Социология "человеческих взаимоотношений" Э. Мэйо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение концепции человеческих отношений связывают с именем социолога Элтона Мэйо. В 30-х гг. прошлого века под руководством Мэйо проводились эксперименты в Western Electric Company, на основании которых были сделаны любопытные выводы, такие как то, что человек является существом глубоко социальным. Помимо зарабатывания денег, в процессе труда человек реализует и другие свои потребности, одной из важнейших среди которых является потребность в неформальном общении.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Социология "человеческих взаимоотношений" Э. Мэйо..........................4
2. Взаимодействие природы и общества. Общество как социетальная система. Типы социальных систем............................................................................5
2.1 Взаимосвязь природы и общества.............................................................5
2.2 Общество как социетальная система.........................................................6
2.3 Понятие социальной системы. Типы социальных систем.......................7
3. Выборочный метод в социологии................................................................8
Заключение.......................................................................................................12
Список литературы..........................................................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа юля.docx

— 34.89 Кб (Скачать файл)

3) Оно пополняется преимущественно  за счёт детей тех людей,  которые уже являются его признанными  представителями.

4) Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5) У него есть собственное  название и своя история.

6) Оно обладает собственной  системой управления (суверенитетом).

7) Объединение существует  дольше средней продолжительности  жизни отдельного индивида.

8) Его объединяет общая  система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую  называют культурой.  

Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии:

• по наличию письменности – дописьменные и письменные;

• по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные;

• по способу производства, т.е. способу добывания средств  существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное;

• по способу производства и форме собственности (К. Маркс  и его учение об общественно-экономической  формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и  коммунистическое.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в  своего рода синтезированную модель. Её автором считают американского  социолога Даниела Белла (р. 1919).

Он разделил всемирную  историю на три стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доиндустриальное общество ещё называют традиционным. Здесь определяющим фактором выступает сельское хозяйство с  церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном – теоретическое  знание с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Переход от индустриального  общества к постиндустриальному  сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую (превосходство  сферы услуг над сферой производства). Изменяется социальная структура –  классовое деление уступает место  профессиональному. Собственность  как критерий социального неравенства  теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания.

 

3. Выборочный  метод в социологии.

Основные требования к  определению объема выборочной совокупности. Объем выборки и репрезентативность.

Впервые выборочный метод  был предложен Артуром Баули  и используется для изучения массовых явлений как альтернатива сплошному методу (используется в относительно немногочисленных сообществах; в качестве примера можно привести пере-пись, референдум). Его основные преимущества – экономия времени и средств. Выборочное исследование – изучение некой, как правило, сравнительно малой части большого числа потенциально возможных объектов изучения (с последующим переносом полученных результатов на всю совокупность(генеральную)). Суть выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности), по отдельным группам элементов – об их об-щей совокупности. Основу выборочного метода составляет та внутренняя связь, которая существует в популяциях между единичным и общим, частью и целым.

Использование выборочного  подхода целесообразно при:

• опросах общественного  мнения

• так называемое исследование рынка (когда необходимы сведения о числе радиослушателей, телезрителей по различным программам, а также о читательских аудиториях газет и журналов (включая читающих рек¬ламу); промышленники и торговцы интересуются реакцией населения на новые продукты или новые методы упаковки, жалобами на ранее выпущенные продукты и причинами предпочтения одного продукта другому).

• попытке в промышленности, торговле и обслуживании повысить результативность работы предприятий

• контроле качества продукции

• исследовании того, как  руководящие работники распределяют свое время на решение различных вопросов и вообще в новой области управления, называемой «исследование операций» и т. д.

Термин «выборка» в  наше время в эмпирической социологии массовых опросов имеет два основных значения:

1. В одних случаях понятие выборки используется как синоним понятия выборочная совокупность – часть населения (популяция), которое подвергается опросу, с тем, что полученные результаты можно было бы распространить на исследуемую популяцию в целом.

Выборочная совокупность – модель генеральной совокупности.

Основа выборки – перечень элементов генеральной совокупности отвечающий требованиям полноты, точности, адекватности.

2. В других случаях  под выборкой имеется в виду  процесс отбора единиц наблюдения - в этих случаях слово выборка  является синонимом процедурной  категории – «отбор единиц  наблюдения».

Единица отбора – единицы  генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе.

Единица наблюдения- элементы выборочной совокупности. Которые служат непосредственным источником информации.

 Основное правило составление  выборочной совокупности гласит: каждый элемент генеральной совокупности  должен иметь одинаковые шансы  попасть в выборку.

Построение выборки при  подготовке конкретного социологического исследования сводится к разрешению трех основных проблем:

1. определение размера  выборки – количество человек,  которых необходимо опросить  для получения качественной информации.

2. определение типа выборки  – построение конкретной схемы  процедуры отбора.

3. оценка качества выборки  – определение возможности и  меры точности, с которыми результаты  опроса выборочной совокупности  можно переносить на ту или  иную часть населения.

Проблемы перечислены  в том порядке, в каком они  чаще всего становятся перед разработчиками проекта. Однако, решатся они должны в обратном порядке. Вопрос качества выборки является ключевым – с  него начинается разработка выборки (т. к. именно он определяет подходы к  разрешению вопросов о размере и  типе выборки).

Основной качественной характеристикой  выборки является ее репрезентативность (есть еще валидность (подтверждение  того, что исследовались именно те явления, которые социолог планировал исследовать) и надежность (определенная гарантия того, что полученный результат  правильно отражает исследуемую  реальность)) – это свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности

Основные требования к  выборке: число взятых в выборку  единиц должно быть достаточно велико; выборка должна быть произведена  из всех частей выборочной совокупности; все единицы генеральной совокупности должны иметь одинаковый шанс попасть  в выборку. Выборка должна быть полной, точной и удобной для работы (напр., списки избирателей, студенческие списки). В социологии используется бесповторный принцип отбора, когда отобранная единица в дальнейшей выборке  не участвует. Объем выборки –  количество человек, которых следует  опросить для получения качественной информации. Для определения объема выборки используются 3 критерия:

1) Статистический: чем больше  объем выборочной совокупности, тем меньше ошибка выборки Объем выборки рассчитывается по формуле:

n = 1/(∆2 + 1/N) 

при p=0,95; n – объем выборочной совокупности; N- объем генеральной  совокупности; ∆ - ошибка выборки (0,05). Если N > 5000, то величиной 1/N можно пренебречь. Т.е. n = 1/∆2 где ∆=√1/n . Паниотто рассчитал  некоторые объемы выборок в зависимости от объема генеральной совокупности, при 5% ошибке и вероятности 0,95%.

Величина выборочной совокупности зависит от желаемой точности.

2) Аналитический критерий  – чем больше выделяется групп  респондентов в выборочной совокупности, тем больший объем выборки  должен быть. Объем выборочной  совокупности должен быть не  менее, чем n×k единиц наблюдения, где n – численность сравниваемых  групп, выбранных с учетом желаемой  значимости различий долей, а  k – число этих групп. Например:

3) Организационно-экономический  критерий – коррекция объема  выборочной совокупности с учетом реальных (финансовых, организационных) возможностей. Например, путем отбрасывания лишних представителей какой-либо группы, большое число которых было получено в результате проверки выборки на репрезентативность.

При этом необходимо всегда иметь запас (лишний объем выборки), чтобы оправдать брак (анкеты с  нарушением методики, незаполненные  и т.д.). Запас составляет 20-25% объема выборки.

Поскольку выборочная совокупность - это часть генеральной совокупности, важно, чтобы эта часть не искажала представлений о целом, то есть репрезентировала его. Социологов, проводящих эмпирические исследования волнует вопрос о том, как много надо опрашивать человек, чтобы получить достоверную информацию. Специалисты считают, что наилучшая выборка – не обязательно большая. Огромная выборка не гарантирует успеха, если генеральная совокупность является неоднородной. Однородной считается такая совокупность, в которой контролируемый признак распределен равномерно. Таким образом, на репрезентативность данных влияют не количественные характеристики выборочной совокупности (ее объем), а качественные характеристики генеральной совокупности – степень ее однородности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возникновение концепции человеческих отношений связывают с именем социолога Элтона Мэйо. В 30-х гг. прошлого века под руководством Мэйо проводились  эксперименты в Western Electric Company, на основании  которых были сделаны любопытные выводы, такие как то, что человек  является существом глубоко социальным. Помимо зарабатывания денег, в процессе труда человек реализует и  другие свои потребности, одной из важнейших  среди которых является потребность  в неформальном общении.

По мнению авторов концепции, сотрудники будут стремиться образовывать неформальные группы, которые по своему составу  могут как совпадать с формальными, так и нет. Собственно, это было известно и до экспериментов Мэйо, однако, до того момента этот эффект воспринимался как "побочный", и рассматривался скорее как негативное явление. Неформальные группы могут  иметь свои цели, ценности, нормы. О  влиянии таких групп на эффективность  труда всерьез задумалась именно группа Мэйо, в частности, была высказана  гипотеза, что если управляющие научатся управлять моральным духом и  настроениями в этих неформальных группах, то это может сильно отразиться на производительности труда. Таким образом, можно предположить, что именно отсюда пошли разговоры о рабочей  атмосфере, психологическом климате, и пр.

Материальное вознаграждение, по мнению Мэйо, является безусловно важным, но - не единственно важным. Эксперименты наглядно показали, что только денежными  стимулами невозможно добиться долгосрочной мотивации сотрудников. Также, под  сомнение была поставлена идея о том, что между результатам труда  и заработком должна быть прямая зависимость. Оказалось, что сотрудники работают лучше, если в их вознаграждении учитываются  не только их личные результаты, но и  результаты группы. Кроме того, значительно  влияние на результаты труда оказывают  также и взаимоотношения с  руководством; и атмосфера в коллективе; и собственное отношение к  предмету деятельности, и пр. То есть, человек - это не механизм, который  реагирует лишь на индивидуальные материальные стимулы, и чтобы добиться долгосрочной мотивации, приходится брать в расчет гораздо больше факторов, нежели только деньги.

Несмотря на целый ряд "слабых" мест, концепция "человеческих отношений" стала отправной точкой целого ряда идей и теорий.

 

 

 

 

Список литературы

1. Добреньков В.И., Кравченко  А.И. Методы социологического  исследования: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 84-85.

2. Социология. Основы общей  теории: Учебник для вузов/ Отв.  ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л.  Н. Москвичев. - М.: Норма, 2003. - С. 735-736.

3. Демченко Е.В. Мотивация работника: теория и практика. М.: Инфра-М, 2008. – с. 14

4. Кравченко А.И. Концепции человеческих отношений.  Ростов н/Д: Феникас, 2001. – с. 57

5. Платонов Ю.П. Занимательные очерки по социологии человеческих отношений. СПб.: Питер, 2007. – с. 144

 


Информация о работе Социология "человеческих взаимоотношений" Э. Мэйо