать, что социокультурные особенности конфликтов в России не дают возможности их развития. Это затрудняет и их разрешить. И тем не менее в исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы.

Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности. Фактором, предохраняющим человека от конфликта с окружающими или подталкивающим к нему, становится его самооценка: оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости. «Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к собственному «Я», когда он находится в плену устойчивой заниженной самооценки». Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках коллектива, группы, общества.

Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как уровень конфликтное, меняющийся во времени. Социальная напряженность - это результат трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов ее проявления и массовости. С учетом всех этих факторов разработаны средства-индикаторы для обнаружения и измерения уровня нарастания социальной напряженности предложено оценивать по социальной шкале степень удовлетворенности человека в таких социальных потребностях, как жилье, содержание труда, заработная плата, бытовые и санитарно-гигиенические условия на производстве, возможности отдыха.

Например, можно рассмотреть трудовой конфликт шахтеров и государства. Здесь особенно сильное влияние на сохранение постоянно действующей конфликтной ситуации оказали традиции, заложенные при строительстве шахт. Как известно, уголовная отрасль нашей страны создавалась заключенными. Превращение бывших лагерей в шахтерские города и поселки оставило практически неизменной субкультуру производственных отношений, сформированную ГУЛАГом. Основа ее конфликт.

Следует особо отметить, что такие конфликты носят разрушительный характер. Культивирование конфликтной ситуации в шахтерских коллективах в сочетании с полным пренебрежением к решению жизненных, социально-бытовых проблем со стороны государства сформировало базу для забастовочных выступлений. Со стороны государства не наблюдается каких-либо конструктивных попыток выхода из кризисной ситуации, кроме объяснений «необходимости» безработицы и невыплаты .заработной платы в течении нескольких месяцев. Возможно, закрытие нерентабельных предприятий - необходимая мера. Однако осуществлять ее в стране, где предприятие является основой существования и жизнедеятельности шахтерских поселений, необходимости с особой осторожностью. Безработица и безденежье в таких городах и поселениях приведет к конфликтам непредсказуемых форм. Государство не прогнозирует возникновения кризисных ситуаций на производстве. Решается ситуация уже после объявления забастовки. Обычно сначала конфликт не замечается, государство не реагирует на его возникновение, несмотря на широкую информационность общественности через СМИ. Когда угроза остановки производства становится реальностью, конфликт гасится путем выдачи пакета невыполнимых обещаний. Практически формируется база для следующей забастовки. Взаимоотношения предприятий угольной отрасли и государства превратились в цепочку конфликтов при отсутствии действенных мер для их практического разрешения. Таким образом, можно сказать, что на предприятиях угольной отрасли присутствует социальная база для конфликтов, носящих разрушительный характер, как для личности, так и для коллектива. Они явились основой забастовочного движения шахтеров, которое стимулируется неквалифицированной управленческой политикой государства.

Государство должно формировать свои взаимоотношения с предприятиями, ориентируясь на опережающее разрешение конфликтов. Создание в административной структуре механизма управления конфликтами поможет избежать тех разрушительных последствий, которые приносит неквалифицированная политика решения конфликтов.

Трудовые конфликты могут либо содействовать сохранению существующей социально-экономической системы, либо способствовать ее разрушению. Эволюция социально-трудовых конфликтов в России от собственных трудовых до политических свидетельствует о том, что они стали частью процесса распада административно-командной системы, в определенной мере катализатором этого распада. В социальной напряженности выражается потребность в обновлении, изменении существующей жизнедеятельности, и конфликт становится средством такого изменения. Поэтому необходимо активизировать исследования в такой отрасли социологических, политических, психологических, культурологических знаний, как конфликтология. Сейчас такие разработки ведутся, например. Калужским институтом социологии по проблемам социальных конфликтов.

Конфликты среди разных социальных слоев. Можно выделить три типа социальных отношении, которые могут привести к конфликтам, например, среди различных групп горожан: отношения между занятыми в государственном и негосударственном секторе экономики, отношения между управленческим слоем и государственной торговлей, с одной стороны, и теми «трудящимися», к которым примыкает большая часть занятых вне государственного сектора, - с другой; между частью коренных горожан и лицами некоренных национальностей. Причем важнейшим объектом зреющих конфликтов выступает стремление людей к обретению высокого социального статуса и достижению лучших условий жизни. Поскольку в дальнейшем социальная дифференциация будет усиливаться, можно ожидать, напряженности будет постоянно сохраняться, и проявляться в глухом недовольстве и осуждении не только «богатых», но и менее зажиточных сограждан, во внезапных коротких стычках представителей разных слоев и т.п.

Межнациональные конфликты. Вызваны причинами, связанными с социально-экономическим развитием, уровнем жизни в разных регионах страны, политической обстановкой в них. Анализ проблем этого уровня ведется сотрудниками Института социально-политических исследований РАН. Справедливо отмечается, что игнорирование культурной спецификой народов, а тем более репрессии и дискриминация наращивали внутреннее недовольство и протест. Постоянное откладывание разрешения накопившихся проблем увеличивало потенциал будущих коллизий. Исследователи подчеркивают, что в межнациональных конфликтах немало стихийного, взрывного, связанного с импульсивным поведением большинства масс людей, объединенных одной идеей, настроением, устремлением. Неприятие людей иной национальности в сложных социально-экономических условиях, растущих дефицита, инфляции, безработицы - «мина замедленного действия», которая может привести к внезапному обострению конфликтов. Социально-психологическую напряженность культивируют и низкая культура межнационального общения, и нарушение прав личности, дискриминируемое национальное меньшинство и протекционизм. Для урегулирования межнациональных конфликтов нужен комплекс мер от правовых до социально-психологических.

Социальные конфликты в разных общественных структурах. Они могут проявляться как межнациональные, социально-трудовые и политические конфликты и чаще всего вызываются последствиями экономических и политических реформ. Их анализ охватывает следующие аспекты: экономические корни социальной напряженности в обществе; политические аспекты, социальная ситуация, криминогенная обстановка, связанная с реакцией части населения на проводимые изменения, на свою невозможность адаптироваться к ним. На основе такого анализа можно сделать вывод о характере кризиса, в котором оказалось общество, и о необходимости системного подхода к исследованию и прогнозированию социальных конфликтов. Как свидетельствуют результаты исследований и сделанные на их базе прогнозы, социальная напряженность еще долго сохранится в российском обществе.

 

Социальные конфликты в Российском обществе

 

Прогнозируя ситуацию с России, можно сказать, что на этническую напряженность и конфликтность будут влиять два принципиальных фактора. Прежде всего то, что у нас в обществе не завершено социальное структурирование. Практически нет четкого осознания групповых интересов. Вместе с тем мы наблюдаем несоответствие либерально-демократических идеологом и реальных экономических и социально-политических отношений. В этой ситуации создается как бы вакуум в познании определенности интересов. Этот вакуум может заполниться двумя идеологемами. Одна из них - государственность. Сейчас надежду на нее питают все. А вторая - этническая. Ее берут на вооружение политические партии и объединения, которые не придают значения слабо выраженному в действительности структурированию социальных интересов. Когда главный вектор пост - тоталитарного развития проходит по двум детерминантам: государственность и этничность, можно прогнозировать углубление этнических конфликтов, не всегда открыто выраженных, порою носящих спонтанный, нередко латентный характер Взрывы будут мало прогнозируемыми и слабо контролируемые.

Сейчас в РФ фиксируется в основном три типа конфликтов этнополитического характера. Во-первых, это конституционные конфликты. Три республики приняли конституции, которые противоречат прошлой и теперешней конституциям РФ: Саха (Якутия), Тува, Та­тарстан. А Башкортостан провел референдум и, судя по готовящейся конституции, здесь тоже будут противоречия. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республики над федеральными, второе связано с контролем над использованием природных ресурсов, третье - с непосредственным выходом на международную арену. Ряд республик проводят политику, которую мы можем оценить как экономический национализм. Они не хотят выйти из РФ, но желают иметь право выхода на международную арену. Еще одно обстоятельство связано с тем, что Федеральный договор, как известно, полностью в конституцию не вошел. Но он написан федеральной властью и субъектами Федерации. Борьба будет развертываться вокруг конкретных пунктов договора, не включенных в Конституцию.

Второй тип конфликтов, которые и в перспективе будут иметь остроту, - это территориальные конфликты. Спорных зон сейчас в России 180. Вокруг некоторых уже идут локальные военные действия. Можно прогнозировать возможность их вывода на межгосударственный уровень

Третий тип конфликтов, весьма вероятных в ближайшем будущем, - межгрупповые конфликты.

Социальная нестабильность, экономическая депривация, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты. Напряжение существует и в отношениях чеченцев и казаков, ингушей и осетин, кабардинцев и балкарцев, в молодежных группах в Якутии, Туве. Недостаточное внимание к этническим конфликтам чревато тем, что конфликтов будет больше и они будут острее. Может быть два стратегических подхода к решению этнических, национальных проблем; в зависимости от их выбора видится и прогноз развития конфликтов. Один подход продемонстрирован президентской командой. Он состоит в том, чтобы сблизить республики с областями России и как-то погасить национализм. Рассчитывать на спокойное решение вопроса при таком подходе все же нельзя.

Информация о работе Социология конфликтов