Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных факторов и причин суицидального поведения, определения основных направлений повышения жизнестойкости и реабилитации граждан, склонных к суициду.
В соответствии со спецификой поставленной цели определены следую-щие задачи:
1) определить основные понятия суицида;
2) рассмотреть категории, причины и факторы самоубийц;
Не следует вдаваться в философские рассуждения и полемику о пользе или вреде самоубийства. Не концентрируйте внимания подростка на каких-либо ценностях, ради которых он должен жить. Не берите на себя роль судьи. Не следует оставлять подростка одного. Там, где находится потенциальный суицидент, не должно быть никаких лекарств или оружия.
Прежде всего, необходимо помнить о серьёзном отношении ко всем угрозам. Собеседник должен почувствовать, что вы не равнодушны к его проблемам. Слушайте с чувством искренности и понимания. Настаивайте на том, что самоубийство - неэффективный способ решения всех проблем. Попытайтесь заключить соглашение о несовершении самоубийства.
Основным пунктом этого соглашения должно быть обещание подростка не причинять себе боли никоим образом. Если вы должны уйти, оставьте подростка на попечение взрослого. Пригласите специалиста или проводите подростка к тому, кто сможет вывести подростка из кризисного состояния.
Профилактическая беседа должна включать в себя 4 этапа:
Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений “сопереживающего партнерства”. Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
Второй этап - установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы: “поддержка успехами” и др.
Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: “планирование”, т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; “держание паузы” - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап - окончательное
формирование плана деятельности, активная
психологическая поддержка
Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем: что тяжелое эмоциональное состояние - явление временное; что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом; что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
Особую важность в деятельности по профилактике суицида имеют различные формы психологического обучения, направленные на повышение жизнестойкости человека, предлагающие ему различные способы управления своим состоянием:
1) формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.
2) направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- «Я – концепции» (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);
- собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;
- умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
- осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
3) развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
- формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
- формирования умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
- формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;
- формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;
- формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;
- формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);
- формирования умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
4) развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:
- навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;
- навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;
- навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
- навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
- навыков бесконфликтного и эффективного общения.
2.3 Реабилитация граждан, склонных к суициду
Реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение человека к активной жизни в обществе, к общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен во времени.13
Следует различать следующие виды реабилитации:
1) медицинская реабилитация,
направленная на полное или
частичное восстановление или
компенсацию той или иной
2) психологическая реабилитация, направленная на психическую сферу суицидента и имеющая своей целью преодоление в его сознании представления о его ненужности и никчемности;
З) профессиональная реабилитация, предусматривающая меры по обеспечению для реабилитируемых возможности участвовать в общественно-профессиональной деятельности;
4) бытовая реабилитация,
обеспечивающая нормальные
5) социально-педагогическая реабилитация как система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности суицидента, активной жизненной позиции, способствующих его интеграции в общество;
6) социально-экономическая
реабилитация как комплекс
нацеленных на обеспечение суицидента возможными денежными выплатами,
защиту его законных прав и интересов;
7) социальная реабилитация
как процесс восстановления
В зависимости от личностных
особенностей клиента, испытывающего
психологические затруднения
Основными видами помощи суициденту являются:
- индивидуальные беседы;
- включение клиентов в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций, переориентация индивидуальных и групповых интересов,
- обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, взаимодействия е окружающими, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях;
- рекомендации чтения специальной литературы;
- привлечение специалистов: психологов, юристов, социальных педагогов, психотерапевтов и т.д.
Эффективная реализация данных реабилитационных мероприятий возможна при соблюдении трех условий:
- высокая мотивация всех участников реабилитации;
- социально-психологическая компетенция специалистов и руководителей учреждения;
- координация деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов и др.
3 АНАЛИЗ САМОУБИЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1 Причины суицида
Как возникает убеждение, что жизнь безысходна? Многочисленные психические и соматические заболевания вызывают состояние безнадежности и отчаяния, с чем может быть связано решение покончить с жизнью.
Депрессия к суициду приводят психические расстройства, вызывающие выраженное чувство страдания или ослабляющие существующий инстинкт самосохранения. Из всех психических расстройств депрессия теснее всего связана с суицидом. Значительное число людей, страдающих так называемой «большой депрессией» при депрессивной фазе биполярных расстройств или испытывающих фобические расстройства, имеют суицидальные мысли и предпринимают суицидальные попытки. 14
Не менее 70% всех жертв суицида перед смертью страдали от депрессии. Трудно измерить масштаб реальных причин для отчаяния у самоубийц и сопоставить его с тяжестью депрессии. Во время тяжелой депрессии у людей иссякают все источники радости от работы, семьи, любви, привычной и необходимой активности, ранее делавшие их счастливыми. Будущее для них лишено надежды и представляется угрожающим и мрачным. Люди с тяжелой депрессией не могут себе представить каких-либо перемен к лучшему. Депрессия может также быть причиной целого ряда соматических проблем – утомляемости, нарушений сна, снижения аппетита, потери веса, утраты интересов, в том числе и радости от секса.
Депрессия постоянно
вызывает целый ряд
Такие симптомы, как галлюцинации, бредовые идеи и спутанность, могут привести к самоубийству, ибо смерть может «логически вытекать» из болезненных представлений или желаний. При шизофрении больные могут слышать «голоса», требующие от них совершения самоубийства. Некоторые личностные расстройства характеризуются непреодолимой склонностью к импульсивным действиям. В этом отношении заслуживают внимания пограничные личностные расстройства.
В тяжелых случаях
лица, страдающие такими
Специалисты пришли к выводу, что алкоголь играет большую роль и в возникновении суицидальных побуждений, а наряду с ним наркотики и передозировка медикаментов. Хотя чрезмерное пьянство иногда является побочным следствием депрессии, и с помощью выпивки больные пытаются преодолеть или замаскировать депрессивные расстройства, имеется большое число доказательств того, что злоупотребление алкоголем может привести к суициду и без всякой депрессии. Алкоголизм часто становится причиной супружеских и профессиональных проблем, затрудняет взаимоотношения с законом и связан с возникновением чувства разочарования и вины. Неспособность алкоголиков регулировать потребление алкоголя, оценивать и контролировать ситуацию, придерживаться общественных норм обостряет психические проблемы. Кроме того, алкоголизм сопровождается такими соматическими проблемами, как заболевания печени, нарушения пищеварения, неврологическими расстройствами, носящими хронический и мучительный характер. Все эти трудности могут иметь большое значения для решения уйти из жизни. Кроме того, косвенное химическое воздействие алкоголя на головной мозг заключается в ослаблении процесса торможения. Сильное пьянство приводит к утрате защитного барьера, который препятствует самоуничтожению.