Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция
Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.
Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература
1. Предпосылки возникновения социологии. О.Конт – основатель социологии.
2. Классический период развития социологии.
2.1. Г. Спенсер – представитель эволюционизма.
2.2. «Социологизм» Э. Дюркгейма.
2.3. «Понимающая социология» М.Вебера.
2.4. Исторический материализм К. Маркса.
3. Плюрализм современной социологии.
3.1. Эмпирическое направление.
3.2. Структурно-функциональный анализ.
3.3. Символический интеракционизм.
3.4. «Критическая
социология» Франкфуртской
3.5. Неофрейдизм.
3.6. Структурализм.
3.7. Теория социального обмена.
3.8. Феноменология.
3.9. Этнометодология.
3.10. Социологический постмодернизм.
1.Предпосылки возникновения социологии. О.Конт – основатель социологии.
Изучение социальных явлений и процессов имеет давнюю традицию. Попытки анализа социальных проблем, социальной структуры общества, взаимоотношений личности и общества осуществлялись в произведениях «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «Левиафан» Гоббса, «О духе законов» Монтескье, «Философия права» Гегеля и др.
Научный характер изучение общества приобрело в кон. XVIII – нач. ХІХ ст., когда оно отделилось от философии, истории, экономики, этических и эстетических учений. Этот процесс сопровождался развитием эксперементальных методов исследований и первыми попытками их применения к тем проблемам, которые ранее считались сугубо философскими. Решащими факторами возникновения социологии стали: обострение общественных проблем в эпоху развития капитализма, а также возросшие надежды на науку как средство усовершенствования общества.
Предпосылки возникновения социологии:
1. Изменения в мировоззрении в кон. XVIII – нач. ХІХ ст.;
2. Переход к новым формам политического устройства в Европе;
3. Переход от феодализма к капитализму в экономике;
4. Зарождение позитивизма как критики старой философии.
В развитии социологии как науки исследователи выделяют четыре этапа. Первый – протонаучный этап (с VII – VI вв. до н.э. до нач. XIX в.) – характеризуется изучением общества отдельными учёными-мыслителями; социология развивалась в русле философии.
Второй этап (30 – 80 г. XIX в.) характеризуется возникновением социологии на основе социальной философии. Облик социологических теорий этого периода определялся противопоставлением социологии теологии и метафизике а также влиянием на науку об обществе методов естественных наук.
Третий этап (кон. XIX в. – нач. ХХ в.) – характеризуется активным развитием эмпирических исследований.
Четвёртый этап (с сер. ХХ в. до нашего времени) – характеризуется ростом объёма эмпирических исследований; огромным количеством общесоциологических теорий. Институционализация социологии достигла глобальных масштабов: 1-й мировой конгресс социологов прошёл в 1950 г. Очередной ХVII Мировой конгресс международной социологической ассоциации - в июле 2010 г. [4, с. 20 – 21].
Основоположником социологии как науки признаётся французский философ –позитивист Конт Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье (1798 - 1857). В истории социологии известен как Огюст Конт. Он отделил науку от метафизики и теологии. О. Конт ввёл термин «социология». Это слово учёный употребил впервые в 3-м томе своего произведения «Курс позитивной философии», вышедшем в 1839 году. Он первым предложил использовать в социологии методы естественных наук.
Наиболее значимые труды О. Конта:
Название произведения: |
Годы создания: |
«Курс позитивной философии» (в 6 томах) |
1830 – 1842 |
«Система позитивной политики или Трактат о социологии, устанавливающей религию Человечества» |
1851 – 1854 |
«Позитивистский катехизис» |
1851 |
«Рассуждение о духе позитивной философии» |
1844 |
Согласно позитивизму, социология должна стать такой же «естественной» наукой как астрономия, физика и биология. Её задачей провозглашалось установление естественных законов, по которым развивается человеческое общество. Методы социологии должны быть точными, строгими, описываемыми количественно и проверяемыми экспериментально. Наиболее известные позитивисты: О. Конт, Ж. Кетле, Дж. Милль [4, с. 22]. Наиболее совершенной наукой О. Конт считал позитивную науку – социологию. О. Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому, логическому, по сложности предмета исследования, по характеру связи с практикой. В результате вывел закон классификации наук: каждая предшествующая наука является предпосылкой для появления последующей, более сложной [2, с. 35]. Иерархия наук от наиболее простой к сложной (по О. Конту) выглядит следующим образом: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. В основу построения социологии как науки учёный положил идею «социальной системы», т.е. признание факта существования общества как своего рода организма, определённой целостности, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы [2, с. 36]. Учёного интересуют перемены в обществе как системе, фундаментальные свойства которой остаются неизменной. Согласно О. Конту, в обществе существует как «социальная статика», так и «социальная динамика». Общество постепенно развивается, в его развитии учёный прослеживает определённую закономерность, которую выражает в виде закона. Закон трёх стадий: развитие общества – это переход от одной стадии к другой.
Таблица. Закон трёх стадий О. Конта.*
Стадии развития знания |
Стадии развития общества |
1.Теологическая стадия (от греч. teoc - бог). С начала времён до 1300 г. Знание носит мифологический характер и основывается на вере. |
1. Древний мир и Средневековье. Эпоха господства веры в богов. Она делится на три периода: - фетишизм – люди видят богов во внешних предметах; - политеизм – жизнью
наделяются фиктивные боги, их
вмешательством объясняются - монотеизм – христианство изменяет мировоззрение людей, мораль. Жизнь определяет единый Бог. |
2. Метафизическая стадия. С. 1300 до 1800 гг. Знание оторвано от реальной жизни и носит абстрактный характер |
2. Эпоха революций в обществе. Реформация, Просвещение. Наблюдается кризис, распад социальных связей. Это стадия общественного беспорядка, нигилизма, эгоизма, разрушения старых устоев. Это ненормальное состояние общества, но эта стадия нужна для установления следующей стадии. |
3. Позитивная стадия с 1800 г. до современности. Знание основано на опыте, эксперименте, носит научный характер Человеческий разум отказывается от познания происхождения Вселенной и сосредотачивается на изучении действительных законов. |
3. Современное промышленное |
* Таблица составлена по
По мнению О. Конта, позитивная наука поможет обществу осуществить переход к промышленному, мирному обществу. Творчество О. Конта вошло в классику мировой социологии. Хотя его взгляды, с позиции современной науки, выглядят наивными, именно благодаря этому учёному, социология заявила о себе как наука.
2. Классический период развития социологии.
После выхода в свет работы Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и других науках. Эта идея прослеживается и в социологии, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. Некоторые учёные стремились проследить законы эволюции в отношении общества. Таковыми, в частности, являются: Л.Г. Морган, Д.Ф. Макленнон, И.И. Бахофен, Э.Б. Тайлор, Г. Спенсер и др.
Натурализм, эволюционизм и органицизм в социологии характеризуются упрощённым пониманием законов развития общества. Под влиянием естественных наук, некоторые социологи рассматривают общество как некий живой организм (социальный органицизм), либо переносят законы эволюционного биологического развития на общество (социальный эволюционизм, социальный дарвинизм), либо рассматривают общество как механизм, машину (социальный механицизм).
Таблица. Течения в социологии, сформировавшиеся под непосредственным воздействием естественных наук:
Название научного течения: |
Представители научного течения |
Социальный органицизм |
А. Шеффле, Р. Вормс |
Социальный эволюционизм |
Г. Спенсер |
Социальный дарвинизм |
Л. Гумплович, У. Самнер, А. Смолл |
Социальный механицизм |
Г. Кэри |
Классический этап в развитии социологии называется таковым, поскольку именно в этот период происходили становление и институционализация социологии как науки. Большинство исследователей хронологически определяют этот период с 30 –х г. ХІХ ст. до 20 –х г. ХХ ст. [4, с. 21]. Каждому этапу в социологии присуще многообразие школ и направлений.
Таблица. Направления классического периода в социологии.*
Название направления |
Представители |
Позитивизм |
О. Конт |
Эволюционизм |
Г. Спенсер |
Социал-дарвинизм |
Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смолл |
Исторический материализм |
К. Маркс, Ф.Энгельс |
Психологизм |
Л. Уорд, Ф. Гидингс, Г. Тард, Г. Лебон |
Социологизм |
Э. Дюркгейм |
Формальная социология |
Г Зиммель, Ф. Тённис, Л. фон Визе |
«Понимающая социология» |
М. Вебер |
Психоанализ |
З. Фрейд |
Интегральная социология |
П. Сорокин |
Теория элит |
В. Парето, Г. Моска |
* Таблица составлена на основе книги [4, с. 21]
В данном учебно-методическом комплексе кратко рассмотрим только некоторые, наиболее крупные.
2.2. Г. Спенсер – представитель эволюционизма.
Наиболее ярким представителем эволюционизма в социологии был Г. Спенсер.
Герберт Спенсер (1820 - 1903) – британский философ и социолог. Отличался необыкновенной эрудицией, оставил огромное научное наследие. Его творчество воплотило в себе идеи эволюционизма. На взгляды учёного оказали влияние произведения Ч. Дарвина, А. Смита, Т.Р. Мальтуса. Программа социологии как науки изложена в «Основаниях социологии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки. Книга способствовала не только разработке, но и пропаганде новой общественной науки. Социологии, по мнению Г Спенсера, изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений [3, с. 1082].
Таблица. Труды Г. Спенсера:
Произведения Г. Спенсера |
Год создания |
«Основания социологии» (в 3 т.) |
1876 – 1896 гг. |
«Социология как предмет изучения» |
1903 г. |
«Основания этики» |
1879 – 1893 гг. |
«Основные начала» |
1862 г. |
«Основания биологии» |
1864 – 1867 гг. |
Большое внимание уделил учёный теории социальной эволюции. Социальная эволюция – это часть универсальной эволюции, она состоит в усложнении форм общественной жизни. Главной задачей социолога видел изучение, классификацию и типологизацию эволюционных процессов в обществе. Выделяет два типа обществ: военные и промышленные. Классическим примером военного общества считает Спарту. Для военного общества характерно доминирование коллективных целей над индивидуальными, жёсткая система принуждения, высокий уровень сплочённости, наследование власти, религиозность сознания и т.д. Для промышленных обществ характерна самоорганизация и саморегулирование, охрана прав человека, плюрализм идеологий, восприимчивость к инновациям и т.д. Считал, что в его время промышленное общество начинает формироваться в Англии [3, с. 1084].
Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов