Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:14, доклад

Краткое описание

Молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

Вложенные файлы: 1 файл

Студент на рынке труда.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации

Уральский технический институт связи и информатики (филиал)

Сибирского государственного университета телекоммуникаций  и 

информатизации.

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии»

 

 

 

 

 

                                                                                                          Выполнил:

студентка группы 761

Махнёва А.С.

                                                                                                            Проверила:

Богаткина Е.А.

 

 

 

Екатеринбург, 2008

Введение

     Молодые люди  составляют около 35% трудоспособного  населения России, во-вторых, что  самое главное, они – будущее  страны, и от стартовых условий  их деятельности зависит последующее  развитие. Молодежь уже сегодня  во многом определяет политические, экономические и социальные структуры  общества. Вместе с тем она  во всем мире является одной  из особо уязвимых групп на  рынке труда, особенно в нашей  стране. Несмотря на актуальность  перечисленных проблем, им уделяется  мало внимания в научных исследованиях,  средствах массовой информации, правительственных документах.

    Объектом исследования  данной работы является молодежный  рынок труда России - подразделение  общего рынка труда страны. Как  составной части целого ему  свойственны многие процессы  и явления, характерные для  общего рынка рабочей силы. Молодежным  рынком труда управляет тот  же механизм взаимодействия спроса  и предложения, для установления  равновесия должны выполняться   те же условия, что и на  общем рынке. Однако так же, как различные отраслевые рынки  отличаются друг от друга своей  спецификой и, как следствие,  различными факторами, влияющими  на механизм их функционирования, так и молодежный рынок труда  обладает отличительными особенностями.

       Молодежь  – люди впервые выходящие на  рынок труда – во многом  уступают опытным работникам  в конкурентной борьбе за рабочие  места, так как у молодых  людей нет опыта правильного  поведения на рынке; как правило,  нет квалификации требуемого  уровня; нет четкого представления  о закономерностях процессов,  происходящих на рынке труда.  В то же время, молодежь обладает  некоторыми конкурентными преимуществами  перед опытными работниками: молодые  люди более мобильны при выборе  и смене места работы, быстрее  приспосабливаются к новым условиям, предрасположены к обучению. Такая  противоречивая характеристика  молодежного трудового ресурса  объясняет уникальность ситуации, складывающейся на молодежном  рынке труда. Несмотря на то, что этот рынок как подразделение  общего рынка труда подвержен  влиянию тех же законов и  механизмов, установление равновесия  и отклонение от него во  многом обуславливается влиянием  уникальных факторов, характерным  только для молодежного рынка  труда. А потому актуальность  темы данной работы объясняется  важностью выявления этих факторов  для объяснения особенностей  механизма взаимодействия спроса  и предложения на молодежном  рынке труда, а также понимания  причин, вызывающих отклонение рынка  от состояния равновесия.

 

 

 

 

 

Изучение проблемы вхождения студентов на рынок труда      

 Изучение проблемы  вхождения студентов на рынок труда, как правило, проходит по следующим координатам: 1) «студент - система образования - рынок труда в будущем» и 2) «студент - система образования - рынок труда в настоящем ».  

 В рамках координат  первого вида изучается соответствие жизненных стратегий студентов социальным функциям образования, которое может быть оценено через мотивацию учебной деятельности, точнее, что более продуктивно, через выделение внутренних и внешних мотивов. Мотивы, в свою очередь, порождают профессиональные и материальные притязания, соотнесение которых с личностными особенностями позволяет прогнозировать трудовое поведение будущих специалистов. В то же время студент может рассматриваться не просто как носитель определенных мотивов, но как потребитель образовательных услуг, находящийся на перепутье между рынком образования и рынком труда, которые сегодня, к сожалению, не представляют собой интегрированную систему.  

 Координаты второго  вида охватывают анализ распространенности  различных форм занятости среди  студентов очной формы обучения, а также изучение работающих студентов как социальной группы. При этом работа может рассматриваться и как сдерживающий, и как ускоряющий фактор профессионализации.

         Рынок труда - это совокупность  социально-трудовых отношений по  поводу найма работника и   использования его труда в  общественном производстве; отношения  в сфере занятости по поводу  обмена функционирующих способностей  к труду на заработную плату.

    Рынки труда  классифицируются по следующим  критериям: пространственная сфера,  временные параметры, степень  эластичности, степень интегрированности,  степень устойчивости и регулируемости, сегментация по профессиональным, квалификационным и социальным  группам, по социально-демографическим  показателям. По критерию пространственной  сферы рынка труда можно различать  (применительно к федеральному  типу построения государства  и административному делению  России) федеральный, республиканский,  краевой, областной, городской,  районный, сельский рынки труда,  рынки труда мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург). На уровне межгосударственных  социально-трудовых отношений можно  выделить международный рынок  труда, рынки труда межгосударственных  регионов.  

         В качестве предмета исследования было выбрано отношение студентов к институциональным формам реализации жизненных стратегий. Мы придерживаемся понимания социального института как исторически сложившейся устойчивой формы безличных отношений между людьми, в основе которой лежит взаимное удовлетворение потребностей. Взаимодействие вне институтов основано на личных отношениях, его результаты в большой степени определяются случаем. Стабильность институтов зависит не столько от их материального воплощения, сколько от состояния сознания индивидов, от их готовности укладываться в заданные рамки.  

 Институты не просто  защищают общество от случайной выгоды отдельных лиц. Элементы «правильного» поведения индивидов - приоритет учебной деятельности во время учебы, работа по специальности, неучастие в теневом рынке труда - служат цели экономии общественных ресурсов.  

 Соответственно, задача  социолога в данном случае — определить степень готовности молодого поколения способствовать формированию цивилизованного рынка труда.  

 Исследование предполагало  измерение трех групп параметров: отношение к специальности, подготовка к трудовой деятельности, ожидания от рынка труда.

         Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Согласно российской официальной статистике к молодежи относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет.

При дифференциации трудовых ресурсов по возрастному критерию основным параметром, на основе которого будет  проводиться анализ причин, вызывающих отклонение рынка от равновесного состояния, будет являться не только принадлежность к определенной возрастной группе. Молодежь отличается от опытных работников прежде всего гораздо меньшей  длительностью трудового стажа (или  полным отсутствием такового) и, как  следствие, более низким уровнем  квалификации. При выявлении причин существования молодежной безработицы  в России, то есть факторов, вызывающих отклонение рынка труда от состояния  равновесия, целесообразно разделить  данную группу на две подгруппы:

1) учащиеся и выпускники  высших учебных заведений (отличительная  характеристика данной группы  – более высокий уровень квалификации);

2) выпускники школ и  средних профессиональных учебных  заведений (основная отличительная  характеристика – низкая квалификация).

Для обеих подгрупп общей  характеристикой является незначительный опыт работы либо полное отсутствие трудового  стажа и, как следствие, низкое качество работы, производительности труда, по сравнению с опытными работниками. Для каждой из этих двух групп характерны свои причины существования безработицы. И это объясняется различием  факторов, вызывающих отклонение от состояния  равновесия рынка труда, для каждой из этих групп.

 

 

 

 

 

 

 

Получаемая специальность - жизненная стратегия или тактический прием?

Мотивы выбора специальности выявлялись на основе шкалы, включающей различные по своему характеру позиции.

В целом на первый план в  шкале предпочтения вышли профессии «финансово-экономически» – 48%. Мотивационная доминанта приоритета данной профессиональной сферы – высокий уровень заработной платы. Каждый четвертый респондент, например, заявил о своем желании работать в банке или какой-нибудь другой финансовой структуре, в более «благополучном» - негосударственном секторе.

  Следующая группа – профессий, занимавшие второе место в шкале предпочтений – это сфера юриспруденции – 27%; медицина – 15,2%; сфера искусств и шоу-бизнеса – 9,6%; военные и правоохранительные органы – 2,6%; педагогика – 1,3%.»

 Внутренний мотив «занятие интересной, творческой работой» набрал 28,1% сторонников (возможен был выбор нескольких вариантов ответа; в чистом виде данный мотив отметили 21,1% респондентов). Оказалось, что данный мотив присущ 25,4% мужчин и 30,6% женщин, т.е. зависит от фактора пола. Второе место в иерархии мотивов занял «престиж» и «профессиональный рост» (по 16,1%), третье - «высокая заработная плата»(13,6%),четвертое- «общественная значимость работы» (12,5%), пятое - «доступность вуза, специальности» (9,7%, при этом среди мужчин - 12,7%) и шестое - стремление идти по родительским стопам (3,8%). В данном случае все значения приведены в процентах от числа ответов, чтобы не выходить за 100%. Расклад позиций по данному вопросу требует дальнейшего уточнения, поскольку предыдущие исследования российских социологов выявляли приоритет мотива престижности профессии.  

 Отношение старшекурсников к выбранной специальности показывает, что в группе риска находится четверть студентов: 20,3% усомнившихся в правильности сделанного выбора (среди женщин - 30,3%) и 4,5% разочаровавшихся. При этом 44,1% опрошенных убедились в том, что находятся на верном пути (среди мужчин - 52,5%), а у 29,9% отношение к специальности никак не изменилось.  

 Иерархия причин сомнений  и разочарований в выборе специальности выглядит следующим образом: «рынок труда переполнен», «заинтересовала другая профессия», «специальность стала непрестижной ». Как видим, на первое место выходят социальные, а не личностные причины, что говорит о пассивной позиции студентов, которых не устраивает их специальность.  

 Намерение работать по специальности выражают 66,1% респондентов (среди пятикурсников - 71,6%), не определились 28,1% и еще 5,7% уверены, что будут работать не по специальности. Естественно, что намерение работать по специальности коррелирует с отношением к специальности. В то же время представляют интерес позиции «убедился в правильности выбора специальности, но не собираюсь по ней работать» (2,3% респондентов) и «разочаровался в выборе специальности, но намерен по ней работать» (1,9%). Первая позиция может свидетельствовать о внутренней мотивации к знаниям, без привязки к их непосредственному практическому использованию, а вторая - о смирении с ситуацией, пассивной жизненной стратегии.   

 Итак, полученные данные  выглядят достаточно оптимистично  и говорят в пользу того, что  выбор специальности имеет стратегический  характер: по крайней мере, это отражение если не объективной ситуации, то субъективного настроя студентов. Возможно, если бы в выборку попали студенты младших курсов, показатели были иными.

 

 

 

 

Факторы подготовки к трудоустройству.

Многие выпускники учебных  заведений, особенно те из них, кто не имел опыта работы в процессе обучения или на момент окончания учебного заведения не имеет места работы, при выходе на рынок труда становятся фрикционными безработными. В этом случае возможность найти работу соответствующей квалификации и  с приемлемым уровнем заработной платы зависит от самого выпускника: на сколько активно он будет искать работу, от уровня его знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. Структурная безработица грозит тем молодым людям, чьи специальности  не востребованы в настоящий момент на рынке труда.

Как правило, большинство  выпускников школ при выборе дальнейшей профессии руководствуются собственным  субъективным мнением о престижности той или иной профессии. При этом многие из них не принимают во внимание перспективы развития рынка и  не могут предугадать, какие профессии  будут пользоваться спросом через 5 лет (на момент окончания профессионального  учебного заведения). Также налицо незнание сегодняшней конъюнктуры рынка  труда; до сих пор сильны тенденции  преимущественного выбора экономических  и юридических специальностей, сложившиеся  в постперестроечный период и  в данный момент не соответствующие  реальным нуждам рынка.

На вопрос о предполагаемом способе трудоустройства 51,6% заявили, что предпочитают трудоустроиться самостоятельно, 35,7% - через родственников, друзей и знакомых. Институциональные формы трудоустройства предпочли единицы: 2,9% высказались в пользу службы занятости и 3,9% - в пользу целевой контрактной подготовки. Анализ таблицы сопряженности показал, что активной позиции придерживаются мужчины и студенты 4-го курса, а «патернализм » свойствен женщинам и студентам 5-го курса. Кроме того, чем ближе момент завершения обучения в вузе, тем меньшее значение для студента приобретает служба занятости как инструмент поиска работы.  

 Что касается способа получения информации о рынке труда, то на первое место по числу выбранных вариантов ответа выходят СМИ (44,2%; допускался выбор нескольких вариантов), далее идут родители (12,2%) и преподаватели (12,6%), затем работодатели (9,5%) и, наконец, информационные материалы службы занятости (6,7%>). Не получают сведений о рынке труда всего 14,8%. Расклад позиций свидетельствует о том, что в данном случае наблюдается выраженный интерес к институциональным формам получения информации, однако непрофильный институт (СМИ) по своей популярности среди студентов намного опережает профильный - службу занятости.  

Информация о работе Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии