Специфика коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:02, реферат

Краткое описание

Целью является выявление особенностей коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения.
Задачи:
1. Определить основы создания классов компенсирующего обучения;
2. Рассмотреть организацию коррекционно-развивающего обучения;
3. Рассмотреть принципы развивающего обучения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Специфика коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения
1.1. Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения……………………………………………….….…4
1.2. Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения…10
Глава 2. Педагогические условия организации коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения
2.1. Практика проведения коррекционно-развивающего обучения…….…15
2.2. Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка......19
Заключение …………………………………………………………………...…...22
Список литературы………………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

И. реферат.doc

— 60.32 Кб (Скачать файл)

Эталон - это образец отдельных  действий, операций, самой учебно-познавательной деятельности и ее конечных результатов. Эталон конечного результата заранее  закладывается в учебно-познавательную деятельность как цель и ориентир деятельности. Он должен помочь школьнику  найти ответы на вопросы: правильно  ли я осуществляю деятельность, каково качество моей деятельности и ее результата; смог ли я овладеть знанием; овладел  ли я умением (навыком), каково его  качество и т.д.

В заключении данной главы  можно сделать следующий вывод:

Можно выделить некоторые конкретные условия создания положительного эмоционального заряда в учебной деятельности школьников:

1.Необходимо положительное отношение ребенка к школе в целом. Пребывание в школе не должно вызывать у ребенка негативные эмоции.

2.Наполнение учения положительными переживаниями связано с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в учебной работе.

3.Положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способами учебной работы, самостоятельными наблюдениями, исследованиями.

Главным условием благоприятного психического развития школьников с пониженной обучаемостью специалисты называют соответствие требований, предъявляемых к ученику, не зоне актуального развития (т.е. тому уровню, которого ребенок уже достиг), а его потенциальным возможностям.

 

Заключение

 

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной  школе для детей с трудностями  в обучении создаются два основных вида классов - классы компенсирующего  обучения и классы выравнивания. Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные  педагогические условия для детей  с трудностями в обучении и  проблемами в физическом и нервно-психическом  здоровье.

На основании многочисленных теоретических  и экспериментальных психологических  исследований была сформулирована система  принципов, характеризующих процессы психического развития человека в детском, подростковом и юношеском возрасте. На основании этих принципов разрабатываются  конкретные методики, педагогические технологии.

Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков  развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение  общего, интеллектуального уровня развития, но и решение конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения и др. Коррекционно-развивающее обучение не может быть успешным без формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности.

Психологическим фоном коррекционного процесса является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в классе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата, взаимоотношений в классе и в школе.

На основе анализа литературных источников, опыта работы педагогов  можно выделить некоторые конкретные условия создания положительного эмоционального заряда в учебной деятельности школьников.

Во-первых, необходимо положительное  отношение ребенка к школе  в целом. Пребывание в школе не должно вызывать у ребенка негативные эмоции.

Во-вторых, наполнение учения положительными переживаниями связано с осознанием каждым ребенком своих возможностей в достижении успехов в учебной работе. В-третьих, положительные эмоциональные переживания должна вызывать встреча с новым учебным материалом, новыми способами учебной работы, самостоятельными наблюдениями, исследованиями.

Все эти условия создают атмосферу  эмоционального комфорта в процессе учения, без чего невозможно его  успешное осуществление.

Коррекционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится и  с учетом понятий темп психического развития и темп усвоения. Речь идет о скорости и интенсивности развития и усвоения, степени быстроты выполнения заданий.

Под обучаемостью понимается система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности (при прочих равных условиях: наличие исходного минимума знаний, положительной мотивации и т.д.). Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше темп его умственного развития.

Главным условием благоприятного психического развития школьников с пониженной обучаемостью специалисты называют соответствие требований, предъявляемых к ученику, не зоне актуального развития (т.е. тому уровню, которого ребенок уже достиг), а его потенциальным возможностям.

Формирование умений планирования, исполнения, контроля и оценки собственной  деятельности делает учебную деятельность ребенка полноценной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Власова Т.Д., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. - М.,2006 .
  2. Гонеев А.Д,.Лифинцева Н.И,.Ялпаева Н.В; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007.
  3. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. - М., 2005.
  4. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М.,2008.
  5. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в Новгороде. - М., 2006.
  6. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 2009.
  7. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. - М., 2005.
  8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.,2007.
  9. Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования. - 2006. - № 11.
  10. Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. - М., 2009.
  11. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.,2010.
  12. Уштский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. - М.; Л., 1950. -Т 10
  13. Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология, - 2005. - № 5
  14. Шибаева Л.В. Программа психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. - М.,2008.

1 Шевченко С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология. – 2009. - №5. - С.60.

2 Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М: Просвещение, 2005. - 368 с.

3 Зинченко, В.П. Образ и деятельность. –М., 2006,- с 608.

4  Выготский, Л.С .Возрастная психология.- М.,2007. – с 256.

5 Психология личности и деятельности дошкольника // под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, 2000. – с 305.

6 Шевченко, С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты.Серия: Коррекционная педагогика. -  М.: Владос, 2008.- с136.

7 Леонтьев, А.Н., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников. - М.: Просвещение, 2009. - с. 230.

8 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: ACT, 2007. - с. 320.

9 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: ACT, 2007. - с. 320.

10 Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников. - В сб.: Проблемы диагностики умственного развития. - М.: Педагогика, 2004. - с. 143.

11 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Психология, 2006. - с. 95.

 


Информация о работе Специфика коррекционной работы с детьми в классах компенсирующего обучения