Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 12:00, реферат
В современной социологии существуют несколько подходов, пытающихся дать целостное описание социальной жизни.
С момента становления буржуазной социологии на всем протяжении 19 века и вплоть до 20-х гг. 20 века в ней господствовала макросоциологическая ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х гг. Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирических исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х гг.
Введение……………………………………………………………..3
1.Теории социального конфликта (Дарендорф Р., Козер Л.)…….4
1.1. Понятие конфликт в социологической теории……………...4-8
1.2. Конфликтный функционализм Льюиса Козера…………….8-10
1.3. Конфликтология Ральфа Дарендорфа………………………10-14
2. Интегративная социология (Хабермас Ю.)…………………...14-15
3. Теории действия или обмена (Хоманс Дж.)………………….15-17
4. Особенности современной западной социологии…………...18-19
Заключение……………………………………………………….......20
Литература……………………………………………………………21
5. Аксиома агрессии — одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или приведет к наказанию, он испытает состояние гнева, и возрастет вероятность того, что более ценным для человека станет агрессивное поведение; б) если действие индивида ведет к ожидаемому вознаграждению или не приведет к ожидаемому наказанию, то он испытает чувство удовольствия, и тогда возрастет вероятность того, что он воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него более ценным.
6. Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность его получения, наибольшая.
Теория обмена критикуется за излишне упрощенный подход к взаимодействию. Например, мать настаивает, чтобы сын съел шпинат и обещает ему за это поход в кино. Казалось бы, произошел обычный обмен выгодами. Но может оказаться, что сын съедает шпинат не для того, чтобы пойти в кино. Он уступает матери, думая: придет отец, и будет ругаться, что опять куплено много шпината. Сын может отказаться от шпината не потому, что мала награда, а потому что в действиях матери он усмотрит ее желание продемонстрировать свою власть. Внутри данного взаимодействия можно усмотреть гораздо большее количество смыслов, чем мы рассмотрели.
Кроме того, в логике обмена есть противоречие между 1 и 4 постулатами. Исследование, проведенное Харриет Цукерман (1967), показало, что ученые, удостоенные Нобелевской премии, в дальнейшем трудятся менее продуктивно. А согласно первому принципу теории Хоманса, такая высокая награда, как Нобелевская премия, должна стимулировать творческую активность. Можно предположить, что Нобелевская премия является слишком большим вознаграждением, что вызывает потерю интереса к творческой деятельности. Лауреат, недавно удостоенный этой высокой награды, считается не только крупным ученым, но и знаменитостью; кроме того, когда люди обретают новый статус, они по-новому оценивают себя.
4. Особенности современной западной социологии
В начале XX века начинает проявляться
специфика национальных школ в социологии,
связанная с особенностями их
формирования. Так, во Франции социология
отпочковывается от историко-философской
традиции, в Германии - от философско-экономической,
в Италии социология «вызрела» в лоне
политических наук, в Великобритании -
управленческих. Американский этап (30-е
- начало 50-х годов) в развитии социологии
определяется перемещением «географического»
центра социологических исследований
из Европы в США. Это было связано прежде
всего с событиями, предшествовавшими
второй мировой войне и вызвавшими массовую
эмиграцию видных ученых сначала из Советского
Союза, а потом и из Западной Европы. Содержательно
этот период характеризуется массовым
развитием и совершенствованием эмпирических
исследований и разработкой новых методов
изучения социальных явлений.
Современный этап (50-е годы - настоящее
время) знаменуется созданием академической
социологии, ориентированной прежде всего
на решение познавательных и практических
проблем и опирающейся на прочный фундамент
эмпирических фактов. В этот период происходит
окончательное утверждение и общественное
признание социологии. Она становится
равноправной университетской дисциплиной
наряду с философией, экономикой и историей.
Социологические факультеты в 60-х годах
становятся одними из самых популярных
среди факультетов социально-гуманитарного
профиля. Начинается массовая подготовка
дипломированных социологов. Социологи
приглашаются в качестве советников-консультантов
при разработке правительственных проектов
и крупных социальных программ национального
и международного уровня. Однако с 70-х
годов наблюдается некоторое снижение
«социологического бума».
Современная западная социология - чрезвычайно
сложное и противоречивое образование,
представленное множеством различных
школ и течений. Они отличаются друг от
друга по своей теоретической направленности,
по политической ориентации, по времени
возникновения, по исторической судьбе.
Существовало и существует немало попыток
систематизации современных социологических
воззрений. Один из наиболее плодотворных
вариантов классификации современных
социологических направлений предложен
шведским социологом П. Монсоном.
Монсон выделяет четыре основных подхода
к решению вопроса о взаимосвязи личности
и общества.
Первый подход и вытекающая из него социологическая
традиция исходят из примата общества
по отношению к отдельному индивиду и
сосредоточивают свое внимание на изучении
закономерностей «высокого» порядка,
оставляя в тени сферу субъективных мотивов
и смыслов. Общество понимается как система,
которая возвышается над индивидами и
не может быть объяснена их мыслями и действиями.
Логика рассуждений при обосновании такой
позиции примерно такова: целое не сводится
к сумме его частей; индивиды приходят
и уходят, рождаются и умирают, а общество
продолжает существовать. Эта традиция
берет свое начало в социологической концепции
Э. Дюркгейма и еще раньше - во взглядах
О. Конта. Из современных течений к ней
относятся прежде всего школа структурно-функционального
анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта
(Л. Козер, Р. Дарендорф).
Второй подход, напротив, смещает центр
своего внимания в сторону личности, утверждая,
что без изучения внутреннего мира человека,
его побудительных мотивов и смыслов невозможно
создать объяснительную социологическую
теорию. Эта традиция связана с именем
немецкого социолога М. Вебера, а из современных
представителей можно назвать такие направления,
как символический интеракционизм (Г.
Блюмер), феноменологию (А. Шюц, Н. Лукманн)
и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).
Третий подход сосредоточивается на изучении
самого механизма процесса взаимодействия
общества и индивида, занимая как бы «серединную»
позицию между двумя первыми подходами.
Одним из основателей этой традиции считается
ранний П. Сорокин, а одной из современных
социологических концепций - теория действия,
или теория обмена (Дж. Хоманс).
Наконец, четвертый подход - марксистский.
По типу объяснения социальных явлений
он схож с первым подходом. Однако принципиальное
отличие состоит в том, что в русле марксистской
традиции предполагается активное вмешательство
социологии в преобразование и изменение
окружающего мира, тогда как три первые
традиции рассматривают роль социологии
скорее как рекомендательную.
Заключение
Современная социология – одно из самых важных достижений человеческого разума, теоретическое отображение политической деятельности, без которой невозможно существование общества. Она укрепляется содержательно и организационно. И уже возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе и прогнозирует дальнейшее развитие.
Социология обосновывает теорию гражданского общества и правового государства. И в современных условиях утверждения мира приоритетное значение приобретают социологические и политические аспекты национального возрождения.
Перспективы социологии значительно зависят от изучения истории, ее становления в мире, от выявления всего ценного, что в ней уже есть, а также трудностей, мешающих ее дальнейшему развитию.
Литература:
1. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
2. http://cde.ael.ru/electronik/
3. http://socio.rin.ru/cgi-bin/
4. http://immemoreal.com/
5.http://pda.coolreferat.com/
Семья, как социальный институт.
В социологии институту семьи выделено особое место. В нашей стране множество ученых занимается этой темой.
Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Сегодня по статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте (совсем недавно обогнав США). Но на место разрушенных браков вновь и вновь создаются новые. Ежегодно в нашей стране заключается около 2 млн. браков. Сегодня мы рассмотрим, по какой причине люди женятся и выходят замуж, и для этого рассмотрим семью как социальный институт, социальную общность и малую группу.
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Структура потребностей человека, согласно модели американского психолога Абрахема Маслоу, делится на:
1) физиологические и сексуальные потребности;
2) экзистенциальные потребности в безопасности своего существования;
3) социальные потребности в общении;
4) престижные потребности в признании;
5) духовные потребности в самореализации.
Используя объяснительные возможности
представленной структуры потребностей,
попробуем разобраться в
Начнем с репродуктивной функции семьи. Эта функция выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Противоположность полов, по мнению Эмиля Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство.
Функции женщины и функции мужчины
настолько специализировались, что
женщины стали вести
По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.
В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе.
Семья возникает из стремления удовлетворить
сугубо личные потребности и интересы
индивидов. Являясь малой группой,
она соединяет их с общественными
интересами. В семье личные потребности
окультуриваются, упорядочиваются, организуются
на основе принятых в обществе социальных
ценностей, норм и образцов поведения
и, в конце концов, приобретают
характер социальных функций. В этом,
прежде всего, состоит принципиальное
отличие человеческой семьи от семьи
животных. В итоге естественно-
Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться "изнутри". Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма самовоспроизводства.
1. Важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.
Семья имеет большие преимущества
в социализации личности по сравнению
с другими группами благодаря
особой нравственно-эмоциональной
психологической атмосфере
Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей.
Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.
2. Следующая важнейшая функция семьи - функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.
В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека - маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей.
3. Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно-бытовая. Суть заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества и в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.
4. Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как семья передает определенный социальный статус своим членам.
5. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.
6. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении свободного времени.
7. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.
8. Фелицитологическая функция представляет в этом перечне особый интерес. Именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.
Сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих "единое андрогенное существо", некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.
Семья создается для удовлетворения не одной - двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.
Однако семьи бывают различными. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака.
Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.
Полигамный (групповой) брак - самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.
Полиандрия - это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.
Полигиния (нам знакома как гарем) - брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.
Кроме того, каждое общество ограничивает выбор партнера в браке тем, что разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Это явление называется экзогамией. В нашем обществе это ограничение применяется во избежание кровосмесительных связей (явление инцеста). Так, нравственные нормы запрещают нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках. Во многих обществах запрещено выбирать супруга внутри своего клана, деревни, а иногда даже племени.