Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:56, реферат
Социализация сегодняшних студентов происходила в условиях кардинальных социальных, политических, экономических и культурных изменений, происходивших в нашей стране в последние два десятилетия. Современная молодежь стала активной участницей этих преобразований. Как известно из теории социальной психологии, отсутствие устоявшихся моделей построения своей жизни затрудняет процесс социализации и обретения социальной идентичности юношами и девушками. Наша молодежь уже не может воспроизводить жизненные сценарии своих родителей, поскольку мир стремительно меняется.
1. Введение……………………………………………………………3
2. Стиль жизни студента…………………………………………....4
2.1 Обсуждение результатов исследования…………………….5
2.2 Тест на метаморфический образ жизни…………………….6
2.3 Тест на выбор жизненного девиза…………………………..7
2.4 Тест на соотношение жизненных сфер……………………...9
2.5 Тест на общую характеристику жизни…………………….10
2.6 Тест на планирование жизни………………………………..11
2.7 Тест на отношение к работе…………………………………12
2.8 Тест на отношение к семье………………………………….13
2.9 Тест на отношение к досугу………………………………...15
2.10 Тест на жизненные стратегии………………………….…16
3. Заключение………………………………………………………..17
4. Список литературы………………………………………………
Мнение о том, что семья является главной жизненной ценностью разделяет 40,6% опрошенных, причем так считают в равной мере и юноши, и девушки. Это доминирующая точка зрения. В то же время второе место занимает суждение о том, семья очень ограничивает свободу, поэтому лучше не спешить ее заводить (17,7%). Количество выборов этого пункта у девушек в два раза превышает количество выборов у юношей (соответственно 23,1 % и 12,2 %). Мы связываем это с традиционно большей нагрузкой на женщину в семейных делах. Часто, женщина оказывается перед выбором: семья или карьера. Поэтому современные девушки, хотят сначала добиться начальных профессиональных успехов, реализовать себя как личность, а потом строить семью и заводить детей.
Достаточно популярны среди молодежи представления о семье как институте продления рода и его традиций (11,3%), как поддержке в профессиональных успехах (9,5), как месте проведения досуга (8,1), как сфере, где можно проявлять свое творчество (7,8). Наименее значимым аспектом семейной жизни, с точки зрения молодежи, выступает налаженный семейный быт.
Следующий пункт был направлен на выяснение представлений молодежи о формах и роли досуга в их жизни. Результаты этого анализа представлены в таблице 8.
Таблица 8.
Отношение к досугу
№ |
Варианты ответов |
Частоты |
Проценты |
Σ |
% | ||
Ю |
Д |
Ю |
Д | ||||
1 |
Досуг как поддержание родственных отношений |
45 |
41 |
26,3 |
23,6 |
86 |
25 |
2 |
Отдых – это смена одной деятельности на другую |
33 |
19 |
19,2 |
10,9 |
52 |
15,1 |
3 |
Досуг – это возможность расслабиться и ни о чем не думать |
18 |
14 |
10,5 |
8 |
32 |
9,3 |
4 |
Досуг – это возможность пообщаться с семьей |
12 |
10 |
7 |
5,7 |
22 |
6,3 |
5 |
Досуг как возможность творчества |
6 |
23 |
3,5 |
13,2 |
29 |
8,4 |
6 |
Досуг – это время, когда можно заняться собственным развитием |
33 |
19 |
19,2 |
10,9 |
52 |
15,1 |
7 |
Досуг – это возможность заняться чем-нибудь необычным |
24 |
47 |
14 |
27,1 |
71 |
20,6 |
Четверть опрашиваемых рассматривают свой досуг как возможность пообщаться со своими родственниками. Еще почти четверть видит в нем возможность заняться чем-то необычным: опробовать новый вид отдыха, спорта, хобби. Сейчас активно развивается инфраструктура туризма, предоставляющая разные экстремальные виды отдыха, которые в первую очередь привлекают молодежь.
Третью позицию занимают представления об отдыхе как саморазвитии и смене одного вида деятельности другим (по 15 %). Сторонников пассивного отдыха довольно много (9 %). Заняться какой-нибудь творческой деятельностью в свободное время стремятся 8,5 % опрашиваемых студентов.
Меньше всего они хотят проводить досуг в кругу семьи (6,3%). Можно предположить, что досуг как поддержание родственных отношений понимается молодежью как возможность поездок, семейных встреч и торжеств, совместных выездов на природу, в то время как досуг в кругу семьи понимается как необходимость решения бытовых вопросов, как менее динамичный и креативный.
Итак, стремление студенческой молодежи к самореализации и саморазвитию находит выражение и в тех формах проведения досуга, которые ею выбирается.
Заключительный пункт методики был направлен на выявление представлений молодежи о том, какую жизненную стратегию должен выбирать человек при построении стиля своей жизни. Результаты обработки этих данных представлены в таблице 9.
Таблица 9.
Жизненные стратегии
№ |
Варианты ответов |
Частоты |
Проценты |
Σ |
% | ||
Ю |
Д |
Ю |
Д | ||||
1 |
Человеку важно, прежде всего, состояться как профессионалу |
32 |
18 |
18,7 |
10,4 |
50 |
14,5 |
2 |
Человек должен самостоятельно добиваться собственных целей |
51 |
39 |
29,8 |
22,5 |
90 |
26,1 |
3 |
Человеку в трудной ситуации надо набраться терпения и жизнь сама подскажет выход из нее. |
7 |
16 |
4 |
9,2 |
23 |
6,6 |
4 |
Человеку часто приходиться жертвовать своими интересами ради других людей |
16 |
14 |
9,3 |
8 |
30 |
8,7 |
5 |
Человеку важно стремиться к саморазвитию и самореализации в любых обстоятельствах |
43 |
44 |
25,1 |
25,4 |
87 |
25,2 |
6 |
Человеку важно, прежде всего, соответствовать ожиданиям окружающих его людей. |
4 |
10 |
2,3 |
5,7 |
14 |
4,1 |
7 |
Человеку важно творчески подходить к решению своих жизненных проблем |
18 |
32 |
10,7 |
18,4 |
50 |
14,5 |
Как и в предыдущих пунктах, молодежь отдает предпочтение стратегиям активного достижения поставленных целей (26,1%) и самореализации своих возможностей (25,2 %).
Вторую позицию занимают стратегии профессионального становления (14,5%) и творческого подхода к решению жизненных проблем (14,5%).
Гораздо меньшее число
студентов согласно с мнениями,
Вывод
Для обобщения результатов проведенного исследования нами были высчитаны суммарные значения по каждой из жизненных ориентаций для каждого испытуемого по всем рассмотренным выше позициям. Результаты этих вычислений представлены в таблице 10.
Таблица 10.
Стили жизни юношей и девушек
№ |
Стили жизни |
Суммы |
Средние | ||
Ю |
Д |
Ю |
Д | ||
1 |
Ориентированный на дело, на карьеру |
158 |
131 |
31,6 |
26,2 |
2 |
Ориентированный на других людей, общение |
210 |
207 |
42 |
41,4 |
3 |
Ориентированный на самореализацию |
166 |
141 |
41,5 |
35,2 |
4 |
Ориентированный на досуг, на игру |
40 |
65 |
13,3 |
21,6 |
5 |
Ориентированный на новации и творчество |
104 |
142 |
20,8 |
28,4 |
6 |
Ориентированный на традицию |
36 |
29 |
12 |
9,6 |
7 |
Ориентированный на пассивное отношение к жизни |
88 |
92 |
22 |
23 |
Анализ итоговых значений свидетельствует о том, что первое место у студентов занимает стиль жизни, ориентированный на других людей, на общение. Используя соответствующие пункты опросника, его можно описать следующим образом. Главным в жизни такой человек считает общение с другими людьми. Для него важно иметь дружную семью, много друзей и хорошие отношения с сотрудниками. Работу как таковую они рассматривают как место, где можно встретить людей с похожими интересами. Семья рассматривается как главная жизненная ценность. Отдых для такого стиля жизни это возможность общаться с друзьями. Однако, студенты, поддерживающие этот стиль жизни, понимают, что общение – это не только приятное времяпрепровождение, но и ответственность. Они считают, что человек включен в тесные отношения с окружающими людьми, поэтому они готовы жертвовать своими интересами ради блага других людей.
На втором месте стоит стиль жизни, ориентированный на самореализацию. Студенты, выбравшие этот стиль жизни, считают, что жизнь – это возможность проявить себя. Человек должен во всем быть самим собой и не боятся жить иначе, чем окружающие люди. В работе они ищут возможность личного и профессионального самосовершенствования. Досуг и отдых для таких людей – это время, когда можно заняться собственным развитием: почитать, сходить на выставку, в театр и т.д. Они считают, что человеку важно стремиться к саморазвитию и самореализации в любых обстоятельствах.
На третьем месте у юношей и у девушек стоят разные стили. Юноши выбирают стиль жизни, ориентированный на дело, на построение карьеры. Человек, выбравший этот стиль рассматривает жизнь как подъем по социальной лестнице. Каждый человек стремится занять как можно более высокую ступень в профессиональной и других сферах жизни. В профессиональной сфере самым главным считается достижение успеха в работе. Человеку важно, прежде всего, состояться как профессионалу. В этом стиле жизни семья рассматривается как место, где человек может набраться сил после трудового дня. Семья должна помогать человеку добиваться успехов в профессиональной сфере. Отдых означает смену одной деятельности на другую.
У девушек на третьем месте находится стиль жизни, ориентированный на новации и творчество. Человек с таким стилем рассматривает жизнь как поле для эксперимента и считает, что надо успеть все испробовать и во всем себя испытать. Работу он оценивает как место приложения творческих сил и самовыражения. Он считает, что главное в работе – это профессионализм и увлеченность. Семью он также рассматривает как сферу, в которой можно проявлять свои творческие способности в воспитании детей, организации быта и т.д. Досуг для такого человека также креативен. Такому человеку важно творчески подходить к решению любых жизненных проблем.
Достаточно большую представленность имеет стиль жизни, ориентированный на игру и досуг. Человек с таким стилем жизни считает, что к жизни не надо относиться слишком серьезно, надо от нее получать как можно больше удовольствий. Такой человек стремится выбирать работу, которая оставляет больше времени для досуга. Семья часто может рассматриваться им как избыточная нагрузка и помеха для свободного времяпрепровождения.
Стиль жизни, ориентированный на пассивное отношение к жизни также выбирается некоторой частью студентов. Такой стиль предполагает пассивную жизненную позицию, нежелание активно преодолевать препятствия, больше полагаться на помощь других людей.
Менее всего студенты склонны выбирать стиль жизни, ориентированный на традицию, суть которого состоит в повторении традиционного сценария жизни без привнесения в него собственной индивидуальности.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что выбранные студентами стили жизни демонстрируют их стремление к активной жизненной позиции, самореализации и творчеству. Для современной студенческой молодежи, независимо от пола, одинаково важными являются профессиональная и семейная жизненные сферы. Для них характерна установка на самостоятельную постановку жизненных целей и их достижение, хотя девушки допускают возможную помощь семьи в достижении жизненных целей. Студенты демонстрируют нежелание следовать традициям, хотя в целом отношение к традициям терпимое, особенно среди девушек. Для девушек также свойственна большая, по сравнению с юношами, активность в межличностном общении, в творческой самореализации и в профессиональном становлении. В целом, исследование показало, что студенческая молодежь ориентирована на самореализацию, профессиональное развитие и карьерное продвижение.
Список литературы
Информация о работе Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции