Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 18:53, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
· Описать основные виды молодежных субкультур.
Введение………………………………………………………………………….3
Субкультура. Контркультура. Общие понятия………………………………...4
-Понятие «субкультуры» и история термина…………………………… …..4
-Понятие «контркультуры»…………………………………………….………5
-Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»……………………………………………………………..…6
-Причины появления молодежных субкультур……………………………….6
Статья:ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ Т. В. ЛАТЫШЕВОЙ…………………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы:……………………………………………………………20
Введение…………………………………………………………
Субкультура. Контркультура. Общие понятия………………………………...4
Статья:ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ:
СУЩНОСТЬ, ТИПЫ Т. В. ЛАТЫШЕВОЙ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы:………………………………
«Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…»
Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.
Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.
Юные «неформалы» своей
активностью постоянно
Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
· Описать основные виды молодежных субкультур.
Актуальность данной темы состоит в том, что субкультуры появляются постоянно, и в будущем мы будем с ними сталкиваться, чтобы не бояться этого, нужно попытаться понять их.
Понятие «субкультуры» и история термина:
Субкультура это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от политики, экономики. Материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура.
«Субкультура (лат.sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами».Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Понятие «контркультуры»:
«Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями».
Контркульту́ра— специфический вид субкультуры.
Термин «контркультура»
впервые был использован
Контркультура, как правило, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.
Классические контркультуры:
«Наиболее старейшей контркультурой является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами». В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.
Яркий пример контркультуры
— радикальная часть
Связь «молодежной субкультуры»
С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени.
Различия между этими типами культур отражены в табл.
Таблица: Различия между субкультурой и контркультурой
Молодежная субкультура |
Контркультура |
основная атмосфера – игра |
основная стихия – митинг |
наличие оппозиции «они» – «мы» |
наличие общего значимого врага |
конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира |
деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом» |
борьба за выживание |
борьба за победу |
закрытость, эскапизм |
открытость, противостояние и война |
уход от встреч с врагом |
постоянный поиск встреч с врагом |
пассивно-оборонительная позиция |
агрессивно-наступательная позиция |
цель – изменение самого себя |
цель – изменение общества |
Статья: ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ Т. В. ЛАТЫШЕВОЙ.
Первые субкультурные теории, как российские, так и зарубежные, базируясь на традиции проблематизации юношеского возраста, строились на отождествлении молодёжных субкультур и сообществ лиц с отклоняющимся поведением.
Молодёжная субкультура. Под ней мы понимаем совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. При этом молодёжная субкультура далеко не всегда антагонистична по отношению к другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавая их оригинальные комбинации и дополняя материальными артефактами и духовными составляющими. В современном обществе тенденция к укрупнению субкультур и образованию больших молодёжных направлений имеет место, как в России, так и за рубежом. С этим процессом связано и изменение идентификации субкультурной молодёжи, всё чаще отрицающей свою принадлежность к той или иной субкультуре, но осознающей связь с более крупным образованием, т.е. движением. Примером укрупнения современных субкультурных образований является т.н. "dark-культура" (используются также понятия "тёмная культура", "шварц-сцена" и др. самоназвания), объединяющая такие субкультуры как готика (идейное и стилистическое ядро движения), индастриал (industrial), фетиш/BDSM, фрик (freak), японский рок (j-rock) и металл, тяготеющий к мрачной около готической эстетике (black metal, death metal, doom metal, love metal).
С середины 1980-х гг. стали проводиться исследования по данной проблематике. Типологический метод познания является общенаучным методом, широко используемым в социологии
Мы типологизируем молодёжные субкультуры по стадии внутреннего развития.
Субкультуры прошлого: моды, тедди-бойз, стиляги, битники, митьки, люберы и пр.
Реанимированные субкультуры: хиппи, готы старой школы, гранджеры, глэм-рокеры и др.
Современные субкультуры: байкеры, металлисты, наци-скинхеды, футбольные фанаты.
Хип-хоп, гламур, готика, индустриальная субкультура, фрик-культура и пр. находятся на стадии активного развития, появляются новые течения в их рамках, меняется стилистика (например, эмо-культура).
Мы сосредоточим внимание на субкультурах второй и третьей групп (см. табл. 1), типология которых дана
по двум основаниям: главному системообразующему признаку субкультуры и гендерной ориентации.
В рамках данной типологии мы сознательно избегали выделения имиджевых характеристик субкультур,
т.к. даже в рамках одной субкультуры вероятно множество имиджевых направлений. Помимо этого,
имидж включает в себя не только внешнюю стилистику, но и поведенческие характеристики, манеру
общения, дополнительные атрибуты принадлежности к субкультуре (например, мотоцикл для байкера).
Важнейшим признаком, дифференцирующим молодёжные субкультуры сегодня, является их гендерная
ориентированность. Она позволяет их носителям экспериментировать с собственной гендерной
идентичностью. Андрогинность, предполагающая нивелирование граней различимости полов, достигается
посредством использования особо стилизованной внешней атрибутики противоположного пола, инверсии
стереотипных форм поведения, предписанных гендерными ролями. Она может быть как способом
субкультурного самовыражения, так и общей тенденцией в области современной моды. Её необходимо
отличать от серьёзных психофизиологических расстройств, связанных с полом - гендерной дисфорией и
транссексуализмом. Андрогинность также не тождественна кроссдрессингу (трансвестизму), хотя
отдельные элементы данной практики могут быть использованы. Маскулинная ориентация, напротив,
подчёркивает мужественность носителей субкультуры, которая в подобном понимании соотносится с
брутальностью и культом физической силы.
Андрогинность и маскулинность - два полюса гендерной субкультурной ориентации, порождающие
конфликты между субкультурными группами. Существуют и субкультуры без выраженной гендерной
ориентации - как с сохранением гендерных ролей (гламур, ролевики, хип-хоп), так и гендерно
индифферентные (панк, раста, инди, рейв, альтернатива, многие спортивные субкультуры).
Типология субкультур в рамках современных молодёжных направлений
Наименование
направления
Наименования
субкультур
Стилистика и
символика
Стили
музыки
Коммуникативная
инфраструктура
Металлисты
"старой школы"
Глэм-рокеры
("глэмеры")
Байкеры
Журналы: "Rock
Oracle", "Dark
City", "Metal
Hammer", "Metal
Art", "1Rock"
Блэк-металлисты
("блэкеры")
Металл
Прочие
направления
металлистов, не
являющиеся
отдельными
субкультурами
Длинные волосы
("хаер"), футболки с
фотографиями и
логотипами
любимых групп,
грубые ботинки на
протекторной
подошве, одежда из
чёрной кожи,
заклёпки, цепи,
напульсники,
татуировки.
Символика включает
в себя узнаваемую
стилистику
логотипов
музыкальных групп,
возможно
использование
простых
некросимволов
("череп и кости" и
т.п.)
Музыка
жанров
"metal" или
"hard rock"
Вечеринки в
клубах г.
Москвы: "Точка",
"Релакс", "Рок-н-
ролл паб", "Plan
В", "ХО", "В1
Maximum" и др.
Готы
Риветхеды
("риветы",
"райветы")
Журналы:
"Gothland",