Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция
Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.
Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература
П. Блау (1918 - 1989) осуществил попытку конструктивного синтеза основных положений функционализма, интеракционизма и школы социального конфликта. Социальный обмен учёный понимает как специфический тип ассоциации, включающий «действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений» [2, с. 241]. Теория П. Блау ценна тем, что он показал связь между микропроцессами межличностного общения, взаимодействия и конфликта, с одной стороны и возникновением таких структур, как социальные группы, сообщества, организации и институты, с другой.
3.8. Феноменология.
Основы феноменологического видения мира заложил немецкий философ Эдмунд Гусерль (1859 – 1938), который, с одной стороны рассматривал мир как субъективный процесс, воздействующий на личность, вызывая у неё «поток сознания»; с другой стороны, лозунг Э.Гусерля «Назад к самим предметам!» означал отделение сознания личности от предметного мира. Такое «чистое» сознание создаёт с предметами смысловое поле. Познание предметного мира направлено не на восприятие свойств и функций познаваемого объекта, а на сам процесс восприятия. Отсюда следует, что для исследователя не имеет значения, существует ли мир реально, главное, что субъект (человек) ощущает. Такой метод познания Э. Гурсель называл «методологической редукцией» [8, с. 34].
Его последователи в социологии Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927) написали трактат по социологии знания «Социальное конструирование реальности» (1966). Общество по Бергеру-Лукману включает два основных момента: существует как субъективная и объективная реальность. Общество — непрерывный диалектический процесс. Во взаимоотношениях вырабатываются общие значения, а взаимодействия типизированы. Общество как объективная реальность строится на экстернализации и объективации (включающую институционализацию). Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения которое его создаёт впервые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли, так как оно показывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации — интернализация. Человек — социальный продукт, общество и объективная реальность, и человеческий продукт.
Наиболее известен как представитель социологической феноменологии австрийский социолог Альфред Шюц (1899 - 1959). В своих работах он опирался на философии Э. Гусерля. В своих размышлениях А. Шюц отталкивался от понятия личности. Видение мира каждым индивидом определяется его рождением, развитием, религиозными, идеологическими, культурными воздействиями («биографической ситуацией»). Биографическая ситуация создаётся и окружающим миром и человеком одновременно, т.е. сочетает субъективное и объективное. Биографическая ситуация является источником перспектив развития личности. Повседневное мышление, по А. Шюцу, гармонизирует индивидуальные биологические ситуации и перспективы развития личности путём идеализаций. Эти идеализации формируют представления о мире, которые становятся общими и воспринимаются как объективный мир. Это и есть мир повседневной жизни, поток феноменов [8, с. 35]. Главной задачей социологии является открытие общих принципов организации повседневной жизни.
Достижением феноменологической социологии было её обращение к анализу свойств обыденного мышления и деятельности. Именно А. Шюц показал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности. Повседневность – одна из сфер человеческого опыта, характеризующаяся осой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности [2, с. 253].
3.9. Этнометодология.
Основателем этнометодологии является Гарольд (Харольд) Гарфинкель (род. 1917), он изложил свои взгляды в сборнике эссе «Исследования по этнометодологии» (1967 г.). Между 1946 и 1952 Г.Гарфинкель обучался на кафедре социальных отношений в Гарварде под руководством Т. Парсонса. Однако, в то время как Парсонс подчеркивал важность абстрактных теоретических исследований, Г. Гарфинкель больше тяготел к эмпирическим исследованиям, особенно социальным взаимодействиям, которые не осознаются самими участниками.
С точки зрения этнометодологии Г. Гарфинкеля, социология призвана изучать все аспекты повседневной социальной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе весьма важной сферой повседневной деятельности людей. Все люди в обществе, по Г. Гарфинкелю, являются социологами, ибо, приписывая значения действиям других и претендуя на их понимание, они выступают в качестве практических теоретиков.
Сторонники этнометодологии, как научного направления (А. Сикурель, Х. Сакс), попытались выработать методы для выяснения того, какие правила используют люди при осмыслении поведения других людей и для того, чтобы сделать свое собственное поведение понятным другим. Речь шла не о том, что регулирует социальные действия, а о правилах, используемых для установления того, каково значение действий в конкретной ситуации. Такое правило составляет социальное действие как таковое [12].
Вслед за А. Шютцем, Г. Гарфинкель стремился построить основы для интерпретативной социологии деятельности. Эта дисциплина должна была установить, каковы мотивы в сознании и в опыте, приводящие к инвариантным, универсальным структурам жизненного мира. Социальная действительность воспринималась Гарфинкелем как то, что порождается по ходу взаимодействия участников в привязке к конкретному месту действий. Цель же этнометодологического описания — в выяснении того, как происходит это порождение: каковы механизмы в деталях. Например, что именно в поведении и в окружении данного человека заставляет нас воспринимать его как женщину или как мужчину, в рамках биологического статуса; что именно в нашей манере держаться перед аудиторией позволяет интерпретировать это поведение как «чтение лекции» и т.д. [11].
В современности, этнометодологические исследования обладают большим разнообразием форм: последовательный анализ беседы; исследование социальных методов классификации (анализ категории членства); исследования параметров настройки рабочего места и действий (исследования работы) и т.д.
3.10. Социологический постмодернизм.
Социологический постмодернизм представлен рядом современных социологических теорий, в том числе теорий общества как самореферентной системы (Н. Луман), теорией социального поля (П. Бурдье) [4, с. 46].
Теория социального поля П. Бурдье (1930 – 2002).
Пьер Бурдье пытался избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии (практический социолог). Цели Бурдье — исследовать диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явлениями. Вместо понятий субъект и индивид он вводит понятие «агент», который осуществляет стратегии, то есть системы практик. Основными понятиями теории также являются «габитус» и «поле». Габитус – это система приобретенных диспозиций, порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Так как П. Бурдье отказывается от понятия структуры, он заменяет его понятием поля. Поле – совокупность отношений между объективными позициями, которые статистически определят взгляды занимающих их агентов как на данное поле, так и на их собственные позиции. П. Бурдье говорит о трех полях: экономическом, культурном, социальном [11]. Учёный рассматривает анализ одного из полей (экономики) как частный случай общей теории полей, который даёт социологу исследовательские инструменты. Поле не существует в реальности, являясь продуктом социологического конструирования, но, вместе с тем, оно не произвольно, а основывается на социально-исторических фактах [3, с. 146].
Таблица. Труды П. Бурдье.
Название произведения |
год |
«Начала» |
1994 |
«Практический смысл» |
2001 |
«Любовь к искусству. Европейские художественные музеи и их публика» |
1966, 1969 |
«Различие. Социальная критика суждения» |
1979 |
«Студенты и их учёба» |
1964 |
«Практический разум. О теории действия» |
1994 |
«Ответы. К рефлексивной антропологии» |
1992 |
«Правила искусства. Происхождение и структура литературного поля» |
1992 |
*Таблица составлена на основе энциклопедии [3].
Никлас Луман (1927 - 1998) – автор теории самореферентных систем. Основные произведения: «Общество общества» (1997 г.), «Социальные системы» (1984 г.). Учёный считает социологию «системным анализом социальных образований». Рассматривает общество как систему, которая не является объективным феноменом, а представляет собой систему отношений и возможностей отношений. Основополагающей характеристикой «систем» и «сред», согласно Н. Луману, является комплексность – пространство возможностей «переживания и действования». Существование системы предполагает отбор возможностей, обеспечивающих её существование. Такое ограничение происходит через самореференцию – установление самотождественности, самосоотнесение. Т.е. самореферентность общества означает его способность себя описывать. Н. Луман выделяет психические, биологические, механические, социальные системы. Элементами психических систем являются мысли, а элементами социальных (не люди), а коммуникации. Люди – являются частью среды социальных систем. Коммуникация – включает в себя информацию, её сообщение и понимание сообщения получателем. Она является смысловым, самореферентным процессом. Общество, как форма социальности, представляет собой систему, задающую область всех возможных коммуникаций [3, с. 520].
Конспект учебного материала составлен на основе литературы:
Практические задания:
1. Что такое «протонаучный этап» в развитии социологии? Охарактеризуйте его. Какие ещё этапы развития социологии Вы знаете.
2. Назовите предпосылки
3. Как связана социология и позитивизм? Кто является основателем позитивизма? Кого принято называть «отцом» социологии?
4. Изложите «Закон трёх стадий»
О.Конта. Заполните в таблице
Теологическая стадия |
Метафизическая стадия |
Позитивная стадия |
5. Охарактеризуйте классический период в развитии социологии.
6. Какое влияние оказали на
социологию естественные науки?
Какие направления в
7. Назовите, наиболее крупные классические теории в социологии.
8. Охарактеризуйте теорию
9. Дайте характеристику теории Э. Дюркгейма.
10. Что такое «понимающая
11. Изложите суть теории К. Маркса.
12. Можно ли сказать, что в
современной социологии
13. Какие социологические школы
относят к эмпирическому
14. Охарактеризуйте основные
15. Какое направление
16. Что Вы знаете о «символическом интеракционизме»?
17. Какие учёные относятся к Франкфуртской школе? Расскажите об их вкладе в науку.
18. Кто такой Э. Гидденс? Расскажите о его теории.
19. Как называется направление в социологии, объединившее последователей З. Фрейда. Дайте его характеристику.
20. Расскажите о структурализме.
21. Изложите суть теории
22. Что Вам известно о
23. Кто такой Г. Гарфинкель?
24. Охарактеризуйте теорию
25. Что такое «самореферентная система». Кто является автором теории самореферентных систем?
Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов