Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 11:21, реферат
Сфера общества – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества – это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.
IВариант1)Сфера общества – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества – это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.
Выделяют следующие сферы жизни общества: материально-производственная (экономическая), социальная, политическая, духовная.
Экономическая сфера – это сфера отношений людей при создании материальных условий поддержания их жизни.
Социальная сфера – это сфера отношений, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Видами социальных отношений являются межличностные, в том числе брачно-семейные, личностно-групповые и межгрупповые (межвозрастные, межрелигиозные, межнациональные и другие).
Духовная сфера – это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения и т.п.).
Политическая сфера – это сфера отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.
Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах
2) Социальная общность – это совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и самостоятельностью социального действия. Некоторую совокупность людей объединяют в общность по следующим признакам:
1. сходство условий жизни;
2. солидарность на основе общих потребностей и интересов;
3. совместная активность и обмен активностью;
4. общая система норм культуры;
5. вхождение в одну организацию (например, студенты или абитуриенты);
6. собственное причисление людей к некоторым общностям (фанаты, рыбаки, и т.п.).
Таким образом, возможных общностей много, поэтому их делят на два наиболее широких подкласса: массовые и групповые общности.
Групповые общности – характеризуются следующими признаками:
1. четкая структура, границы и чёткий принцип вхождения в них;
2. устойчивость во времени возникновения и существования;
3. способность выступать элементом более широких общностей.
Социальная группа – это посредник между индивидом и всем обществом. Существует множество экономических, демографических, этнических групп, которые формируются объективно, независимо от воли и сознания членов общества. Их делят по различным основаниям. Различают, например, первичные и вторичные, большие и малые, формальные и неформальные и т.д.
Первичная группа – социальная общность, которая образуется на основе эмоциональной близости. Первичными они называются потому, что именно в них индивиды получают первый опыт социального единства.
Вторичная группа – социальная общность, взаимодействие в которой носит обезличенный, функциональный характер. главное – умение выполнять определённые функции и достигать определённые цели. Вторичные группы по количеству людей делятся на большие и малые.
Малая группа – социальная общность, в которой индивиды находятся в личном контакте. Минимальная численность такой группы – 2 человека. Максимальная может доходить до 3-х десятков (бригада или учебный класс). Исходных форм малой группы две – диада и триада. Таким образом, малая группа может быть как первичной, так и вторичной.
Большая группа – это устойчивая совокупность совместно действующих, но не находящихся в непосредственном контакте людей. В зависимости от наличия официального юридического статуса социальные группы делятся на формальные и неформальные.
Формальная группа – социальная общность, отношение индивидов которой регулируется правовыми нормами. Такие группы создаются для решения определённых задач, в которых заинтересовано общество. (Например, школа – для обучения и социализации подрастающего поколения; армия – для обороны страны; завод – для выпуска какого-то товара и т.д.). Эти группы имеют строгую структуру, упорядоченную иерархию, распределение функций. Формальная группа – это вторичная группа. Она может быть как большой (армия), так и малой (аптека).
Неформальная группа – социальная общность, образующаяся на основе доверительных отношений. В этих группах отсутствует жёсткое разделение функций. Факторами сплочения выступают симпатии, привычки и интересы её членов. Отношения строятся на уважении и авторитете. Неформальная группа – это первичная группа, она может быть только малой. Эти группы часто возникают внутри формальных групп и оказывают влияние на их функционирование.
Все группы обладают схожими чертами. Прежде всего, это групповая солидарность. Группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних. С этим связан определенный способ отношений членов группы между собой и другими людьми. Члены группы, как правило, со «своими» общаются в манере, отличной от общения с другими людьми. Группа оказывает на своего члена влияние, и его поступки совершаются под давлением других членов группы.
В зависимости от признака деления в социальной системе могут быть выделены различные общности. Чаще всего выделяют следующие общности:
• демографические (разделение по полу, по возрасту, по семейности);
• экономические (крестьяне, промышленные рабочие, предприниматели и т.д.);
• профессиональные (учителя, врачи, юристы, служащие силовых органов и т.д.);
• территориальные (жители города, деревни, пригородов, вахтовых поселков и других поселений);
• национальные;
• конфессиональные.
2ВАРИАНТ 1)Диалектика- теория развития, которая основывается на противоречивом характере всевозможных изменений.
Основные принципы:
1)принцип всеобщей связи
2)принцип развития во всех формах бытия
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Единство противоположностей состоит в следующем: – они неразрывно связаны между собой (например, единичные и общие черты объекта; не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других); – они взаимно обусловливают друг друга (единичное можно выделить только на фоне общего и наоборот); – они взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга
2. Закон взаимного перехода
3. Закон отрицания отрицания. Категория «отрицание» выражает определённый тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, неизбежно достигает стадии отрицания, т.е. становится качественно иным. Полное отрицание – это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет ни начала, ни конца. Отрицание может выступать в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.
Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны
2) Мораль – это форма общественного сознания, регулирующая отношения между людьми и опирающаяся на самосознание человека и силу общественного мнения.
Сущность моральной регуляции раскрывается через следующие черты.
1. По способу своего существования мораль – это система норм, принципов, правил, которыми руководствуются люди в своём обычном поведении. Эти принципы носят оценочно-предписывающий характер. Т.е. мораль всегда одобряет или порицает поступки людей.
2. В центре внимания морали стоит соотношение должного и сущего. Т.е. мораль постоянно сравнивает наличное поведение (сущее) с идеалом, образцом, достижение которого сделает мир прекраснее и гармоничнее. К
3. В процессе воспитания моральные нормы становятся привычкой и действуют изнутри человеческого сознания.
4. Мораль, в отличие от других регуляторов поведения, распространяется на все сферы жизни и на все виды отношений между людьми, например, дружить с кем-то или не дружить. Поэтому мораль более подвижна и часто охватывает такие области отношений, под которые ещё не подведена юридическая база.
Зло – то, что разрушает жизнь и благополучие человека, ведёт к отчуждению людей друг от друга. В практической жизни человека зло можно разделить на три вида.
1. Природное зло. Это стихийные бедствия, эпидемии и обычные болезни и т.п.
2. Социальное зло. Это войны, революции, социальные кризисы, терроризм и т.д. Против них отдельный человек также бессилен, как и против стихий природы.
3. Нравственное зло. Оно происходит по воле отдельного человека, по его выбору. Нравственное зло делят на два вида: враждебность и распущенность. Враждебность – Это сознательное стремление нанести другому человеку вред, ущерб, страдание. Распущенность – это неумение справиться со своими инстинктами и страстями.
Другими важнейшими моральными категориями являются.
Совесть – самооценка личностью своих мыслей, чувств, поступков с точки зрения высших ценностей морали.
Стыд – это переживание своего несоответствия моральным требованиям перед лицом других людей.
Гордость – это удовлетворение ценностью и совершенством, как самого себя, так и того, с чем себя отождествляешь.
Смирение – это отсутствие умиления собственными добродетелями, т.е. гордыни; это осознание недостаточности собственного совершенства. Честь – это осознание человеком своего общественного значения. Достоинство – это самооценка личности, осознание своего соответствия моральному образцу.
Взаимодействие морали и права в обществе – это сложный многогранный процесс. Они выступают дополняющими друг друга средствами социального регулирования, которые поддерживают и обогащают друг друга. Отличия:
1. Главное отличие морали от права выражается в том, что моральный закон исполняется человеком добровольно, он сам прилагает его к себе. Закон правовой, юридический принудителен, обязателен даже при условии неприятия и незнания его человеком, независимо от отношения отдельных людей к нему.
2. Право формируется, утверждается и проводится в жизнь специальными учреждениями. Моральные нормы формируются в самой практике массового поведения, оно зачастую осуществляется стихийно.
3. Мораль содержится в неформальном общественном сознании, право представлено в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму.
4. Нормы морали регулируют
5. Мораль регулирует все сферы жизни общества, а право – только некоторые.
3ВАРИАНТ 1) «изменение» означает любую смену состояния, свойств, признаков объекта от смены пространственного положения предмета, нагревания или окисления вещества, роста живых организмов до появления новых идей и настроений человека. В этом смысле изменение является универсальным явлением, т.е. относится ко всем объектам.
В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов.
виды изменений вообще и социальных изменений, в частности:
а) содержательные изменения; под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или смены ими своих свойств; б) структурные изменения, т.е. изменение совокупности связей элементов или строения их связей, формы «паутинки» связей между элементами, это может выглядеть, в) функциональные изменения; функция – это необходимое, предписанное действие для того или иного объекта; изменение функций системы могут быть вызваны как изменением ее содержания или структуры, так и изменением окружающей социальной среды, т.е. изменением внешних связей данной системы.
Типология общества:
Нет единого универсального подхода в исследование типа общества.Вместе с тем:
1) сущ.общий подход:
- по числу уровня управю
- по степени его
2) По соц.-эконом формациям(Маркситский)
-первобытно0общинная
-рабов.
-феод.
-капит.
-коммунистическая
3) По технеко-технолог. фактору:
-первобытное
-традиционное(аграрное)
-индустриальное
-постиндустриальное
4) по степени открытности
5)культурологический
6)цивилизационный
7)по способу потребления.
2)
Социальный статус – определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей Социально-групповой статус – это положение индивида в большой социальной группе (расе, нации, поле, религии и т.д.).
Личный статус – это положение индивида в малой социальной группе (семье, классе и т.д.).
Предписанный – это статус, навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности (дочь президента или воспитанник детского дома). Этот статус бывает обусловлен полом, возрастом, положением семьи, местом рождения и т.д Достигнутый – статус, завоёванный усилиями, талантом, целеустремлённостью человека. Иногда бывает следствием удачи и везения. поведение личности, связанное со статусом, называется – социальная роль Каждая личность обладает лишь ей присущим набором ролей. максимальное слияние индивида со своей ролью называется – ролевая идентификация. Минимальное слияние индивида со своей ролью называется дистанцирование от роли. Ролевой конфликт – это столкновение нескольких ролей одного и того же статуса. Ролевая напряженность – это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль.