Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:56, контрольная работа
Возникновение концепции человеческих отношений связывают с именем социолога Элтона Мэйо. В 30-х гг. прошлого века под руководством Мэйо проводились эксперименты в Western Electric Company, на основании которых были сделаны любопытные выводы, такие как то, что человек является существом глубоко социальным. Помимо зарабатывания денег, в процессе труда человек реализует и другие свои потребности, одной из важнейших среди которых является потребность в неформальном общении.
Введение.............................................................................................................3
1. Социология "человеческих взаимоотношений" Э. Мэйо..........................4
2. Взаимодействие природы и общества. Общество как социетальная система. Типы социальных систем............................................................................5
2.1 Взаимосвязь природы и общества.............................................................5
2.2 Общество как социетальная система.........................................................6
2.3 Понятие социальной системы. Типы социальных систем.......................7
3. Выборочный метод в социологии................................................................8
Заключение.......................................................................................................12
Список литературы..........................................................................................13
3) Оно пополняется
4) Объединение имеет территорию,
которую считает своей
5) У него есть собственное название и своя история.
6) Оно обладает собственной системой управления (суверенитетом).
7) Объединение существует
дольше средней
8) Его объединяет общая
система ценностей (обычаев,
Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии:
• по наличию письменности – дописьменные и письменные;
• по числу уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения) – простые и сложные;
• по способу производства, т.е. способу добывания средств существования, – охота и собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное;
• по способу производства и форме собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической формации) – первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в своего рода синтезированную модель. Её автором считают американского социолога Даниела Белла (р. 1919).
Он разделил всемирную историю на три стадии – доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доиндустриальное общество ещё называют традиционным. Здесь определяющим фактором выступает сельское хозяйство с церковью и армией как главными институтами, в индустриальном обществе – промышленность с корпорацией и фирмой во главе, в постиндустриальном – теоретическое знание с университетом как местом его производства и сосредоточения.
Переход от индустриального общества к постиндустриальному сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую (превосходство сферы услуг над сферой производства). Изменяется социальная структура – классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания.
3. Выборочный метод в социологии.
Основные требования к
определению объема выборочной совокупности.
Объем выборки и
Впервые выборочный метод был предложен Артуром Баули и используется для изучения массовых явлений как альтернатива сплошному методу (используется в относительно немногочисленных сообществах; в качестве примера можно привести пере-пись, референдум). Его основные преимущества – экономия времени и средств. Выборочное исследование – изучение некой, как правило, сравнительно малой части большого числа потенциально возможных объектов изучения (с последующим переносом полученных результатов на всю совокупность(генеральную)). Суть выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности), по отдельным группам элементов – об их об-щей совокупности. Основу выборочного метода составляет та внутренняя связь, которая существует в популяциях между единичным и общим, частью и целым.
Использование выборочного подхода целесообразно при:
• опросах общественного мнения
• так называемое исследование рынка (когда необходимы сведения о числе радиослушателей, телезрителей по различным программам, а также о читательских аудиториях газет и журналов (включая читающих рек¬ламу); промышленники и торговцы интересуются реакцией населения на новые продукты или новые методы упаковки, жалобами на ранее выпущенные продукты и причинами предпочтения одного продукта другому).
• попытке в промышленности, торговле и обслуживании повысить результативность работы предприятий
• контроле качества продукции
• исследовании того, как
руководящие работники
Термин «выборка» в наше время в эмпирической социологии массовых опросов имеет два основных значения:
1. В одних случаях понятие выборки используется как синоним понятия выборочная совокупность – часть населения (популяция), которое подвергается опросу, с тем, что полученные результаты можно было бы распространить на исследуемую популяцию в целом.
Выборочная совокупность – модель генеральной совокупности.
Основа выборки – перечень
элементов генеральной
2. В других случаях
под выборкой имеется в виду
процесс отбора единиц
Единица отбора – единицы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе.
Единица наблюдения- элементы выборочной совокупности. Которые служат непосредственным источником информации.
Основное правило составление
выборочной совокупности
Построение выборки при подготовке конкретного социологического исследования сводится к разрешению трех основных проблем:
1. определение размера
выборки – количество человек,
которых необходимо опросить
для получения качественной
2. определение типа выборки – построение конкретной схемы процедуры отбора.
3. оценка качества выборки
– определение возможности и
меры точности, с которыми результаты
опроса выборочной
Проблемы перечислены в том порядке, в каком они чаще всего становятся перед разработчиками проекта. Однако, решатся они должны в обратном порядке. Вопрос качества выборки является ключевым – с него начинается разработка выборки (т. к. именно он определяет подходы к разрешению вопросов о размере и типе выборки).
Основной качественной характеристикой выборки является ее репрезентативность (есть еще валидность (подтверждение того, что исследовались именно те явления, которые социолог планировал исследовать) и надежность (определенная гарантия того, что полученный результат правильно отражает исследуемую реальность)) – это свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности
Основные требования к
выборке: число взятых в выборку
единиц должно быть достаточно велико;
выборка должна быть произведена
из всех частей выборочной совокупности;
все единицы генеральной
1) Статистический: чем больше объем выборочной совокупности, тем меньше ошибка выборки Объем выборки рассчитывается по формуле:
n = 1/(∆2 + 1/N)
при p=0,95; n – объем выборочной совокупности; N- объем генеральной совокупности; ∆ - ошибка выборки (0,05). Если N > 5000, то величиной 1/N можно пренебречь. Т.е. n = 1/∆2 где ∆=√1/n . Паниотто рассчитал некоторые объемы выборок в зависимости от объема генеральной совокупности, при 5% ошибке и вероятности 0,95%.
Величина выборочной совокупности зависит от желаемой точности.
2) Аналитический критерий
– чем больше выделяется групп
респондентов в выборочной
3) Организационно-экономический критерий – коррекция объема выборочной совокупности с учетом реальных (финансовых, организационных) возможностей. Например, путем отбрасывания лишних представителей какой-либо группы, большое число которых было получено в результате проверки выборки на репрезентативность.
При этом необходимо всегда иметь запас (лишний объем выборки), чтобы оправдать брак (анкеты с нарушением методики, незаполненные и т.д.). Запас составляет 20-25% объема выборки.
Поскольку выборочная совокупность
- это часть генеральной
Заключение
Возникновение концепции человеческих отношений связывают с именем социолога Элтона Мэйо. В 30-х гг. прошлого века под руководством Мэйо проводились эксперименты в Western Electric Company, на основании которых были сделаны любопытные выводы, такие как то, что человек является существом глубоко социальным. Помимо зарабатывания денег, в процессе труда человек реализует и другие свои потребности, одной из важнейших среди которых является потребность в неформальном общении.
По мнению авторов концепции, сотрудники
будут стремиться образовывать неформальные
группы, которые по своему составу
могут как совпадать с
Материальное вознаграждение, по мнению Мэйо, является безусловно важным, но - не единственно важным. Эксперименты наглядно показали, что только денежными стимулами невозможно добиться долгосрочной мотивации сотрудников. Также, под сомнение была поставлена идея о том, что между результатам труда и заработком должна быть прямая зависимость. Оказалось, что сотрудники работают лучше, если в их вознаграждении учитываются не только их личные результаты, но и результаты группы. Кроме того, значительно влияние на результаты труда оказывают также и взаимоотношения с руководством; и атмосфера в коллективе; и собственное отношение к предмету деятельности, и пр. То есть, человек - это не механизм, который реагирует лишь на индивидуальные материальные стимулы, и чтобы добиться долгосрочной мотивации, приходится брать в расчет гораздо больше факторов, нежели только деньги.
Несмотря на целый ряд "слабых" мест, концепция "человеческих отношений" стала отправной точкой целого ряда идей и теорий.
Список литературы
1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. -- М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 84-85.
2. Социология. Основы общей
теории: Учебник для вузов/ Отв.
ред. академик РАН Г. В.
3. Демченко Е.В. Мотивация работника: теория и практика. М.: Инфра-М, 2008. – с. 14
4. Кравченко А.И. Концепции человеческих отношений. Ростов н/Д: Феникас, 2001. – с. 57
5. Платонов Ю.П. Занимательные очерки по социологии человеческих отношений. СПб.: Питер, 2007. – с. 144
Информация о работе Социология "человеческих взаимоотношений" Э. Мэйо