Сравнительный анализ отечественных и зарубежных пенсионных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ пенсионной системы России, соотнесение её с пенсионными системами других стран, выделение основных проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Методологические основы функционирования пенсионных систем
1.1. Социально-экономическая природа пенсий, их функции…………………5
1.2. Становление и развитие системы пенсионного обеспечения разных стран………………………………………………………………………………11
1.3. Модели пенсионных систем, их особенности…………………………….14
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных пенсионных систем
2.1. Этапы становления и анализ развития пенсионной системы России…...17
2.2. Функционирование пенсионных систем зарубежных стран……………..21
ГЛАВА 3. Совершенствование отечественной системы пенсионного обеспечения и страхования с учетом мирового опыта………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 66.40 Кб (Скачать файл)

В развитие Концепции реформы  пенсионного обеспечения был  принят Федеральный закон №27-Ф  “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования”.

Одним из важнейших шагов  по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом  работника явилось принятие Федерального закона №113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”.

В 1996 году был принят, а  с 1997 года вступил в силу федеральный  закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” № 27-ФЗ возникла настоятельная потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая ознаменовала начало нового — третьего этапа пенсионной реформы. В 2001-2002 годах был принят целый блок новых пенсионных законов - “О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации” № 166-ФЗ, “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ, и “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” № 173-ФЗ, “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации” № 111-ФЗ. Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы. И к 2004-2005 года, после трех лет пенсионной реформы и система пенсионного обеспечения, и система Пенсионного фонда России претерпели качественные изменения.

2.2. Функционирование пенсионных  систем зарубежных стран

 

Для улучшения пенсионной системы в России, можно рассмотреть пенсионную систему зарубежных стран таких как:

Великобритания

Система пенсионного обеспечения  в Великобритании по праву считается  одной из самых совершенных в  мире. Фактически Великобритания –  одна из немногих стран, на которую  почти не повлиял кризис пенсионных систем в Европе. Это и не удивительно: британское правительство в числе  первых ввело в стране систему  личного пенсионного обеспечения  и начало постепенно сокращение государственных  пенсий.

Пенсионная система в  Великобритании, как и во многих других развитых странах, трехуровневая  и подразделяется на базовые государственные  пенсии, государственные пенсии по выслуги лет, негосударственные пенсии. Впервые государственные пенсии в Великобритании начали выплачивать в далеком 1908 году, в то время, когда во многих даже очень развитых странах вопрос пенсионного обеспечения населения даже не поднимался. Базовые пенсии получают все без исключения британцы по достижению пенсионного возраста (под пенсионным возрастом в Великобритании подразумевается 60-летний для женщин и 65-летний возраст для мужчин). Размер такой пенсии – фиксированный и не зависит ни от стажа работы пенсионера, ни от его трудовых успехов и получаемой в течении трудового периода его жизни зарплаты. Как правило, для безбедного существования пенсионера базовых государственных выплат недостаточно – установленный государством размер пенсии минимальный: около 3 тыс. фунтов в год для одного человека и около 5 тыс. фунтов для семейной пары. По меркам Великобритании это совсем не большие деньги даже для пенсионеров.

Поэтому второй уровень государственных  пенсий, так называемых государственных  пенсий по выслуге лет, в денежном смысле н6амного превосходит базовый. Но эта схема и рассчитываемый по ней коэффициент выплаты пенсии, в отличии от базовой государственной, уже зависит и от стажа, и от размера заработной платы. Таким  образом, чем больше стаж служащего, тем больше его пенсионное обеспечение. Однако наибольшей популярностью среди  населения пользуется третий уровень, представляющий собой негосударственную  пенсионную схему. Именно эта схема, в отличии от государственной, позволяет  служащим получать добровольно большую  пенсию, размер которой регулирует сам служащий. Правда, уже целиком  и полностью из своего кармана. Несмотря на то, что по этой схеме работающие платят достаточно высокие взносы, личное пенсионное обеспечение постепенно вытесняет государственное: на сегодняшний  момент порядка 70% от всего объема выплачиваемых  в Великобритании пенсий приходятся именно на негосударственные выплаты. Снижение доли государственных пенсий в общем объеме пенсионных денег  понятно. Несмотря на то, что правительство страны регулярно индексирует пенсии, ценовая инфляция делает свое дело, и нынче государственная пенсия не только теряет свои позиции в общем объеме выплачиваемых пенсионерам всеми институтами денег, но и постепенно теряет в весе, даже сравнение со средним уровнем зарплат в стране. Таким образом, каждый британец может выбрать для себя одну, наиболее подходящую для него схему пенсионного обеспечения. Интересно, что фактически в Великобритании получается двухуровневая система пенсионного обеспечения (если смотреть со стороны пенсионера). Вы либо получаете деньги по выслуге лет заодно с базовой пенсией, либо копите себе на старость с помощью негосударственных схем, рассчитывая при этом на государство лишь в части базовой пенсии. Как правило, третий уровень представляет собой, так называемые профессиональные пенсии по выслуге лет, которые предоставляются работодателем для своих служащих.

В настоящий момент система  государственного пенсионного обе6спечения по выслуге лет находится на стадии реорганизации. Новая схема будет  отражать основную цель правительства  Великобритании – обеспечение безбедной  старости низкооплачиваемым служащим, тем, которые на настоящий момент зарабатывают н6е менее 9,5 тыс. фунтов в год. Как может участвовать  ни в какой другой схеме пенсионного  обеспечения, и по сути, их единственным доходом в старости будут лишь государственные выплаты. В первое время новая схема второго  уровня государственного пенсионного  обеспечения будет оставаться связанной  с размером заработной платы служащего. В конечном же счете, возможно, уже  к 2008году пенсия будет индексироваться, и для тех служащих, кто регулярно  делал соответствующие отчисления в пенсионные фонды, ее размер возрастет. Поэтому, в отличие от базового государственного пенсионного обеспечения, размер государственной  пенсии по выслуге лет будет увеличиваться  одновременно с ростом заработной платы.

 

Соединенные Штаты Америки

Модель пенсионной системы  США основывается преимущественно  на личном пенсионном страховании населения. Кроме того, американские компании, вынужденные отдавать сотни миллионов  долларов за пенсии своих сотрудников, оказываются в более сложном  положении по сравнению с их конкурентами из других стран, где за пенсионное обеспечение отвечает бюджет государства.

В распределительной системе  пенсионеры получают не свои деньги, а  деньги, ныне работающих и платящих налоги американцев. А, в свою очередь, взносы нынешних пенсионеров получили предыдущие поколения пенсионеров. Таким образом, распределительная  система представляет собой «обмен между поколениями». Принцип «обмена» - социальный, а не экономический, он осуществляется в обязательном (законодательном) порядке и может работать только на государственном уровне. Распространенное в США неформальное название такой  системы: «плати по мере получения». Поступающие  в пенсионные фонды средства в  виде налогов на социальное страхование, почти не задерживаясь на пенсионных счетах, поступают в распоряжение пенсионеров в виде пенсионных выплат. Государственная распределительная  система предназначена не для  инвестиций, а для гарантированной  выплаты пенсий пенсионерам в  установленных сроках и объемах.

Крупнейшая государственная  пенсионная система США, так называемая «Общая федеральная программа», охватывает почти всех занятых в частном  секторе экономики. Важно подчеркнуть, что вложение средств этих фондов может осуществляться только в государственные  ценные бумаги. Доля инвестиционного  дохода невысокая – порядка 9-10%. В целом, главная государственная  пенсионная система США выполняет  социальную, а не инвестиционную функцию.

Напротив, все остальные  пенсионные системы, существующие в  США, построены по накопительному принципу. Их инвестиционная функция играет первостепенную роль. Одновременно соответствующие  пенсионные фонды служат крупнейшим источником долгосрочных инвестиций в  экономику.

Распространены корпоративные  программы, когда работодатель и  работник платят в пенсионный фонд в равных долях. При этом существует право выбора между различными инвестиционными  программами, предлагаемыми управляющими компаниями.

Один из видов накопительных  программ – с установленными выплатами  – гарантирует участникам фиксированный  размер пенсии, который для каждого  работника определяется с учетом размера заработной платы и стажа  работы в компании. Как правило, пенсионные фонды формируют программы с  установленными выплатами за счет отчислений работодателей, а сами наемные работники  взносы в эти фонды не платят. Не только частные программы, но и  некоторые государственные пенсионные системы, в первую очередь, федеральные (охватывающие номенклатуру гражданской  службы и военнослужащих), построены  как системы с установленными выплатами.

Кроме того, существуют и  программы с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями  и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой  программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право  выбора между различными инвестиционными  программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, человек  сам несет ответственность за финансовые результаты инвестирования, от которых зависит его будущая  пенсия.

Помимо участия в корпоративных  пенсионных программах, любой американец может открыть свой собственный  накопительный счет. Размеры ежегодных  взносов на счет ограничен6ы верхним  пределом в 2 тыс. долл.

Таким образом, в идеале можно  обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную. Причем основной смысл персональных накоплений для работающих американцев  – это открытие после выхода на пенсию собственного бизнеса, возможность  путешествовать и развлекаться. Поэтому  неудивительно, что американские пенсионеры являются заядлыми путешественниками.

Чили

Если бы можно было делать ставки на успех знаменитой пенсионной реформы, стартовавшей в неблагополучном  Чили в 1981 году как на футбольный матч, то 99,9% экономистов из богатых стран, Международного Валютного Фонда  и Всемирного банка поставили  бы 1000 к 1 против удачного исхода эксперимента. Однако, не так давно Чили праздновала 25-летие своей пенсионной реформы. Как же совершилось пенсионное чудо, принципы которого были взяты за образец и казахстанскими специалистами, проводившими реформу отечественной пенсионной системы в 1997 году?

Чили – уникальная страна, всемирно известная как полигон, на котором отрабатывались неолиберальные реформы, в том числе пенсионная. До Аугусто Пиночета (бывший чилийский  диктатор) пенсионная система в Чили была государственной. Но с подачи великолепного  экономиста и оратора Хосе Пинеры в этой, возможно, самой чувствительной сфере экономики была приведена  революционная реформа, ставшая  показательным опытом для всего  мира.

С момента запуска чилийской  модели пенсионной системы в мае 1981 года, она обрела весомый авторитет  в глазах международного сообщества как одна из оптимальных альтернатив  государственной.

Старая проевропейская модель находилась в глубоком кризисе. Сберкассы  не в состоянии были выплачивать  пенсии, правительство и правящие партии без разбору раздавали пенсионные привилегии различным социальным группам. В стране насчитывалось около 100 категорий пенсионеров, которые были прикреплены к 32 государственным пенсионным фондам. Практика «выбивания» особых привилегий, создание стимулов для чиновников в виде бесплатного отдыха в резиденциях на престижных курортах стала нормой. Пенсионная система стала стабильным источником коррупции. Некоторые рабочие начинали получать пенсию в 42 года, в то время как другие вынуждены были работать до 65 лет. Пенсионная система охватывала только 62% рабочей силы и все равно не работала. Поэтому был предложен переход на систему индивидуальных накопительных пенсионных счетов. Добровольно, без принуждения.

Прежде всего, реформаторы  привели в порядок информацию о трудовой деятельности граждан. Это  чрезвычайно сложный процесс  продолжался около 4 лет. Вторым шагом  было введение единого пенсионного  возраста: для мужчин 65 лет, для женщин – 60. Каждый рабочий получил индивидуальную пенсионную книжку, в которую заносились личные данные и история его пенсионного  страхования. Чилийцам предоставляли  право выбора частного пенсионного  фонда, который управляет пенсионными  накоплениями. Для обеспечения гарантий сбережений был введен принцип трастового управления средствами, жесткие правила  отчетности, ограничения по инвестициям  и гарантии по обеспечению минимальной  доходности (4% в год с учетом инфляции). Затем был и также ограничены операционные издержки фондов.

Каждый, кто только начинал  работать, обязан был вносить 10% дохода на свой счет в одном из 20 частных  пенсионных фондов (еще 10% он мог вносить  по своему желанию). Одновременно были упразднены налоги за зарплату, которые  платили рабочие и работодатели. Согласно закону начисляемая зарплата работника повышалась на размер социального  налога работодателя, а работодатель от этого налога просто освобождался, и с этой суммой происходило начисление 10% вклада в пенсионную систему.

Важным аспектом новой  системы было определение минимального размера пенсии по старости, по инвалидности и по случаю смерти кормильца. Государство  гарантировало перечисления средств  на индивидуальный счет рабочего при  наступлении этих страховых случаев. Оно принимало данные гарантии, если в момент выхода на пенсию рабочий  имел трудовой стаж как минимум 20 лет. Не были забыты и те немногие старики, которые по разным причинам не имели  такого стажа или достаточного количества средств.

В течение первых трех месяцев  в частную пенсионную систему  перешло 25% рабочей силы Чили. После  пяти лет в ней участвовала  уже половина населения. Сегодня  участниками частной пенсионной системы Чили являются 63% занятых  в экономике. Суммарный объем  капитала в новой системе превысил $54 млрд. Пенсионные фонды инвестируют  средства в различные финансовые инструменты на фондовом рынке и  реализуют проекты предприятий. Они создали более 20 тысяч рабочих  мест в 447 филиалах по всей стране. Реформа  резко увеличила склонность населения  к сбережению. В среднем за 25 лет  на пенсионный счет начислялся доход  около 10% годовых. При выходе на пенсию средний чилийский рабочий будет  получать 60-65% от средней зарплаты по стране.

Благодаря участию в новой  системе граждане Чили являются акционерами  сотен акционерных предприятий  первой категории, то есть с низким риском. В результате проведенной  реформы чилийцы смотрят на отчисления в систему социального обеспечения  не как на очередной налог, а на как форму частного сбережения. Можно  сказать, что каждый чилиец владеет  акциями экономического успеха страны, так его сбережения инвестируются  в доходные национальные и международные  проекты. Эта сумма превышает  половину ВВП страны. Эти средства в состоянии привести в движение любой прибыльный проект. Каждый чилиец может контролировать использование  его денег, его будущее – в  его руках.

Информация о работе Сравнительный анализ отечественных и зарубежных пенсионных систем