Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:56, реферат

Краткое описание

Социализация сегодняшних студентов происходила в условиях кардинальных социальных, политических, экономических и культурных изменений, происходивших в нашей стране в последние два десятилетия. Современная молодежь стала активной участницей этих преобразований. Как известно из теории социальной психологии, отсутствие устоявшихся моделей построения своей жизни затрудняет процесс социализации и обретения социальной идентичности юношами и девушками. Наша молодежь уже не может воспроизводить жизненные сценарии своих родителей, поскольку мир стремительно меняется.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………3
2. Стиль жизни студента…………………………………………....4
2.1 Обсуждение результатов исследования…………………….5
2.2 Тест на метаморфический образ жизни…………………….6
2.3 Тест на выбор жизненного девиза…………………………..7
2.4 Тест на соотношение жизненных сфер……………………...9
2.5 Тест на общую характеристику жизни…………………….10
2.6 Тест на планирование жизни………………………………..11
2.7 Тест на отношение к работе…………………………………12
2.8 Тест на отношение к семье………………………………….13
2.9 Тест на отношение к досугу………………………………...15
2.10 Тест на жизненные стратегии………………………….…16
3. Заключение………………………………………………………..17
4. Список литературы………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

рефератсоциология.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет

 

Кафедра философии, политологии и социологии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

 

 

« Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции »

 

 

 

Работу выполнил

студент Павленко К.Ю. , ФИЭиГХ, 1Т-IV

 

Работу проверил

Бесчасная А.А., к.с.н., доцент

 

 

Санкт-Петербург

2014г.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………3
  2. Стиль жизни студента…………………………………………....4
    1. Обсуждение результатов исследования…………………….5
    2. Тест на метаморфический образ жизни…………………….6
    3. Тест на выбор жизненного девиза…………………………..7
    4. Тест на соотношение жизненных сфер……………………...9
    5. Тест на общую характеристику жизни…………………….10
    6. Тест на планирование жизни………………………………..11
    7. Тест на отношение к работе…………………………………12
    8. Тест на отношение к семье………………………………….13
    9. Тест на отношение к досугу………………………………...15
    10. Тест на жизненные стратегии………………………….…16
  3. Заключение………………………………………………………..17
  4. Список литературы………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социализация сегодняшних студентов происходила в условиях кардинальных социальных, политических, экономических и культурных изменений, происходивших в нашей стране в последние два десятилетия. Современная молодежь стала активной участницей этих преобразований. Как известно из теории социальной психологии, отсутствие устоявшихся моделей построения своей жизни затрудняет процесс социализации и обретения социальной идентичности юношами и девушками. Наша молодежь уже не может воспроизводить жизненные сценарии своих родителей, поскольку мир стремительно меняется.

Современный мир, с одной стороны, предоставляет большие возможности для самореализации личности, с другой стороны, заставляет каждого человека более активно и ответственно относиться к выбору стиля своей жизни. Современная студенческая молодежь – это те люди, которые будут определять направление развития нашего общества через 15-20 лет, поэтому изучение их представлений о стиле своей жизни дает нам возможность заглянуть в будущее.  Особый интерес вызывают представления молодежи о своей будущей работе и профессиональной карьере. От того, какое место они собираются ей отводить в своей жизни, в очень большой степени зависит развитие экономики и культуры в нашей стране. В этой связи нам представляется чрезвычайно актуальным изучение представлений студенческой молодежи (как ее наиболее активной части) о стиле своей жизни.

Понятие стиля жизни было предложено А.Адлером, который считал, что в нем находит отражение то значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений, и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем (1). Он первый связал это понятие с системой ценностных ориентаций и жизненных смыслов личности, и эта трактовка закрепилась и проявилась в исследованиях других авторов.

Д.Ройс и Э.Поуэлл определяют стиль жизни как «стратегию для достижения индивидуальных ценностей и чувств в мире, в котором каждый индивид должен жить так, чтобы оптимизировать свои личностные смыслы» (5, с.201). В соответствии с этим определением они выделяют три стиля жизни: альтруистический, смысл которого состоит в служении людям; индивидуалистический, направленный на самоактуализацию, и икаристический (по имени мифологического героя Икара), ориентированный на творчество. Разумеется, вариантов стилей жизни существует гораздо больше. А.Тоффлер отмечал, что современному человеку, благодаря взаимопроникновению традиций разных культур, можно выбирать из сотен вариантов жизненных стилей (4).

Целью данного исследования было изучение представлений студенческой молодежи о стиле своей жизни через описание жизни в целом, а также отдельных ее сфер (семьи, работы, досуга).

Стиль жизни студента

Анализ литературы позволил выработать четыре критерия, на основе которых можно осуществлять описание стилей жизни.

  1. Соотношение ориентаций личности: на себя, на других, на дело.
  2. Соотношение активности и пассивности.
  3. Соотношение сфер жизни с выделением доминирующей.
  4. Соотношение направленности на творчество и на традицию.

 

На основе этих критериев нами были теоретически выделены следующие стили жизни:

  1. Стиль жизни, ориентированный  на дело, на построение карьеры.
  2. Стиль жизни, ориентированный на других людей, на общение.
  3. Стиль жизни, ориентированный на себя, на самореализацию.
  4. Стиль жизни, ориентированный на досуг, на игру.
  5. Стиль жизни, ориентированный на новации и творчество.
  6. Стиль жизни, ориентированный на традиционный стиль жизни.
  7. Стиль жизни, ориентированный на пассивное отношение к жизни.

 

На этой основе была разработана методика «Стили жизни», в которой испытуемому предлагались разные суждения о жизни, ее планировании, о работе, семье,  досуге, своем развитии. В каждом пункте было семь высказываний, каждое из которых соответствовало одному из вышеназванных стилей жизни. Испытуемый должен был проранжировать их по степени соответствия собственным представлениям о жизни.

Кроме того, испытуемым предлагалось выбрать жизненный девиз и метафорический образ жизни, а также на двух кругах отобразить распределение времени по основным сферам жизни человека (работа, досуг, общение в семье, сон, бытовые дела) в настоящем и будущем (через 12 лет).

Объектом исследования были  студенты 2-4 курсов естественных (математика, физика, химия) и гуманитарных (филология, журналистика, философия) факультетов РГУ.  Общее количество участников было 344 человека: 171 юноша и 173 девушки.

Обсуждение результатов исследования

В начале опросника студентам предложили сделать выбор из перечисленных образов жизни. Их необходимо было проранжировать от 1 до 7, на первое место поставив наиболее понравившийся. При их интерпретации мы исходили из следующих представлений.

Лестница символизирует планомерный подъем, причем благодаря собственным усилиям восходящего на высоту человека. Это символ карьерного роста.

Карусель символизирует движение на одном уровне без перемен. Год за годом проходит по заведенному графику жизни. Символ  следования  традиции.

Пещера ужасов символизирует взгляд на жизнь как полное риска и опасностей путешествие. В ней от человека ничего не зависит, ему остается только реагировать и приспосабливаться к воздействиям.

Эскалатор также символизирует планомерный подъем, но за счет внешних сил. Человеку достаточно встать на первую ступень, иными словами, вписаться в определенную систему отношений, которая сама будет регулировать его подъем по иерархической лестнице.

Лабиринт символизирует движение к цели за счет нахождения правильного пути. Человек активен, но его действия запрограммированы устройством лабиринта.

Американские горки символизируют жизнь как чередование подъемов и падений. Жизнь воспринимается как экстремальное приключение, где неизбежны контрасты успехов и неудач.

Колесо обозрения символизирует жизненный цикл. В отличие от карусели, движение идет по вертикали. Жизнь сначала возносит человека до его пика карьеры, влияния, а затем опускает (к старости) к исходному состоянию, похожему на детство. Колесо обозрения также воплощает образ карьеры и публичности, поскольку человек вверху находится над другими людьми, которые еще только начали подъем.

Из всех метафор только лестница и лабиринт связаны с личной активностью субъекта, в остальных образах он включен в общее движение, только с разной скоростью и в разных плоскостях.

Анализ частоты выборов каждого образа показал следующую картину предпочтений юношей и девушек.

Таблица 1.

Частоты выборов юношами и девушками метафорических образов жизни

Метафорические

 образы жизни

Частоты

Σ

Ю

Д

1

Лестница

62

56

118

2

Карусель

6

11

17

3

Пещеры ужасов

2

2

4

4

Эскалатор

12

6

18

5

Лабиринт

31

36

67

6

Американские горки

44

42

86

7

Колесо обозрения

14

14

28


 

Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее часто в качестве метафорического образа жизни и юноши, и девушки выбирают лестницу, на которую приходится около трети всех выборов. Это свидетельствует о стремлении молодежи к личностному росту за счет собственных усилий. На втором месте по частоте предпочтений стоит образ жизни «американские горки». Это, на наш взгляд, можно интерпретировать так, что студенты рассматривают свою жизнь как обязательное чередование достижений и неудач, наполненное яркими, острыми впечатлениями. Лабиринт как метафора жизни занимает третье место по количеству выборов.  Этот образ жизни также подразумевает активность субъекта в жизненных выборах (пойти налево, прямо или направо), а также стремление дойти до цели, которая состоит в правильном прохождении лабиринта. С большим отрывом от этих трех образов выбираются такие метафоры как колесо обозрения, эскалатор, и карусель. Это свидетельствует о том, что молодежь не хочет видеть себя в качестве объекта чьих-то действий, а стремится к собственным усилиям и динамичному проживанию своей жизни. Аттракцион «Пещера ужасов» практически не воспринимается молодежью как метафора жизни, что говорит об отсутствии у нее страха перед будущей жизнью. Надо отметить, что различий между юношами и девушками по метафорическим представлениям жизни не прослеживается.

Второе задание в методике состояло в выборе жизненных девизов, которые также надо было расположить в порядке предпочтения. Результаты выборов студентов представлены в таблице 2.

Из этой таблицы видно, что большинство студентов  рассматривает жизнь как самореализацию (31,6 %), игру (22%) или конкуренцию (18%), вторую позицию в целом по выборке занимают общение и творчество. В отличие от первого задания здесь прослеживаются половые различия.

Таблица 2.    Частоты выборов жизненных девизов  

Варианты девизов жизни

Частоты

Σ

Ю

Д

1

Конкуренция

34

28

62

2

Сон

6

4

10

3

Общение

12

37

49

4

Игра

49

27

76

5

Самореализация

57

52

109

6

Творчество

13

25

38

7

Ритуал

0

0

0

Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции