Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 22:12, курсовая работа
Возрастание интереса к социологическим исследованиям является одной из характеристик особенностей современного развития белорусского общества. При проведении таких исследований социологи используют различные методы: наблюдение, опросы (анкетирование и интервьюирование), анализ документов и др. Интенсивное развитие прикладных социологических исследований на протяжении последнего десятилетия привело к выдвижению массового (анкетного) опроса на приоритетное место в качестве наиболее распространенного и популярного метода сбора первичной социологической информации. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, проведенных в Беларуси, России, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные методом опроса.
Введение
. Сущность опроса как метода сбора социологической информации
. Анкетирование
.1. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней
.2. Основные разновидности анкетирования, типы опроса
. Интервьюирование и его основные типы
4. Основные этапы проведения массового опроса
. Особенности применения опроса в оперативных целях
Заключение
Список используемой литературы
Второй путь позволяет перепроверить полученные легальными методами данные с помощью наблюдения, прослушивания телефонных переговоров и т.п.
Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный сотрудник может проводить опрос лично, непосредственно, либо поручать его проведение другому должностному лицу, действующему по поручению указанного сотрудника. При этом по просьбе опрашиваемого лица сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Однако в ходе такой беседы не исключается и использование правил конспирации в интересах получения информации от указанных лиц, располагающих сведениями, необходимыми для решения задач оперативно-розыскной деятельности, однако не желающих предоставить ее сотруднику оперативного подразделения.
Истинные цели опроса из тактических соображений могут зашифровываться либо опрашивающий может скрыть свою профессиональную принадлежность. В случаях, когда от опрашиваемого поступила просьба о конфиденциальном характере сообщаемых сведений, данные о нем не разглашаются, и это лицо впоследствии в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия не допрашивается.
Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос - прерогатива следователя или лица, производящего дознание. Он осуществляется с обязательной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный сотрудник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело. Опрос - как бы привилегия оперативника.
Результаты разведывательного опроса могут быть оформлены либо объяснением, либо рапортом.
В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.
Во втором случае, при оформлении результатов опроса в форме рапорта, полученные сведения используются в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании мероприятий, а также как источник о лице, обладающем определенной информацией. Этот рапорт также может быть приобщен к материалам уголовного дела.
Постоянно вызывает дискуссии вопрос о применении в ходе опроса технических средств (магнитофона, видеокамеры, кинокамеры). Использовать такие средства возможно как гласным путем, так и негласным, но в любом случае факт звуко -, видеозаписи оперативно-розыскного мероприятия оформляется рапортом сотрудника, их применявшего. В этом документе должны быть отражены основные параметры произведенной записи, в частности вид магнитофона, тип магнитной пленки, условия производства записи, текст записанного сообщения и т.п.
Звукозапись беседы, в установленном порядке исследованная экспертом в области акустики, может быть признана источником доказательств по делу и положена в основу обвинительного (или оправдательного) приговора.
Для проведения опроса разрабатывается вопросник - четкая система вопросов, оформленных в виде анкеты (для анкетирования) или в виде перечня (плана для интервью, беседы).
Вопросы классифицируются по различным основаниям, выделяющим:
По технике заполнения в зависимости от наличия возможного ответа различают:
а) закрытые вопросы - опрашиваемому (респонденту) предлагается
выбрать из вариантов ответа тот, который совпадает с его мнением;
б) полузакрытые вопросы - опрашиваемый имеет возможность нетолько выбрать вариант ответа, но и высказать свое особое мнение;
в) открытые вопросы - не содержат вариантов ответа и предлагают свободную, произвольную форму ответа опрашиваемым.
Вопросы опрашиваемому должны задаваться в спокойном тоне. Недопустимо вслух оценивать и комментировать ответы опрашиваемого. Запрещается также задавать наводящие и безнравственные вопросы. Так, наводящие вопросы в самой формулировке содержат желаемый для опрашиваемого ответ. Особенно не уместны они при опросе несовершеннолетних, ведь у них повышенная внушаемость, которая может привести к искажению истины. «Улавливающие» вопросы рассчитаны на то, чтобы поймать опрашиваемого на случайной оговорке. Они обычно направлены на запутывание опрашиваемого. Очень осторожно нужно применять и косвенные вопросы, т.е. такие, об истинной направленности которых опрашиваемый не осведомлен.
Опрос граждан, в том числе иностранцев и лиц без гражданства с использованием полиграфа является разновидностью оперативно-розыскного мероприятия - опроса с применением технических средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей, путем фиксации физиологических реакций опрашиваемого на задаваемые вопросы. ОИП проводится органами государственной безопасности в соответствии с Законами Республики Беларусь "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь", "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О государственных секретах".
Органы государственной безопасности применяют ОИП в целях повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности и проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам, а также отбора кандидатов на службу (работу) в КГБ.
Целью ОИП является оценка достоверности информации, полученной ранее от опрашиваемого человека.
Результаты ОИП носят вероятностный характер и имеют ориентирующее значение для осуществляемой органами государственной безопасности оперативно-розыскной деятельности, а также при проведении проверочных мероприятий, связанных с допуском к государственным секретам.
Опрос граждан с использованием полиграфа проводят специально подготовленные сотрудники оперативно-технических и оперативных подразделений, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие допуск к работе с полиграфными устройствами.
В ходе опроса опрашиваемый вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в его проведении. Отказ от опроса не может рассматриваться в качестве подтверждения причастности опрашиваемого к совершению преступления и свидетельствовать о сокрытии известных ему сведений, а также вести к ущемлению его законных прав и свобод.
Практика показывает, что опрос граждан - одно из самых распространенных ОРМ. При опросе нельзя применять угрозы, любого рода физическое воздействие, нельзя понуждать к даче показаний против самого себя или близких родственников, нельзя допускать действия, унижающие достоинств личности.
Заключение
Опрос в настоящее время является наиболее распространенным методом сбора эмпирической социологической информации, так как его применение позволяет в сжатые сроки и со сравнительно небольшими затратами регистрировать и факты поведения людей, и их мнения, и их оценки происходящих событий в экономической, политической, духовной жизни общества, и их ожидания, надежды, опасения, ценностные ориентации, и их представления о ближайшем и более отдаленном будущем. Широкая же его применимость объясняется, во-первых, тем, что вербальная, словесная информация, регистрируемая в процессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной, во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опрашивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозможно, в-третьих, возможностью его многократного повторения и тиражирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время, в-четвертых, относительной дешевизной его проведения.
Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим законодательством, в пределах их компетенции.
Опрос - оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой специальное общение с лицом с целью получения информации, имеющей значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Изучение опроса как оперативно-розыскного мероприятия весьма актуально в сложившихся условиях.
Оперативно-розыскное мероприятие «опрос» не ограничивает конституционные права человека. Опрос можно классифицировать по следующим основаниям: по субъекту; объекту; месту проведения; времени проведения; использованию технических средств; маскировке цели опроса; подготовленности; сокрытию принадлежности опрашивающего к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; участию в опросе лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе. Применение полиграфа не является самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием, а представляет собой разновидность опроса с применением специальных технических средств, в ходе которого фиксируются психофизиологические параметры (реакции) опрашиваемого на задаваемые вопросы.
Список используемой литературы
1. Бабосов Е.М., Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. - Мн.: «ТетраСистемс», 2001. - 496 с.
2. Бабосов Е.М., Опрос как метод сбора первичной социологической информации: Учеб. пособие. - Мн.: ИНБ Республики Беларусь, 2000. - 29 с.
. Гречихин В.Г., Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 232 с.
. Погодин Г.В., Обработка и анализ данных социологического анкетного опроса: Методические рекомендации. - Мн.: ИНБ Республики Беларусь, 2004. - 17 с.
. Погодин Г.В., Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования. - Мн.: ИНБ Республики Беларусь, 1995. - 28
. Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г. № 289-З.
. Закон Республики Беларусь «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г. № 102-З.
. Приказ Председателя Комитета государственной безопасности Республики Беларусь 22 августа 1998 г. № 91 «Об утверждении инструкции о порядке проведения органами государственной безопасности Республики Беларусь опроса с использованием полиграфа».
Информация о работе Сущность опроса как метода сбора социологической информации