Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 21:10, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
• раскрыть общие элементы управления персоналом;
• определить роль руководителя в управлении персоналом;
• рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Ролевые функции руководителя в организации………………………..5
2. Стиль руководства и эффективность управления………………………8
3. Соотношение лидерства и руководства коллективом…………………10
4. Имидж современного руководителя……………………………………12
5. Достоинства и недостатки стиля руководства персоналом в организации, в которой вы работаете………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………23
Федеральное государственное высшего профессионального образования финансовый университет при правительстве российской федерации ярославский филиал
| ||
Факультет: Менеджмента и маркетинга Специальность: Государственное и муниципальное управление | ||
Контрольная работа | ||
по дисциплине «Социология управления» | ||
на тему № 6 | ||
«Социальная роль руководителя в управлении» | ||
Студент: |
||
Курс: 5 (день) |
||
Личное дело №: |
08МГД13722 | |
Преподаватель: |
||
Ярославль 2012 |
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………23
Введение
Эффективная экономика - прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление - прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления - руководство. Результат труда руководителя - решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.
В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом» давно уже стало не только важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней, но и неотъемлемым компонентом высшего образования в целом.
Необходимость специальной подготовки в области управления персоналом вызвана тем, что современный руководитель может всесторонне проявить себя в работе, лишь активно взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой коммуникаций, знаниями и навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные с управлением сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие перед организацией задачи, эффективное управление в принципе невозможно.
В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда. На данный момент многих предприятиях руководители сводят воздействие работников лишь к двум методам: административным методам воздействия и экономическому стимулированию.
Сегодня можно утверждать,
что недооценка руководством, как
на макро- , так и на микроуровне
эффективных современных
Цель контрольной работы - рассмотрение и раскрытие роли руководителя в управлении персонала.
В соответствии с целями поставлены следующие задачи:
· раскрыть общие элементы управления персоналом;
· определить роль руководителя в управлении персоналом;
· рассмотреть личность руководителя и стили управления;
Предметом исследования является руководитель организации в сфере управления человеческими ресурсами.
Социальные роли руководителя
детализируются и проявляются в
его функциях. В литературе существуют
достаточно разнообразные классификации
функций руководителя. Основываясь
на соответствующих разработках
П. Шеттгена, И. Хентце и др., Е.П. Голландера, можно выделить
следующие функции руководителя:
- оценка ситуации, разработка, обоснование
(т.е. выяснение, насколько реальны, понятны
и контролируемы цели) и постановка целей;
- определение и подготовка мероприятий
по достижению целей;
- координация деятельности сотрудников
в соответствии с общими целями;
- контроль за персоналом и соответствием
результатов его деятельности поставленным
задачам;
- организация деятельности сотрудников,
т. е. использование существующих и создание
новых организационных структур для руководства
персоналом и его деятельностью;
- информирование сотрудников;
- интерактивное, контактное взаимодействие
(коммуникация) — деловое общение с целью
получения информации, консультирования,
оказания помощи и т.п.;
- формирование системы стимулирования
сотрудников и их мотивация;
- делегирование задач, компетенций и ответственности;
- предотвращение и разрешение конфликтов;
- распространение специфических для организации
ценностей и норм;
- забота о подчиненных и обеспечение их
лояльности;
- формирование сплоченного коллектива
и поддержание его дееспособности;
- ослабление чувства неуверенности в
действиях персонала и обеспечение организационной
стабильности.
Как видно из приведенного перечня функций
руководителя, они значительно различаются
по своей сложности и объему деятельности,
а частично пересекаются. Некоторые авторы
объединяют названные и некоторые другие
функции в две основных функции:
1) достижение групповой цели;
2) сплочение группы и забота о ее сохранении.
Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
Достижение групповой цели.
Сюда входят все функции, связанные с определением
групповых целей и задач, а также мобилизацией
сотрудников на их реализацию:
- постановка целей и определение ролей
отдельных членов команды;
- выявление проблем, возникающих при реализации
заданий;
- координация действий группы;
- планирование и организационная подготовка
групповых собраний, включая определение
их состава;
- формирование «нормальных» групповых
коммуникаций (например, беседы со специалистами,
получение разносторонней информации
о состоянии дел у каждого члена группы
и т.п.);
- выявление и прояснение неясных вопросов;
- контроль за соблюдением временных планов
и обобщение промежуточных результатов;
- проверка правильности восприятия и
интерпретации информации, получаемой
членами группы;
- методическая помощь сотрудникам и содействие
развитию у них инициативы и творческого
подхода при решении задач;
- обеспечение сотрудников будущей работой
с учетом их возможностей и желаний;
- развитие взаимопомощи при выполнении
трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;
- регулярное подведение индивидуальных
трудовых итогов;
- забота о повышении квалификации и овладении
смежными профессиями;
- развитие внешних
связей группы и подготовка соответствующей информации;
- приобретение финансовых и всех других
необходимых для работы ресурсов.
Сплочение группы и забота
о ее сохранении. В содержание этой
общей функции входит решение задач, связанных
с обеспечением оптимальности и постоянства
состава членов команды, с налаживанием
внутригрупповых отношений, в том числе
отношений членов группы с руководителем.
К числу таких задач относятся:
- обнаружение и устранение эмоциональной
напряженности в групповых отношениях;
- оповещение о групповых нормах, правилах
игры (например, о честности и искренности
во взаимоотношениях) и своевременное
напоминание о них;
- защита и ободрение «тихих» членов команды,
торможение стремления чрезмерно активных
сотрудников к доминированию и притеснению
более скромных;
- разрешение конфликтов;
- защита отдельных сотрудников от тех,
кто ущемляет их личное достоинство;
- развитие здорового коллективизма, взаимного
доверия и солидарности, доброжелательности
и стремления к поиску компромиссов;
- всяческая поддержка групповых собраний;
- внимательное и терпимое отношение к
сотрудникам при решении вопросов, возникающих
при совместной работе в команде (правильного
понимания общих целей, возможностей,
проблем и т.д.);
- мотивация сотрудников;
- инициирование конструктивной критики.
Как показывает практика,
психологический климат в группе
определяется, прежде всего, деловыми
отношениями руководства и
Деление лидеров и руководителей с точки
зрения стиля и метолов работы на авторитарных
и демократических берет начало в экспериментах
по лидерству, проведенных в свое время
под руководством К. Левина. Эти эксперименты
выявили три типа лидерства, которые по-разному
влияют на эффективность групповой деятельности
(авторитарный, демократический, попустительский).
Авторитарный (административный, директивный,
волевой) стиль отличается тем, что группой
управляет один человек - руководитель.
Он вырабатывает, координирует и контролирует
ее деятельность. Этот стиль усиливает
фрустрацию и способствует тем самым возникновению
неформальных групп.
Демократический стиль управления (руководства)
называют еще коллегиальным, товарищеским.
Его характерная черта - активное общение
между начальником и его сотрудниками,
составляющими группу. Этот стиль способствует
распространению информации и облегчает
принятие решений, однако, при авторитарном
стиле решения принимаются быстрее. Демократический
стиль управления труднее реализовать.
Он предполагает у руководителя таких
качеств, как чувство личной ответственности,
способность понимать других, толерантность
и пр.
Попустительский стиль руководства (либеральный,
не вмешивающийся, анархический) характеризуется
тем, что функция управления полностью
передается членам группы, которая становится
«группой без руководителя». В действительности
лидер существует, но его позиция незаметна.
Такая группа живет очень динамично, но
расходует много сил на свою организацию.
Каждый из перечисленных стилей управления
имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Ученые Хьюстонского университета Блейк
и Мутон разработали управленческую матрицу.
По их мнению стиль руководства определяется
местом поля, ограниченного осями «забота
о производстве» и «забота о людях».
Существуют также теории стилей управления,
которые выделяются в зависимости от характера
взаимодействия руководителя с подчиненными
в процессе принятия решений. Существуют
модели, связывающие стиль руководства
со степенью зрелости группы, которая
в свою очередь связана со степенью вхождения
членов группы в дела организации, степенью
причастности к этим делам.
Наличие многочисленных теорий стилей
руководства и лидерства показывает, что
большую социальную систему общества,
которая является живым организмом тяжело
смоделировать и описать.
В отличие от лидера руководитель
всегда выступает посредником социального контроля и административно-
В отечественной социальной психологии
определены отличия в содержании понятий
«лидер» и «руководитель». Б.Д. Парыгин
отмечает такие отличия:
- лидер призван осуществлять преимущественно
регуляцию межличностных отношений в
группе, а руководитель осуществляет регуляцию
официальных отношений;
- лидерство возникает при условиях микросреды,
руководство же - элемент макросреды, оно
связано со всей системой общественных
отношений;
- лидерство возникает стихийно, руководитель
или назначается, или выбирается;
- явление лидерства менее стабильно, зависит
от настроения группы, руководство более
стабильно;
- руководство подчиненными в сравнении
с лидерством имеет определенную систему
санкций;
- процесс принятия решения руководителем
более сложный и опосредован обстоятельствами,
которые не обязательно имеют истоки в
данной группе, лидер принимает непосредственные
решения, относящиеся к групповой деятельности;
- сфера деятельности лидера - по большей
части - малая группа, где он является лидером;
сфера деятельности руководителя более
широкая, поскольку он представляет малую
группу в более широкой социальной системе.
Однако лидер и руководитель имеют дело
с однопорядковым типом проблем, а именно
- они должны стимулировать группу, нацеливать
ее на решение определенных задач. В психологической
характеристики их деятельности имеется
и много общих черт. Однако при этом, лидерство
- это чисто психологическая характеристика
поведения отдельных членов группы. Руководство
в большинстве своем является социальной
характеристикой отношений в группе, прежде
всего с точки зрения распределения ролей
управления и подчинения.
Имидж - это комплексное образование, складывающееся из многих составляющих. Хорошую репутацию приобрести трудно, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно, и зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой форме.
Для привлекательного имиджа важно все - и культура речи, и манера одеваться, и интерьер офиса.
Индивиду, имеющему дурной вкус, трудно рассчитывать на благоприятное впечатление. Самоуверенность и стереотипное поведение негативно влияют на восприятие другими людьми личности, которая заинтересована в признании и доброжелательном к себе отношении. Во всех странах кодекс поведения хорошо воспитанного человека включает по меньшей мере четыре основных правила: вежливость, естественность, достоинство, такт.
Бизнесмены всего мира практически единодушны относительно трех наиболее предпочитаемых свойств возможного делового партнера - это компетентность, порядочность и надежность.
Именно эти качества обеспечивают главное в деловых отношениях - их предсказуемость, возможность опереться на партнера, уверенность в его обязательности. Они высоко ценятся повсюду в мире, поскольку являются незаменимым условием успешных, плодотворных деловых отношений -- взаимного доверия.
Как правило, симпатии людей приобретаются не только благодаря врожденным качествам, но и умению себя преподнести.
Деловой имидж все чаще специально
проектируется в интересах
Во многих случаях имидж - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, правильного выбора модели поведения.
Выбор модели поведения - это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать привлекательной.
Среди множества моделей имеются такие, которые становятся предметом специального изучения. В первую очередь это этикетные модели (этикет).
Взаимодействие людей, в том
числе и деловое, в различных
ситуациях издавна
Этикет - это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежду). Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.