Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:53, контрольная работа
Цель нашей работы заключается в изучении организации и содержании образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха.
Задачи: выявить специфику обучения детей с нарушением слуха; определить наиболее эффективную систему образования неслышащих и слабослышащих; показать организацию образовательного процесса, обеспечивающего разностороннее развитие глухого и слабослышащего ребенка.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития образования слабослышащих и неслышащих детей……4
2. Специальное обучение детей с нарушением слуха……………………….…6
2.1. Обучение детей с проблемами слуха в специальных коррекционных образовательных учреждениях……………………………………………..…..10
2.2 Профессиональное образование и социальная адаптация детей с недостатками слуха…………………………………………………………..….16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………
Билингвистический подход в обучении глухих предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса - русского (или иного национального) языка (в устной, письменной и тактильной форме) и русского (или иного) жестового языка. В России работает только одна билингвистическая школа - Московская билингвистическая гимназия, существующая с 1992 г. (научный руководитель проф. Г.Л.Зайцева).
Как
отмечает Г.Л.Зайцева (1998) и другие специалисты,
использование жестового языка в учебно-воспитательном
процессе устраняет все коммуникативные
барьеры между педагогами и учащимися
и создает искренние, доверительные отношения
между детьми и взрослыми, обеспечивает
эмоционально окрашенное обучение. Устранение
коммуникативных барьеров позволяет значительно
увеличить объем учебной информации, ускорить
ее передачу и восприятие учащимися. Это,
в свою очередь, позволяет расширить круг
учебных предметов и областей знаний,
ранее недоступных глухим школьникам
(например, иностранный язык, логика, этика)
по причине сложности преподавания этих
дисциплин на языке словесной речи5.
Появляется реальная возможность (и об
этом свидетельствует зарубежный опыт)
получения глухими учащимися полного
среднего образования за 10 лет, то есть
возникает реальная возможность прохождения
учебной программы общеобразовательной
школы в полном объеме и в те же сроки,
которые предусмотрены для обычных слышащих
учащихся.
2.1. Обучение
детей с проблемами слуха в специальных
коррекционных образовательных учреждениях
В настоящее время наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям с нарушенным слухом является их обучение в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Педагогическое воздействие направлено на обеспечение общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), то есть оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей.
Дошкольное
образование детей с
- обеспечение общего разностороннего развития неслышащих дошкольников на основе изучения их возрастных психофизических возможностей;
- организация специальной коррекционно-воспитательной работы по развитию речи, развитию остаточного слуха и обучению произношению с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;
- осуществление деятельного подхода к воспитанию глухих детей в русле основных видов детской деятельности;
- широкое использование и развитие остаточного слуха и применение звукоусиливающей аппаратуры;
- использование устной, письменной и дактильной форм речи в общении с детьми;
- решение задач физического развития, основных движений, охраны здоровья детей;
- организация быта неслышащих дошкольников в специальном дошкольном учреждении.
Нормативный срок освоения программы дошкольного образования для глухих и слабослышащих детей не менее 4-5 лет. Специфика образовательного процесса в учреждении состоит в преодолении недостатков психического и речевого развития воспитанников с использованием специальных средств обучения (звукоусиливающей аппаратуры), методов обучения и определенным образом структурированного содержания обучения.
Содержание образовательного процесса в учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, а также с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
В учреждении реализуется комплексная программа адаптивного физического воспитания неслышащих детей дошкольного возраста, в которую входят следующие компоненты:
1.
Программа по физическому
2.
Занятия на универсальном
3.
Лечебно-профилактические и
4. Мероприятия по рациональному питанию (правильное питание, витаминизация).
Все занятия проводятся при помощи звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов.
Учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с нарушениями слуха.
Дети
направляются в коррекционные дошкольные
учреждения на основании заключения
психолого-медико-
В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи, развитию мышления. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению слабослышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма.
Где далее лучше обучать говорящего ребенка с проблемным слухом?
Во-первых, это право любого родителя – выбирать форму обучения и школу (право дает Конституция).
Во-вторых - это двоякий вопрос. В одних случаях такому ребенку оказывается необходимым перевод в специальную школу для слабослышащих и позднооглохших, в других – желательно оставить ребенка в массовой школе и организовать для него дополнительные занятия при активном участии в них родителей и учителя-дефектолога (логопеда).
Массовая школа предпочтительнее, ибо только здесь имеется нормальное речевое окружение, что при определенных условиях может сыграть исключительно важную роль в его развитии. Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и общество. Но нередко встает вопрос об определении слабослышащего ребенка в специальные коррекционные образовательные учреждения.
В муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья I-II вида обучаются дети с недостатками слуха и глубоким речевым недоразвитием. Учащимся оказывают консультативно-диагностическую лечебную и коррекционно-педагогическую помощь.
Особенностью школы такого типа является объединение всех специалистов по педагогической, медицинской и социальной коррекции детей с нарушением слуховой функции, проявляющимися в форме психических и речевых функций. Как известно, снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. А потому в школах такого типа работают специалисты различного профиля: сурдопедагоги, учителя-дефектологи, педагог-психолог, социальный педагог, учителя, воспитатели, врачи, медицинские сестры. Школа должна располагать учебными кабинетами, оснащенными современными компьютерными классами, физкультурным залом, игровыми комнатами, слуховыми кабинетами, залом для ритмических занятий.
Коррекционное учреждение
Учебный план должен быть выстроен с учетом возможностей каждого обучающегося, его способности усваивать программу, предполагает создание благоприятных условий для компенсации дефектов развития, раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся. Обеспечение полноценности их жизни, социальной компетенции, реабилитации и адаптации в обществе.
I
ступень – начальное
Основные цели обучения глухих
учащихся на I ступени общего образования:
становление личности
II
ступень – основное общее
На второй ступени образования продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося воспитанника в жизнь общества. При этом сохраняется коррекционная направленность обучения.
Учащиеся
I ступени обучаются по программам
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений I и II вида и специальным
учебникам (по истории, биологии, географии
– по учебникам для
С 8 класса обучение ведется по программам и учебникам для общеобразовательных школ.
Особенности
психофизического и речевого развития
глухих и слабослышащих учащихся
обусловливают необходимость
Деятельность
школы-интерната направлена на оказание
своевременной специализированной помощи
детям с нарушением слуха; достижение
обучающимися образовательного уровня,
соответствующего их возможностям и установленным
государственным образовательным стандартам;
обучение внятному произношению и навыкам
восприятия речи говорящих; формирование
общей культуры на основе усвоения учебных
программ; воспитание у обучающихся уважения
к правам человека, законопослушания,
любви к окружающему миру; создание условий
для получения допрофессиональных навыков
и осознанного выбора профессии7.
2.2 Профессиональное
образование и социальная адаптация детей
с недостатками слуха
Уровень и качество образования, получаемого глухим или слабослышащим в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение.
Если уровень образования достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом может продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования. Профессиональное образование ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослышащего с широким привлечением специальных технических средств, в том числе компьютерных обучающих программ, или на основе жестовой речи (с сурдопереводом).
В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.
Выпускники школ для детей с нарушениями слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня неслышащим профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушением слуха. Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную и другую профессиональную подготовку.
Заключение
Особенности психофизического и речевого развития глухих и слабослышащих детей обусловливают необходимость специальной коррекционной подготовки, которая осуществляется в специальных детских садах и школах, а так же в специальных группах и классах при массовых общеобразовательных учреждениях. В них ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению детей с нарушенным слухом, начиная с 1,5 – 2-х лет. Обучение проходит согласно образовательным стандартам и специально разработанным программам и это позволяет нам сказать, что в России за многие годы накоплен богатый опыт обучения детей с проблемами слуха. Тем не менее, организации образования и социальной интеграции глухих находятся в состоянии поиска.
Информация о работе Специальное обучение детей с нарушением слуха