Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:14, доклад
Молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.
Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации
Уральский технический институт связи и информатики (филиал)
Сибирского государственного университета телекоммуникаций и
информатизации.
Доклад на тему
«Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии»
студентка группы 761
Махнёва А.С.
Богаткина Е.А.
Екатеринбург, 2008
Введение
Молодые люди
составляют около 35% трудоспособного
населения России, во-вторых, что
самое главное, они – будущее
страны, и от стартовых условий
их деятельности зависит
Объектом исследования
данной работы является
Молодежь
– люди впервые выходящие на
рынок труда – во многом
уступают опытным работникам
в конкурентной борьбе за
Изучение проблемы вхождения студентов на рынок труда
Изучение проблемы вхождения студентов на рынок труда, как правило, проходит по следующим координатам: 1) «студент - система образования - рынок труда в будущем» и 2) «студент - система образования - рынок труда в настоящем ».
В рамках координат первого вида изучается соответствие жизненных стратегий студентов социальным функциям образования, которое может быть оценено через мотивацию учебной деятельности, точнее, что более продуктивно, через выделение внутренних и внешних мотивов. Мотивы, в свою очередь, порождают профессиональные и материальные притязания, соотнесение которых с личностными особенностями позволяет прогнозировать трудовое поведение будущих специалистов. В то же время студент может рассматриваться не просто как носитель определенных мотивов, но как потребитель образовательных услуг, находящийся на перепутье между рынком образования и рынком труда, которые сегодня, к сожалению, не представляют собой интегрированную систему.
Координаты второго
вида охватывают анализ
Рынок труда - это совокупность
социально-трудовых отношений
Рынки труда
классифицируются по следующим
критериям: пространственная
В качестве предмета исследования было выбрано отношение студентов к институциональным формам реализации жизненных стратегий. Мы придерживаемся понимания социального института как исторически сложившейся устойчивой формы безличных отношений между людьми, в основе которой лежит взаимное удовлетворение потребностей. Взаимодействие вне институтов основано на личных отношениях, его результаты в большой степени определяются случаем. Стабильность институтов зависит не столько от их материального воплощения, сколько от состояния сознания индивидов, от их готовности укладываться в заданные рамки.
Институты не просто защищают общество от случайной выгоды отдельных лиц. Элементы «правильного» поведения индивидов - приоритет учебной деятельности во время учебы, работа по специальности, неучастие в теневом рынке труда - служат цели экономии общественных ресурсов.
Соответственно, задача социолога в данном случае — определить степень готовности молодого поколения способствовать формированию цивилизованного рынка труда.
Исследование предполагало
измерение трех групп
Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Согласно российской официальной статистике к молодежи относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет.
При дифференциации трудовых ресурсов по возрастному критерию основным параметром, на основе которого будет проводиться анализ причин, вызывающих отклонение рынка от равновесного состояния, будет являться не только принадлежность к определенной возрастной группе. Молодежь отличается от опытных работников прежде всего гораздо меньшей длительностью трудового стажа (или полным отсутствием такового) и, как следствие, более низким уровнем квалификации. При выявлении причин существования молодежной безработицы в России, то есть факторов, вызывающих отклонение рынка труда от состояния равновесия, целесообразно разделить данную группу на две подгруппы:
1) учащиеся и выпускники
высших учебных заведений (
2) выпускники школ и
средних профессиональных
Для обеих подгрупп общей
характеристикой является незначительный
опыт работы либо полное отсутствие трудового
стажа и, как следствие, низкое качество
работы, производительности труда, по
сравнению с опытными работниками.
Для каждой из этих двух групп характерны
свои причины существования
Получаемая специальность - жизненная стратегия или тактический прием?
Мотивы выбора специальности выявлялись на основе шкалы, включающей различные по своему характеру позиции.
В целом на первый план в шкале предпочтения вышли профессии «финансово-экономически» – 48%. Мотивационная доминанта приоритета данной профессиональной сферы – высокий уровень заработной платы. Каждый четвертый респондент, например, заявил о своем желании работать в банке или какой-нибудь другой финансовой структуре, в более «благополучном» - негосударственном секторе.
Следующая группа – профессий, занимавшие второе место в шкале предпочтений – это сфера юриспруденции – 27%; медицина – 15,2%; сфера искусств и шоу-бизнеса – 9,6%; военные и правоохранительные органы – 2,6%; педагогика – 1,3%.»
Внутренний мотив «занятие интересной, творческой работой» набрал 28,1% сторонников (возможен был выбор нескольких вариантов ответа; в чистом виде данный мотив отметили 21,1% респондентов). Оказалось, что данный мотив присущ 25,4% мужчин и 30,6% женщин, т.е. зависит от фактора пола. Второе место в иерархии мотивов занял «престиж» и «профессиональный рост» (по 16,1%), третье - «высокая заработная плата»(13,6%),четвертое- «общественная значимость работы» (12,5%), пятое - «доступность вуза, специальности» (9,7%, при этом среди мужчин - 12,7%) и шестое - стремление идти по родительским стопам (3,8%). В данном случае все значения приведены в процентах от числа ответов, чтобы не выходить за 100%. Расклад позиций по данному вопросу требует дальнейшего уточнения, поскольку предыдущие исследования российских социологов выявляли приоритет мотива престижности профессии.
Отношение старшекурсников к выбранной специальности показывает, что в группе риска находится четверть студентов: 20,3% усомнившихся в правильности сделанного выбора (среди женщин - 30,3%) и 4,5% разочаровавшихся. При этом 44,1% опрошенных убедились в том, что находятся на верном пути (среди мужчин - 52,5%), а у 29,9% отношение к специальности никак не изменилось.
Иерархия причин сомнений и разочарований в выборе специальности выглядит следующим образом: «рынок труда переполнен», «заинтересовала другая профессия», «специальность стала непрестижной ». Как видим, на первое место выходят социальные, а не личностные причины, что говорит о пассивной позиции студентов, которых не устраивает их специальность.
Намерение работать по специальности выражают 66,1% респондентов (среди пятикурсников - 71,6%), не определились 28,1% и еще 5,7% уверены, что будут работать не по специальности. Естественно, что намерение работать по специальности коррелирует с отношением к специальности. В то же время представляют интерес позиции «убедился в правильности выбора специальности, но не собираюсь по ней работать» (2,3% респондентов) и «разочаровался в выборе специальности, но намерен по ней работать» (1,9%). Первая позиция может свидетельствовать о внутренней мотивации к знаниям, без привязки к их непосредственному практическому использованию, а вторая - о смирении с ситуацией, пассивной жизненной стратегии.
Итак, полученные данные
выглядят достаточно
Факторы подготовки к трудоустройству.
Многие выпускники учебных заведений, особенно те из них, кто не имел опыта работы в процессе обучения или на момент окончания учебного заведения не имеет места работы, при выходе на рынок труда становятся фрикционными безработными. В этом случае возможность найти работу соответствующей квалификации и с приемлемым уровнем заработной платы зависит от самого выпускника: на сколько активно он будет искать работу, от уровня его знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. Структурная безработица грозит тем молодым людям, чьи специальности не востребованы в настоящий момент на рынке труда.
Как правило, большинство
выпускников школ при выборе дальнейшей
профессии руководствуются
На вопрос о предполагаемом способе трудоустройства 51,6% заявили, что предпочитают трудоустроиться самостоятельно, 35,7% - через родственников, друзей и знакомых. Институциональные формы трудоустройства предпочли единицы: 2,9% высказались в пользу службы занятости и 3,9% - в пользу целевой контрактной подготовки. Анализ таблицы сопряженности показал, что активной позиции придерживаются мужчины и студенты 4-го курса, а «патернализм » свойствен женщинам и студентам 5-го курса. Кроме того, чем ближе момент завершения обучения в вузе, тем меньшее значение для студента приобретает служба занятости как инструмент поиска работы.
Что касается способа получения информации о рынке труда, то на первое место по числу выбранных вариантов ответа выходят СМИ (44,2%; допускался выбор нескольких вариантов), далее идут родители (12,2%) и преподаватели (12,6%), затем работодатели (9,5%) и, наконец, информационные материалы службы занятости (6,7%>). Не получают сведений о рынке труда всего 14,8%. Расклад позиций свидетельствует о том, что в данном случае наблюдается выраженный интерес к институциональным формам получения информации, однако непрофильный институт (СМИ) по своей популярности среди студентов намного опережает профильный - службу занятости.
Информация о работе Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии