Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 09:46, курсовая работа
Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенности прежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т. д. Все это требует от освобожденного значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Эти проблемы обусловливают необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. Причем необходимо отметить, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно
Введение
2
Состояние преступности в Российской Федерации (январь-август 2011 года)
4
2.Личность бывшего осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации
8
Факторы, влияющие на успех социальной реадаптации
14
3. Меры, направленные на социальную реадаптацию бывшего преступника
19
4. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
22
Заключение
26
Список использованной литературы
Воспроизводство нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачи социальной реадаптации. Подавляющее большинство освобожденных стремиться вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.
По мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодежи не находится в тесной взаимосвязи от таких характеристик, как образование или квалификация родителей, структурная неполноценность семьи, материально-бытовые условия жизни. Все это обретает значение в связи с социально-психологической атмосферой в семье - ее нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями. Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала их противозаконным поступкам.
Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях, то нетрудно предположить: условия реадаптации вряд ли будут благоприятными.
Воссоздание нормальных коммуникативных связей - еще один из важнейших процессов реадаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию, находить сочувствие. Заметим, около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Вот почему от того, как сложатся отношения между ними и государственными структурами, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое.
Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы реадаптацией отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию - забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием - посещения на дому, беседы. Целесообразность подобной превентивности вызывает серьезные сомнения, ибо ставит всех без исключения освободившихся в положение подозреваемых, создает почву для досужих обывательских толков и пересудов, хотя вполне оправданной сия мера выглядит по отношению к рецидивистам или осужденным условно, как и злостным нарушителям режима в период лишения свободы, то есть тем, кто действительно требует повышенного внимания.
Почти половина опрошенных экспертов - работники правоохранительных органов (46,9%) - полагают, своевременным формирование фонда материальной помощи бывшим заключенным. По их мнению, это будет содействовать преодолению многих трудностей. Однако 37,7% придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая такие финансовые затраты излишними. Столь же неоднозначно реагируют эксперты на вопрос, нужно ли создавать центры социальной реабилитации. Вероятно, некоторые из них усматривают в этом дополнительные для себя обязанности либо плохо представляют характер деятельности данных учреждений.
Реально оценивая возможности в оказании содействия вернувшимся из тюрьмы, 45% сотрудников милиции указали, что могут в основном помочь им трудоустроиться, но 11,7% практически признали свою беспомощность в решении их проблем. Симптоматично, что число разуверившихся увеличивается в зависимости от возрастания служебного стажа. По-видимому, низкая, а нередко отрицательная оценка реадаптационной работы общественностью, необходимость постоянно преодолевать бюрократические преграды, и на этом фоне высокий уровень рецидивной преступности, при настороженном, порой враждебном общественном мнении о ранее судимых, приводит милицейских служащих к мысли о бесполезности своих усилий.
Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуют расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы. Это само по себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп8
Российское уголовно-исполнительное законодательство с целью облегчения процесса социальной реадаптации лиц, отбывших уголовное наказание предусматривает следующие социальные гарантии для бывших заключенных. Согласно ч. 1 ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости об избранном осужденным месте жительства после предстоящего освобождения, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации учреждения, исполняющего наказание, направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
В соответствии со ст. 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, в целях способствования им в адаптации к условиям жизни открытого общества, особенно при выходе на свободу, а также из соображений гуманности и профилактики право нарушений им оказывается материальная помощь в разных формах: освобождаемые обеспечиваются бесплатным билетом до конечного пункта назначения и продуктами питания или, по их желанию, деньгами на проезд по установленным нормам. Обычно освобождаемым оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах. Однако с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (каюты третьего класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2-го класса. Больные, а также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием, исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.
При отсутствии у освобождаемого на лицевом счете денег ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом месячного заработка, если иное не установлено нормативными правовыми актами. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, за счет финансовых поступлений из благотворительных организаций.
При отсутствии у освобождаемого из мест лишения свободы необходимой по сезону одежды и обуви либо средств на ее приобретение он обеспечивается одеждой и обувью за счет государства.
Закон не обязывает администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, ставить заранее в известность родственников осужденного или иных лиц о времени его освобождения. Исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об освобождении в известность ставятся органы опеки и попечительства, органы здравоохранения. При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденных названных категорий, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.
Статья 182 УИК РФ дублирует конституционно закрепленные права граждан на труд, жилище, получение социальной помощи (ст. 37, 39, 40 Конституции РФ). Отдельные положения указанных норм нашли свое закрепление в иных законах и нормативных правовых актах. Так, в период вынужденной безработицы лицо, освобожденное от наказания и зарегистрированное в службе занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от его среднего заработка в период отбывания наказания, но не менее установленного размера минимальной заработной платы.
Бытовое устройство освобождаемых, не имеющих собственного жилья, является особенно сложным вопросом. В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ освобожденные от отбывания наказания (как и осужденные, находящиеся в местах лишения свободы) вправе обратиться в соответствующие органы о восстановлении их права на утраченную жилую площадь.
Наличие у освобожденного жилой площади до осуждения, согласие проживающих там на регистрацию, служат основанием для возвращения его для проживания по прежнему месту жительства.
В целях решения жилищных вопросов освобожденных в ряде регионов созданы центры социальной реабилитации, предназначенные в том числе и для решения вопросов временного проживания лиц, не имеющих жилья.
Современная российская пенитенциарная система включает следующие виды учреждений:
• места предварительного заключения;
• учреждения, исполняющие наказания.
Места предварительного заключения подразделяются:
• на изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ). В них содержатся люди, подозреваемые в совершении преступлений. Срок содержания - до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений - до 30 суток;
• следственные изоляторы (СИЗО), предназначенные для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а также осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу. Кроме того, в пределах 7% от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления.
Учреждения, исполняющие наказания:
• исправительно-трудовые колонии (ИТК) - основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы; делятся:
• на мужские - общего, строгого и особого (самого жесткого) режима;
• женские - общего и строгого режима;
• воспитательно-трудовые колонии (ВТК), предназначенные для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления, в возрасте от 14 до 18 лет (однако по рекомендации администрации колонии определением суда в интересах перевоспитания и исправления в ВТК могут быть оставлены осужденные в возрасте до 21 года);
• тюрьмы - учреждения с наиболее суровым режимом содержания. В пределах одного учреждения установлено два вида режима:
• общий;
• строгий;
• исправительно-трудовые колонии-поселения - места исполнения более мягкого наказания, чем лишение свободы. Делятся на три категории:
• для осужденных за неосторожные преступления;
• лиц, осужденных за умышленные преступления и осужденных не более чем на 5 лет;
• лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) общего и строгого режима.
Специфика социальной работы в учреждениях исправительной системы состоит в следующем:
• она ведется внутри социальных организмов с высокой степенью закрытости и изолированности;
• ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
• социальная работа проводится в обстановке противоборства двух непримиримых этико-правовых концепций;
• социальная работа неразрывно связана с исполнением уголовного наказания, имея, по сути, те же конечные цели, что и этот социально-правовой институт;
• социальная работа в условиях пенитенциарной системы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру, его правилам и нормам;
• в отличие от других сотрудников пенитенциарного персонала, социальный работник объективно вынужден занимать особое место: он является посредником не только между властью и гражданином, но и между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира, заставляя приверженцев этих философий искать социально приемлемые точки соприкосновения.
Социальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных.
Основные направления исправления и перевоспитания заключенных.
• режим отбывания наказания, т. е. система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания;
• общественно полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей;
• воспитательная работа (культурно-воспитательная, духовно-воспитательная работа, а также самовоспитание);
• общеобразовательная подготовка;
• профессиональная подготовка;
• оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.
Основными задачами социальной работы в учреждениях исправительной системы России является:
Информация о работе Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях