Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:55, курсовая работа
Целью работы является анализ пенсионной системы России, соотнесение её с пенсионными системами других стран, выделение основных проблем и перспектив развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Методологические основы функционирования пенсионных систем
1.1. Социально-экономическая природа пенсий, их функции…………………5
1.2. Становление и развитие системы пенсионного обеспечения разных стран………………………………………………………………………………11
1.3. Модели пенсионных систем, их особенности…………………………….14
ГЛАВА 2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных пенсионных систем
2.1. Этапы становления и анализ развития пенсионной системы России…...17
2.2. Функционирование пенсионных систем зарубежных стран……………..21
ГЛАВА 3. Совершенствование отечественной системы пенсионного обеспечения и страхования с учетом мирового опыта………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...36
ГЛАВА 3. Совершенствование отечественной системы пенсионного обеспечения и страхования с учетом мирового опыта
Из всех практикуемых в
зарубежных странах способов адаптации
пенсионных систем к демографическому
кризису наиболее пристальное внимание
в России вызвало повышение пенсионного
возраста. Однако при этом не учитывается,
что в странах ОЭСР реализованы
различные механизмы и сроки
повышения пенсионного
При этом ни одна из этих стран
еще полностью не завершила мероприятия
по увеличению возраста выхода на пенсию,
поэтому оценивать
США. В настоящее время идет процесс постепенного увеличения пенсионного возраста до 67 лет, которое объявлено с 1983 г. как часть системы гибкого выхода на пенсию, включая сохранение возможности раннего выхода на пенсию.
Великобритания. Выбор был сделан в пользу постепенного увеличения пенсионного возраста до 68 лет. Сначала для женщин – 65 лет, а затем, в период 2024-2046 г.г., пенсионный возраст для обоих полов будет повышен до 68 лет.
Дания. В 2006 г. было принято
решение о повышении
Германия. Предусматривается повысить пенсионный возраст до 67 лет. Постепенный переход начнется в 2012 г. Сначала пенсионный возраст будет повышаться на один месяц за каждый год. Это относится к людям, родившимся между 1947 и 1958 г.г. После этого пенсионный возраст будет повышаться на 2 месяца каждый год. Это относится к людям, родившимся в 1959 - 1964 г.г. Существует исключение для тех людей, у которых страховой стаж составляет 45 лет и более. После 2012 г. они будут иметь право на полную пенсию, когда им исполнится 65 лет. Параллельно повышению пенсионного возраста правительство Германии ввело широкий спектр индивидуальных мер (называемых программа 50+) для увеличения шанса пожилым рабочим оставаться активными на рынке труда.
Норвегия. С 1973 г. введено право на полную пенсию с 67 лет, однако по-прежнему можно выходить на пенсию начиная с 62 лет. В таком случае пенсия пропорционально сокращается. Одновременно введен пенсионный взнос в размере 2% на частные пенсии в дополнение к государственным.
Швеция. Несмотря на то, что решение о проведении пенсионной реформы было принято в 1990-х г.г., новая система начала действовать полностью только с 1 января 2003 г. Причем Швеция ввела т.н. «гибкую пенсию» в возрасте 65 лет, которая предусматривает возможность выхода на «раннюю пенсию», начиная с 61 года с актуарным сокращением или после 65 лет с актуарным повышением пенсии.
Для повышения пенсионного
возраста практически во всех странах
ОЭСР, в отличие от России, есть существенный
демографический резерв: в большинстве
из них ожидаемая
В России же такого демографического
резерва нет: продолжительность
жизни составляет 62 / 74 года (соответственно).
А в возрасте 65 лет ожидаемая
продолжительность жизни в
Следует особо обратить внимание,
что все приведенные примеры
свидетельствуют о том, что даже
при наличии объективных
Взгляд на опыт зарубежных стран по повышению пенсионного возраста в отрыве от объективных национальных факторов позволил сделать выводы, что возраст - единственный способ решения финансовых проблем совершенствования пенсионных систем.
Однако такие выводы не
учитывают, что ни в одной из зарубежных
стран реформа пенсионного
Проблема финансовой зависимости распределительной модели пенсионной системы в России не может быть решена путем повышения пенсионного возраста по следующим основаниям.
Во-первых, низкая ожидаемая продолжительность жизни, особенно у мужчин приведет к тому, что часть застрахованных лиц не доживет до момента назначения пенсии и не сможет воспользоваться своими пенсионными правами.
Как было отмечено ранее, период получения пенсии у мужчин в России после достижения 60 лет ниже, чем в любой стране ОЭСР после 65 лет, а из мужчин, которым в настоящее время 20 лет, до 60 лет доживут лишь 60 % (т.е. умрут - 40%), а в течение последующих 5 лет из оставшихся 60-летних мужчин умрут еще 20%.
Таким образом, до 65-летнего
возраста получения трудовой пенсии
смогут дожить лишь 4 из 10, т.е. значительно
меньше, чем установлено нормами
Международной организации
Менее критично положение с женским населением страны: из числа 20-летних женщин до 60 лет доживут 85,6% (т.е. умрут 14,4%), и в течение последующих 5 лет из оставшихся 60-летних женщин умрут еще 7%. Поэтому можно сделать вывод, что по демографическим характеристикам увеличение возраста для женщин в принципе возможно, однако, с позиций макроэкономических и социально-трудовых параметров этот процесс должен быть актуарно просчитан и обоснован.
По прогнозам, разработанным
на основе параметров, установленных
Концепцией демографического развития
Российской Федерации на период до
2015 года, одобренной Распоряжением
Правительства Российской Федерации
от 24.09.2001 г. № 1270-р, 60-летние мужчины
достигнут текущей ожидаемой
продолжительности жизни в
Во-вторых, высокий уровень
инвалидизации населения при
повышении общеустановленного пенсионного
возраста вызовет резкий скачок числа
получателей пенсий по инвалидности.
6% новых назначений трудовых пенсий
по старости составляют инвалиды –
это тот минимум получателей,
которые при повышении
В-третьих, по расчетам, в России, также как и на Западе, незначительный (до 10-13% расходов на выплату трудовых пенсий) экономический эффект от повышения пенсионного возраста может наблюдаться лишь в первые 10-15 лет реформы (в зависимости от варианта повышения возраста), после чего пенсионная система начнет нести все возрастающие дополнительные расходы. Эти выводы подтверждаются опытом Германии, Польши и др. европейских стран, повысивших пенсионный возраст.
Дополнительные расходы
ПФР, связанные с повышением пенсионного
возраста, которые возникают, начиная
с 2020-х г.г., и к 2050 г. достигают 55% расходов
на страховую часть пенсии, связаны
как с сокращением ожидаемой
продолжительности периода
В-четвертых, повышение пенсионного возраста в российских условиях может повлечь за собой рост безработицы среди молодежи, поскольку пожилые люди будут дольше занимать рабочие места по причине более высокой конкурентоспособности, чем молодые. Другим следствием этого процесса будет сокращение продолжительности страхового стажа и, как следствие, снижение размеров пенсий у младшего поколения из-за более позднего вступления в трудовые отношения.
Помимо объективных
Заключение
Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и т.д. Основные принципы пенсионного обеспечения у нас в стране сегодня соответствуют международной практике и не требуют какой-либо ломки, однако организация пенсионной системы, ее механизмы должны быть адаптированы к сегодняшней реальности.
Богатый мировой опыт в
области пенсионного
На основе анализа опыта пенсионного реформирования в развитых и развивающихся странах рекомендованы некоторые направления дальнейшего реформирования пенсионной системы в России: стимулирование работодателей путем применения налоговых скидок и инвестиционных льгот, допуск в страну иностранных пенсионных фондов, увеличение размера пенсионных взносов и увеличение пенсионного возраста, увеличение числа возможных вариантов размещения денежных средств пенсионными фондами, субсидирование накопительных счетов государством и т.д.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"
2. Федеральный Закон от 02.02.2006 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
3. Постановление Правительства РФ от 2.12.2003 г. № 730 " О дополнительных мерах организации управления средствами пенсионных накоплений"
4. Бережной М.П. Проблемы деятельности НПФ // опыт моделирования пенсионных систем. 2005. №2;
5. Бочкарев Д.В. Мировой опыт развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов и генезис негосударственных пенсионных фондов в современной российской федерации. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1998;
6. Василенков С. Почему Россия не Швеция? // интернет - журнал Новая Политика. - 26 августа 2008
7. Караулов С.С. Состояние системы НПФ // Трудовое право. - 19.12.2000. - №3
8. Клевцова Т. Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты // Финансовая газета. - №12. - 2004г.
9. Кокорев Р.А., Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Информационно-аналитический бюллетень Фонда "Бюро экономического анализа". - июль 2004. - № 62
10. Крючкова, П., Реформа пенсионной системы: международный опыт и рекомендации для России // Общество. - 15.04.2002. - № 4. - С.82.
11. Митрофанов П., Рыбалкин Р. Надежность превыше всего // Эксперт. - 17 ноября 2008. - №45 (634)
12. Михальчук В.Ю. Целевая модель рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни // Сборник объединенного нарантияногофонда "Нарфонд" - http://www.narfund.ru/. - 2002. - №1
13. Обухова Е. Мировые модели пенсионного обеспечения // Журнал "Деньги" 08.10.2002 № 39 (394)
14. Сергеев М. Пенсионная система России катится в пропасть // интернет-журнал Независимая газета. - 28 апреля 2009
15. Сологуб А. Плакали наши пенсии // Эксперт Северо-запад. - 8 декабря 2008. - 48 (396)
16. Леонид Федун: необходим механизм консолидации рынка НПФ // ИА "РосФинаКом". - 17.04.2009
17. НАПФ представила концепцию создания механизмов обеспечения сохранности пенсионных накоплений // ИА "РосФинКом". - 17.04.2009.
18. Основные направления развития НПО и ОПС в РФ // ИА "РосФинКом". - 20.03.2009
19. Остановлены 28 негосударственных пенсионных фондов РФ // ИЖ "Лента. Ру". - 30.04.2009
20. Прощай, молодость // Деловое Прикамье - 09.07.2008. - № 7
21. Угодников К. Пенсионный сбор // Итоги - 22.01.2008. - №4 (606)
Информация о работе Сравнительный анализ отечественных и зарубежных пенсионных систем