Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Функционализм как исследовательская ориентация отчетливо проявился в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун сформулировали основные положения этого направления.

Содержание

Введение
1. Структурный функционализм: краткие сведения
2. Теория социального действия Т. Парсонса
3. Структурный функционализм Р. Мертона
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 46.16 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменского государственного архитектурно-строительного  университета»

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

Контрольная работа по социологии 
на тему: «Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон)»

Вариант № 3

студентки____курса

отделения заочного обучения

специальность, группа__ЭУС-09з__

Зачетная книжка  № 003

преподаватель:

 

 

 

2013

 

Содержание

 

Введение

1. Структурный функционализм:  краткие сведения

2. Теория социального  действия Т. Парсонса

3. Структурный функционализм  Р. Мертона

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Функционализм как исследовательская  ориентация отчетливо проявился  в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с  начала 30х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун  сформулировали основные положения  этого направления.

К середине 30-х годов США  накопили значительный эмпирический материал, осуществив большое количество разнообразных  по масштабу и тематике эмпирических социологических исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных  регионов страны и касались лишь некоторых  проблем общественной жизни. Анализируя эмпирические факты. Они добивались только частных обобщений, частных  явлений или классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше появлялось таких теорий, тем острее сознавалась необходимость  разработки систематической теории науки, которая сама является наиболее важным показателем ее зрелости.

Важным этапом его истории  стал американский структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.), который  развил и распространил функционалистскую  методологию на все разделы социологии. 

 

  1. Структурный функционализм: краткие сведения

 

Структурный функционализм - это методологический подход в  социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей  свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых  выполняет собственную функцию.

Основоположниками структурного функционализма считаются известный  американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Ученик Парсонса - Роберт Мертон - внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать  между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти  представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под  несколько видоизмененным названием - структурализм.

Сегодня «функциональный  подход» в социологии - один из основных методологических подходов в современном  обществоведении. Его сущность состоит  в выделении элементов социального  взаимодействия, подлежащих исследованию и определении их места (функции) в некоторой связи, качественная определенность которых делает необходимым  его системное рассмотрение. В  том или ином виде функциональный подход присутствует во всех социальных концепциях, где общество рассматривается системным образом. При этом возникла и оказалась очень устойчивой аналогия между обществом и организмом.

Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма:

Общество - это система  частей, объединенных в единое целое.

Общественные системы  сохраняют устойчивость, поскольку  в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы.

Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются  в обществе. Например, радикалы и  хиппи 60-х годов внесли много перемен  в наше общество: новый подход к  проблемам окружающей среды, недоверие  к высшей власти, более раскованный  стиль одежды мужчин и женщин, однако сегодня, спустя 20 лет, радикалов и  хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

Социальная интеграция или  ощущение, что общество является крепкой  тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства  граждан страны следовать единой системе ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структурный функционализм Т. Парсонс.

 

Парсонс Толкот (1902г.-1979г.) - американский социолог. Основатель школы структурного функционализма в социологии. На протяжении более чем 30 лет после Второй мировой войны являлся одним в основных теоретиков социальной мысли. С 1927г. - преподаватель социологии в Гарвардском университете. В 1949г. был избран президентом Американской социологической ассоциации. Являлся членом и президентом Американской академии искусств и наук.

Для Т. Парсонса основной научно-исследовательской  задачей было построение обшей, системной, основанной на обобщении накопленного эмпирического и теоретического опыта, социологической теории. Для построения собственной концепции Т. Парсонс широко использует работы своих предшественников: Э. Дюркгейма (идею "органической солидарности" и метод анализа стабильности социальной системы, состоящей из функционально-дифференцированных ролей); М. Вебера (обоснование необходимости изучения социальных организаций и институтов через обобщенную схему - "рациональность социальной системы"); а также труды В. Парето (в интерпретации Л.Дж. Хендерсона). Кроме того, Т. Парсонс придает большое значение положениям, разработанным в рамках антропологического и психологического направлений социальной мысли (Г. Спенсер, З. Фрейд).

Основные труды: «Социальная  система» (1951г.); «К общей теории действия» (1951г.); «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы» (1966г.); «Система современных обществ» (1971г.) и др.

Толкотт Парсонс - центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель самой школы с множеством учеников. Парсонс по праву является крупнейшим представителем теоретической социологии XX века, основателем теории социальной системы и теории социального действия. Он внёс решающий вклад в создание современного языка социологии, в разработку основных понятий в их системном представлении.

Первая крупная проблема, которую мы видим в теории Парсонса - это понятие и содержание социальной системы, её структуры, структурных компонентов и функций. Социолог признаёт, что к этому времени сложились определённые предпосылки для такого исследования общества, наиболее значительными из которых были:

1.Достижение клинической  психологии, представляющей человеческий  индивид как динамическую структурно-функциональную  систему.

2. Результаты, полученные социальной и культурной антропологией.

3. По мнению Парсонса, Дюркгейм показал подлинное структурно-функциональное понимание социальной системы с вычленением её наиболее важных элементов и функций.

4. Работы немецкого социолога М. Вебера содержали обоснование социальных действий индивидов в контексте функционирования социальных организаций и институтов.

В центре исследования Парсонса - индивиды и их действия. При этом социолог приходит к выводу, что социальные действия людей, во-первых, нормативно регулируются и, во-вторых, происходят в рамках системы ценностей. Общество представляет собой нормативную общность.

Социальные системы, по определению Парсонса - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Структуру же этих систем можно проанализировать, применяя четыре типа переменных: ценности, нормы. Нормы, коллективы и роли ("Система современных обществ"). Поскольку сама социальная система образуется интеракциями человеческих индивидов, то каждый участник является одновременно и актёром, обладающим. Обладающим определёнными целями, идеями, установками, и объектом ориентации, как для других актёров, так и для себя самого. Ядром социальной системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь. Как порядок, чтобы быть значимым и легитимным, он содержит ценности, дифференцированные. Дифференцированные и упорядоченные правила и нормы, которые соотнесены с культурой. Коллектив людей, который охвачен нормативной системой, находится под её "юрисдикцией", именуемой Парсонсом «социетальной общностью».

Таким образом, социальная система  выступает в виде структуры, состоящей  из ценностей, норм, коллективных организаций  и ролей. Эти четыре структурных  категорий в концептуальной схеме Парсонса соотносятся с определёнными функциональными требованиями. Иными словами, чтобы существовать и развиваться, быть жизненной, любая социальная система должна отвечать четырём основным функциональным требованиям. Это - адаптация, целедостижение, интеграция и удержание, сохранение образца. Четыре функциональные требования выполняют четыре вышеназванные компоненты системы (ценности, нормы, коллективные организации, роли), олицетворяемые определёнными социальными институтами. 

Ценности являются первичными для сохранения и поддержания  образца функционирующей системы, что предполагает передачу их из поколения  в поколение через воспитание и овладение элементами культуры общества. Семья, школа, религия, государство  и другие общественные институты  выполняют данное функциональное требование. Особая роль принадлежит институтам социального контроля. Каждый общественный институт имеет свои целевые установки. Главной функцией роли в социальной системе является адаптация, которая  касается отношений между системой и её средой: чтобы существовать и развиваться система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой, прежде всего  экономической, которая является источником материальных благ и жизнедеятельности  людей. Вообще способность выполнять  значимые ролевые действия является, по Парсонсу, наиболее общим адаптивным ресурсом любого общества. 

Вторая крупная проблема, которую необходимо выделить в теории Парсонса - это проблема социального порядка, природы интеграции, стабильности социальных систем. В этом аспекте центральную, главенствующую роль играют культура и культурные ценности. 

В жизни люди в процессе взаимодействия одновременно противодействуют друг другу. Это характерно и в  классовых, групповых и личностных взаимоотношениях. Поэтому важно, чтобы  сила и факторы взаимодействия преобладали  над силами и факторами противодействия, а объединяющее начало было сильнее, чем тенденция к разъединению. Пока сохраняются отношения взаимодействия между личностью, культурой и  социальной системой, система - жизнеспособна.

Вместе с тем, ни ценности сами по себе, ни стандартизированные  ролевые ожидания не обеспечивают интеграцию и социальный порядок без формирования институциональной структуры, под  которой понимаются группы ценностей-ценности, стандартизированные нормы и ожидания, а также система социального контроля. Процесс институционализации, по Парсонсу, - это интеграция стандартизированных ожиданий с разными формами социального контроля - материального, духовного и административного. Культура, ценности, играют не только основополагающую роль в процессах институционализации сами по себе, но как бы и санкционируют всю правовую систему. Эффективность институциональных форм и правовых систем зависит не только от того, как в них выражены целостные ориентации людей - что им дорого и что они ценят, - но и от того, какую моральную поддержку оказывает этим формам общество людей. 

Таким образом, система стабильна, устойчива, консенсус обеспечен, если она развивается по выше изложенной схеме, соблюдая правила институциональной  интеграции и эволюции политических, социальных, экономических институтов в соответствие с теми общими ценностями, которые стимулируют предсказуемое социальное поведение большинства людей.

Третья крупная проблема, важная для целостного представления теории социальной системы - это проблема социальных изменений и эволюций. Говоря о порядке и стабильности, о консенсусе, Парсонс вместе с тем видел процессы, которые приводят к социальным изменениям. Социолог отмечает, что практическое изучение этих процессов - задача эмпирического исследования.

В работе "Функциональная теория изменения" Парсонс замечает, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии  идеального равновесия. Хотя определённая степень равновесия необходима для  обеспечения жизнеспособности системы. Поэтому процесс социального  изменения он представляет, как "подвижное  равновесие".

Информация о работе Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон)