Сущность опроса как метода сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 22:12, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание интереса к социологическим исследованиям является одной из характеристик особенностей современного развития белорусского общества. При проведении таких исследований социологи используют различные методы: наблюдение, опросы (анкетирование и интервьюирование), анализ документов и др. Интенсивное развитие прикладных социологических исследований на протяжении последнего десятилетия привело к выдвижению массового (анкетного) опроса на приоритетное место в качестве наиболее распространенного и популярного метода сбора первичной социологической информации. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, проведенных в Беларуси, России, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные методом опроса.

Содержание

Введение
. Сущность опроса как метода сбора социологической информации
. Анкетирование
.1. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней
.2. Основные разновидности анкетирования, типы опроса
. Интервьюирование и его основные типы
4. Основные этапы проведения массового опроса
. Особенности применения опроса в оперативных целях
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социологический опрос.rtf

— 278.04 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Сущность опроса как метода сбора социологической информации

. Анкетирование

.1. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней

.2. Основные разновидности анкетирования, типы опроса

. Интервьюирование и его основные типы

4. Основные этапы проведения массового опроса

. Особенности применения опроса в оперативных целях

Заключение

Список используемой литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Возрастание интереса к социологическим исследованиям является одной из характеристик особенностей современного развития белорусского общества. При проведении таких исследований социологи используют различные методы: наблюдение, опросы (анкетирование и интервьюирование), анализ документов и др. Интенсивное развитие прикладных социологических исследований на протяжении последнего десятилетия привело к выдвижению массового (анкетного) опроса на приоритетное место в качестве наиболее распространенного и популярного метода сбора первичной социологической информации. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, проведенных в Беларуси, России, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные методом опроса.

Опрос в настоящее время является наиболее распространенным методом сбора эмпирической социологической информации, так как его применение позволяет в сжатые сроки и со сравнительно небольшими затратами регистрировать и факты поведения людей, и их мнения, и их оценки происходящих событий в экономической, политической, духовной жизни общества, и их ожидания, надежды, опасения, ценностные ориентации, и их представления о ближайшем и более отдаленном будущем.

Однако самый распространенный метод - еще не означает самый простой и безопасный, так как изначальное преимущество той или иной процедуры сбора эмпирических социологических данных может быть сведено на нет неумелым ее применением. Без наличия специальных знаний о том, в чем состоит содержание и сущность процедуры опроса, без представления об условиях, средствах достижения взаимопонимания социолога с опрашиваемыми людьми (респондентами) в процессе проведения опроса оказывается невозможной серьезная и глубокая интерпретация полученных ответов, а, следовательно, и выработка научно состоятельных выводов и рекомендаций для практической деятельности.

Органы государственной безопасности являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и обеспечивают в пределах предоставленных им полномочий безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции вправе: осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Одним из действенных, наиболее простых и эффективных способов получения оперативно-розыскной информации является проведение опроса среди лиц, возможно обладающих информацией, имеющей значение для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим изучение опроса как оперативно-розыскного мероприятия весьма актуально в сложившихся условиях.

Актуальность указанной темы определяется также и тем, что опрос является одним из самых распространенных оперативно-розыскных мероприятий, так как он, как правило, не затрагивает конституционные права человека и не нуждается в дополнительном санкционировании со стороны суда и руководства оперативного подразделения.

 

 

1. Сущность опроса как метода сбора социологической информации

 

Опрос основывается на высказываниях и суждениях отдельных лиц и проводится с целью выявления различных нюансов мнения опрашиваемых (респондентов) как важного источника информации о реально существующих фактах и процессах действительности.

Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредствам устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

В большинстве случаев преобладание метода опроса обусловлено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды товаров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных. Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосредственных индивидуальных контактов каждого отдельного респондента с каждым отдельным вопросником (анкетой). Результаты социологического опроса складываются на базе определенного выборкой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь - вопросник - респондент, либо исследователь - вопросник - анкетер (интервьюер) - респондент. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя информацией, необходимой ему для решения исследовательской задачи, он должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

Следует иметь в виду, что опрос как метод сбора эмпирической социологической информации имеет принципиальное отличие от других социологических методов. Скажем, в процессе наблюдения или анализа документов социолог, как правило, фиксирует акты поведения исследуемого, вызванные воздействием окружающей среды, а не самого социолога. При использовании этих методов существует лишь одностороннее воздействие исследуемого на действия социолога, состоящие в регистрации актов поведения первого из них. Взаимодействие исследуемого и исследователя при наблюдении или анализе документов (кроме включенного наблюдения интересующих его людей) не является их существенной характеристикой, а, напротив, представляет собой побочный фактор, действие которого необходимо уменьшить всеми возможными способами, чтобы не исказить содержание и не снизить качество получаемой информации.

В случае применения метода опроса ситуация изменятся коренным образом. Здесь взаимодействие социолога и опрашиваемого (респондента) становится основным параметром, характеризующим сущность данного метода. Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, направляет его в нужное русло, что сказывается на результатах исследования. Поведение респондента может способствовать достижению целей, поставленных исследователем, но в результате ошибочных действий последнего может стать и препятствием для их достижения, затруднить продвижение к ним.

опрос интервьюирование анкета

 

2. Анкетирование

 

2.1 Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней

 

В процессе проведения массового опроса чаще всего в качестве основного инструмента сбора первичной социологической информации используется анкета. Она представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам в виде опросного листа. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное).

Для получения качественной информации об изучаемых социальных явлениях и процессах важное значение имеет композиция анкеты. Ее основные компоненты таковы: I) титульный лист, 2) вводная часть, 3) основная часть, 4) социально-демографическая часть.

Титульный лист анкеты содержит название организации, осуществляющей опрос, название темы или проблемы опроса, место и год издания.

Главную смысловую нагрузку несет основная (содержательная) часть анкеты. Ее содержание - достижение поставленной цели, т.е. сбор социологической информации, необходимой для решения поставленной исследовательской задачи, определяется целями, задачами, программой проводимого исследования. При разработке этой части анкеты социологу приходится решать такие проблемы: 1) о чем спросить; 2) почему именно об этом; 3) в какой форме; 4) сможет ли респондент ответить на заданные вопросы; 5) захочет ли респондент отвечать; 6) не носит ли вопрос внушающего характера, не содержит ли он подсказки; 7) достаточно ли ясны объяснения техники заполнения анкеты, в частности, понятно ли опрашиваемому, сколько можно выбрать вариантов ответа, как отвечать на вопрос в форме таблицы (по строкам, по страницам); 8) не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций у респондента (не задевает ли самолюбие, не вторгается ли в интимную сферу, не вызывает ли опасения за возможные нежелательные последствия откровенного ответа и др.).

Наконец, в заключительной, социльно-демографической части анкеты респондента просят сообщить о себе сведения демографического характера (пол, возраст), а также данные о национальности, профессии, роде деятельности, месте жительства.

По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:

. Вопросы о фактах, целью которых является получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политической сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента

. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий, существующей в стране, в регионе, на предприятии и т.п. ситуации.

  1. Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того, что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.
  2. Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку респондентами тех или иных явлений, процессов, событий.
  3. Вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д.
  4. Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъективных представлений респондентов о мотивах их поступков или оценок

По своей логической направленности вопросы в анкете также делятся на несколько типов

Основные вопросы - это высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте.

Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента.

Вопросы-фильтры применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить анкетеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.

Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа.

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу "да - нет", носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены.

Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.

Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: "другое", "что еще", т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопросов.

Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию респондента по отношению к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п.

Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов.

Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социолога. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования. При печати и наборе текста анкеты все вопросы нумеруются по порядку, а нумерацию вариантов ответов внутри каждого блока вопросов лучше нумеровать не цифрами, а порядковыми буквами алфавита. Следует использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, для оживления текста анкеты и снятия психологического утомления респондента рекомендуется использовать рисунки. Нельзя разрывать текст вопроса и переносить его со страницы на страницу, потому что это затрудняет восприятие респондентом текста как целого. Анкета должна предусматривать место для записи ответов на открытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим в случае использования вопросов-фильтров.

 

2.2 Основные разновидности анкетирования, типы опросов

 

Независимо от того, насколько тщательно разработана анкета, желательно осуществить ее эмпирическую проверку в пробном (пилотажном) исследовании. Цель такого исследования - проверить, соответствует ли разработанный инструментарий целям и задачам (исследовательской программы, эффективно ли срабатывают выделенные вопросы, однозначно ли они воспринимаются респондентами, способны ли ответы па них дать адекватную, достоверную информацию об изучаемом объекте). Дня пилотажного исследования из выборочной совокупности обычно выбираемся подвыборка объемом около 50 человек, в которую желательно включить представителей всех выделенных групп (например, рабочих, предпринимателей, инженеров, учителей, пенсионеров, студентов). Одной из наиболее эффективных форм пилотажного опроса является групповое обсуждение текста анкеты с 3 - 4 респондентами, при котором социолог инициирует критический разбор всех вопросов анкеты, чтобы выявить возможные разногласия в интерпретации формулировок вопросов, степень «работоспособности» последних и, в случае необходимости, внести корректировки в текст вопросника.

Информация о работе Сущность опроса как метода сбора социологической информации