Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Функционализм как исследовательская ориентация отчетливо проявился в течение последних пятидесяти лет. Он прошел сложную эволюцию с начала 30х годов, когда основатели британского антропологического функционализма В. Малиновский и А. Р. Редклифф-Браун сформулировали основные положения этого направления.

Содержание

Введение
1. Структурный функционализм: краткие сведения
2. Теория социального действия Т. Парсонса
3. Структурный функционализм Р. Мертона
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 46.16 Кб (Скачать файл)

Процессу эволюционного  развития соответствует процесс  инновации, который означает прорыв и обеспечивает обществу новый уровень  адаптивной способности. Инновация, прежде всего, охватывает сферу культуры и  ценностей.

Дифференциация общества требует интеграции. Так, например, в системе, где есть найм, различные  профессии, глава дома в традиционном обществе уже не может контролировать производство в рамках своей прежней  роли, определяемой родством. Производственная организация должна, поэтому разработать  систему авторитета, которой не было в системе родства. Производственные и домашние коллективы должны быть скоординированы внутри более широкой  системы посредством изменений  в структуре локального сообщества. Тем самым возникают новые "правила" игры и условия для выполнения новых ролей. Парсонс отмечает, что наиболее важным в новой легитимации является новая ценностная ориентация человека, особенно в его двух дифференцированных сферах действия и ответственности - в его профессиональной роли и в его семье.

Парсонс рассматривает социальную эволюцию как движение от простых  к более сложным формам общества. С течением времени происходят изменения  в сфере культуры, меняются ценности, что и предопределяет более масштабные образцы перемен. Для их обозначения  Парсонс выделяет две группы культурных ценностей, которые он называет структурными переменными А и Б. Основанием для их разграничения служат способы, с помощью которых общество решает самые жизненноважные вопросы своих членов.

Согласно Парсонсу, структурные  переменные типа А характерны для  простых обществ, в то время как  структурные переменные типа Б свойственны  исторически более высоким индустриальным обществам. Конкретизирует свой взгляд на общественную эволюцию социолог посредством  следующих пяти дилемм, в которых  первая часть относится к обществу со структурными переменными типа А, а вторая - к типу Б.

 

 
Структурные переменные типа А

 
Структурные переменные типа Б

Предписание

Статус предписан, он определяется типом семьи, в которой индивид рожден

Достижение

Статус индивида достигается  благодаря его личным усилиям (усердная работа)

Диффузность

Люди вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить широкий круг потребностей

Специфичность

Люди вступают во взаимоотношения, чтобы удовлетворить конкретные потребности (отношения между покупателем и продавцом)

Партикуляризм 
Индивиды ведут себя по-разному с конкретными людьми, например, они лояльны по отношению к членам семьи, но не к незнакомцам

Универсализм

Индивиды действуют сообразно  универсальным принципам, например, перед законом все равны, поэтому полицейский при необходимости арестует своего родственника

Аффективность

Люди стремятся удовлетворить  свои желания как можно быстрее

Аффективная нейтральность 
Люди становятся более нейтральными

относительно сроков вознаграждения

(сбережение средств для  больших покупок)

Коллективная ориентация 
Люди ставят интересы социальной группы, к которой принадлежат, выше интересов собственных

Ориентация на себя. 
Прежде всего, люди преследуют свои

интересы, а не интересы своей социальной группы


 

По Парсонсу, социальная эволюция обществ предполагает движение к структурным переменным типа Б. Если же общество окажется не в состоянии  двигаться в этом направлении, то в нем начинается стагнация, ибо  структурные переменные типа А противодействуют общественному прогрессу: общество, в котором статус предписан, препятствует наиболее способным индивидам выполнять  важные социальные роли.

Свои взгляды на социальную эволюцию сам Парсонс рассматривал как исходные, нуждающиеся в развитии.

 

  1. Структурный функционализм Р. Мертон.

Мертон Роберт Кинг (1910г.) – ведущий американский социолог, ученик Парсонса, функционалист. Директор Бюро прикладных исследований в Колумбийском университете. В своем творчестве стремился навести мосты между абстрактной теорией Парсонса и эмпирическими обзорными работами, олицетворяющими многое из современной американской социологии. Альтернативами последним Мертон называл теории среднего уровня, связанные с организацией эмпирических данных и эмпирическим исследованием по проверке теории.

Наиболее известные его работы: "Социальная теория и социальная структура" (1949г.); "Массовое убеждение" (1946г.); "Преемственность в социальном исследовании" (1950г.); "Читая о бюрократии" (1952г.); "Студенческий врач" (1957г.). Хотя все они очень значительны, его докторская диссертация о науке - "Наука, технология и общество в Англии семнадцатого столетия", - имела особый успех. Впервые изданная в 1938 г., она была построена на тезисе М. Вебера об отношениях между протестантством и капитализмом, став работой, сделавшей ему имя. Гипотеза Мертона заключалась в том, что рост научной деятельности в XVII-м столетии был тесно переплетен с социальными силами, включая пуританскую религию; эта перспектива привела к крупным изменениям как в историческом, так и социологическом анализе науки. Впоследствии Мертон также писал о науке как социальном институте, о способах организации и конкуренции в научной работе ("Социология науки", 1979г.). Хотя в последние годы принадлежность Мертона к функционализму и "естественнонаучной" модели социологических теорий широко критиковалась, важность его разностороннего вклада в социологию остается бесспорной.

"Высокая" теория  Парсонса стала объектом критики  со стороны социологов, которые  не разделяли его "схоластическую", "формалистическую" концепцию. К ним в первую очередь относится Роберт Кинг Мертон (1910г.). Он спорил с Парсонсом и по конкретным аспектам развил и переосмыслил целый ряд его теоретических положений.

Мертон является создателем более совершенной, динамичной, эмпирически  обоснованной теоретической системы. Свою теорию он называл теорией "среднего уровня" или "среднего радиуса  действия". Это по существу многочисленные промежуточные теории, такие как  теории отклоняющегося поведения, ролевых  конфликтов, бюрократической структуры  и т.д. 

Первая крупная проблема при рассмотрении социологической  теории Мертона это, во-первых, выяснение  дилеммы: кем является социолог, какое  направление он представляет - структурализм  или функционализм? Во-вторых, какое  место занимает социальная структура  и структурный анализ в его  теории? 

Сам Мертон исходит из того, что функционализм и структурализм нераздельно взаимосвязаны как направления единой теории социальной системы. Функционализм это и есть теоретическое и динамическое представление о работающей социальной структуре, взаимодействии ее компонентов. В рамках структурно-функциональной парадигмы функционалист, прежде всего, должен быть структуралистом. Это обобщенно проявляется в его подходе к предмету социологии, задачей которой является "ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтверждаемых предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения". Таким образом, благодаря объединению двух направлений - функционализма и структурализма, двух способов мышления и анализа в единую теорию, он разработал более конкретные и действенные концепции социальной структуры, отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов и др. Как считает социолог, любая структура не только сложна, но и внутренне асимметрична: в ней постоянно присутствуют конфликты, дисфункции, отклонения, напряжения, противоречия.

Теория функционализма Мертона  состоит как бы из двух взаимосвязанных  аспектов: критического и творчески-новаторского. Мертон считает неверным применение трех взаимосвязанных постулатов в функциональном анализе, которое имело широкое распространение в антропологии, а затем и в социологии.

1. "Постулат функционального  единства общества". Из этого  утверждения следует, что любая  часть социальной системы функциональна  для всей системы. Однако Р.Мертон утверждает, что в сложных, сильно дифференцированных обществах это "функциональное единство" сомнительно. Например, в обществе с разнообразием верований религия имеет тенденцию скорее разделять, чем объединять. 

Далее, идея функционального  единства предполагает, что перемена в одной из частей системы приведет к изменениям во всех других. И снова  Мертон утверждает, что это нельзя принимать как должное, настаивая  на конкретном исследовании. Он утверждает, что в сильно дифференцированных обществах его институты могут  иметь высокую степень "функциональной автономии".

2. "Постулат универсальности  функционализма" утверждает, что  "все стандартизированные социальные  или культурные" нормы имеют  позитивные функции". Мертон же  считает, что это утверждение  является не только упрощенным, но может быть и неправильным. Социолог предлагает исходить  из посылки, что любая часть  общества может быть функциональна,  дисфункциональна или нефункциональна!

3. Мертон подверг критике  и "постулат обязательности", согласно которому некоторые  институты или социальные oбpaзoвания  являются атрибутами для общества, (в этом свете функционалисты часто рассматривали религию). Критикуя этот постулат, Мертон утверждает, что те же самые функциональные требования могут удовлетворяться альтернативными институтами. По его мнению, нет убедительных доказательств, что такие институты как семья, религия являются атрибутами всех человеческих обществ. Для замены идеи обязательности, социолог предлагает концепцию "функциональных эквивалентов" или "функциональных альтернатив".

Концепцию Мертона о явных  и латентных (скрытых.) функциях можно  рассматривать в качестве наиболее позитивного и весомого его вклада в функциональный анализ. Только узко мыслящий практик-эмпирик ограничивается изучением явных функций. Вооруженный  понятием скрытой функции, социолог направляет свое исследование именно в ту область, которая не является видимой. Таким образом, определяя место Мертона в структурном функционализме, можно сказать, что он не только органично объединил теорию, метод и факты, создав "теорию среднего уровня", но его теоретические положения приобрели характер метода в эмпирическом и теоретическом аспектах. Тем самым он во многом преодолел абстрактность теории Т. Парсонса.

В работах Мертона, центральное  место занимает разработка теории и  методологии структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог, теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получили и проблемы функционализма. Если Парсонс сосредоточил свое внимание на функциях, функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок, то Мертон - на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц. напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка. 

Функция для Мертона - наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция - это прямо противоположные следствия. 

Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах проявления функций - явной и скрытой (латентной). Первая имеет место тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц. действий, а вторая - о непреднамеренных и неосознанных последствиях. Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.

Особенно великий вклад  внес Мертон в разработку теории аномии и девиантного поведения, а также  социологию социальной структуры, профессий, науки, медицины. Соц. аномия рассматривается  Мертоном как проявление кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности социальной системы, связанное с разложением  нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и индивидуальном сознании, что весьма характерно для  современного состояния российского  общества. 

Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации: 

  1. конформизм - социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью; 
  2. инновационность - принимаются социальные цели, но не способы их достижения; 
  3. ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения непоколебимы и священны; 
  4. ретритизм - отрицание и того и другого; 
  5. мятеж - замена и первого и второго.

Роберт Мертон считается  одним из классиков структурного функционализма. С помощью этой парадигмы  он обосновал конкретные теории - социальной структуры и аномии, науки, бюрократии. Эта парадигма ориентирована на теорию среднего уровня. Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции - по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Дисфункции - те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. Три условия, входящие в требования функционального анализа Р.Мертона:

  1. Функциональное единство
  2. Функциональная универсальность
  3. Функциональная обязательность (принудительность)

Информация о работе Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон)