Сфера общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 11:21, реферат

Краткое описание

Сфера общества – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества – это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

IВариант1.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5ВАРИАНТ 1) Культура и цивилизация.

Понятие «культура» ведет происхождение от латинского глагола colo, который означал «обрабатывать, возделывать почву».Под культурой подразумевают:

• степень развития личности, приобщения человека к современным достижениям науки, искусства, права, нравственности и других областей духовности (личностное понимание);

• область творческой активности, которая связана с искусством (это обиходное, узкое понимание);

• совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах общественной жизни (накопленные человечеством материальные и духовные ценности);

• специфический способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. К достижениям (результатам развития) материальной культурой относят технику, технологию, материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственные условия и средства человеческого существования. Достижениями духовной культуры считают науку, искусство, религию, мораль, философию, право.

Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом. Одним из основоположников такого подхода стал в ХIХ веке русский философ Н.Я. Данилевский. Он выделил десять типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилонскую, древнегреческую, древнеримскую, новоаравийскую, романо-германскую..

О. Шпенглер с его точки зрения, каждый исторический тип культуры, пройдя предназначенный ему путь развития, умирает, и никакой преемственности культур не существует.. Шпенглер выделил восемь основных типов культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская и культура майя.

понятие «цивилизация» имеет два основных значения: как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название «цивилизационный подход».

В рамках этого подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:

1. теория локальных цивилизаций;

2. концепция мировой, общечеловеческой цивилизации.

Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной

В теории эволюции мировой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Известные американские ученые (Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бжезинский и др.) называют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии:

1. доиндустриальную (аграрную),

2. индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе и

3. постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.

Характерные черты аграрной цивилизации (доиндустриального общества): преобладание аграрного производства и натурального обмена продуктов, что определяет зависимость от природных условий; подавляющая роль государства в общественных процессах; жесткая сословное деление общества (низкая социальная мобильность граждан); господство обычаев и традиций в духовной сфере жизни общества.

Характерные черты индустриальной цивилизации (индустриального общества): преобладание промышленного производства с возрастающей ролью науки в нем, вызванное этим стремление господствовать над природными факторами; развитие товарно-денежных отношений и общенационального рынка; высокая социальная мобильность; возрастание роли индивидуализма и инициативности личности в борьбе за ослабление роли государства и традиций коллективизма в политической и духовной сфере жизни общества.

Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками: преобладание производства товаров массового потребления, развитие сферы услуг; развитие информационной техники и ресурсосберегающих технологий; развитие правовой регуляции общественных отношений, стремление к гармоничным отношениям между личностью, обществом и государством; начало попыток разумного (в интересах всего человечества) подхода к решению глобальных проблем, прежде всего в области защиты окружающей среды.

производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции.

Согласно этой теории человечество в своем развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. В этой теории названы пять формаций. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Пятая формация – коммунистическая с ее наилучшими, с точки зрения марксизма, принципами общественного устройства, может соответствовать идеальным принципам информационного общества.

Согласно теории стратификации общество выступает как организованное неравенство между различными социальными слоями и общностями Существует четыре главных основания стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Доход измеряется в денежных единицах, которые получает индивид или семья в течение определенного периода времени; образование – числом лет обучения в учебном заведении; власть – числом людей, на которых распространяется принимаемое решение; престиж – оценкой социального положения индивида или группы, сложившейся в общественном мнении.

Среди основных типов в социологии называют: деление на рабов и хозяев, на касты, сословия и классы.

Рабство – форма максимально жесткого закрепления людей в низшей страте. Различают две его формы. При патриархальном рабстве раб обладал некоторыми правами (владел собственностью, вступал в брак и др.), и его запрещалось убивать. При классическом рабстве (Древняя Греция) раб не обладал никакими правами, и его разрешалось убивать.. Касты – страты, в которых индивид закреплен пожизненно. Это деление закреплено национальной религией.

Сословия – страты, в которых индивид закреплен юридически. Эта стратификация характеризует феодальные общества Европы. Здесь было предусмотрена передача по наследству прав и обязанностей. Классы – это большие социальные группы, владеющие или не владеющие средствами производства материальных благ..

Страта – это множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковых экономических условиях и ведут схожий образ жизни. Бедность – это экономическое и социально-культурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам..

Масштабом бедности в социологии называется доля населения страны, проживающего у официальной черты, или порога бедности.

Порог бедности – это сумма денег, официально установленная в качестве дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье.

Социальная мобильность – это способность индивида или социальной группы к изменению своего социального положения.

Различают мобильность вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная мобильность – это смена социальной позиции, связанная с переходом в другую страту. Она может быть восходящей и нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую в пределах социальной страты одного уровня.

Групповая мобильность имеет место, когда перемещение совершается коллективно, т.е. изменяется «вес» той или иной страты общества. Индивидуальная мобильность – это характер социального перемещения конкретной личности. Она связана с изменением уровня образования, квалификации, с движением по «служебной лестнице»; с политической деятельностью и др. (например, выгодный брак).

Социальная мобильность измеряется двумя показателями: объем и дистанция мобильности.

Объём мобильности – число индивидов или групп, поменявших свою социальную позицию.

Дистанция мобильности – количество позиций, которые поменял индивид или группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАриант4 1)Отличите. черты научного познания

1) целенаправ. процесс

2)активность основанная на сознательно-примен. методах

3)процесс напрвленный на открытия  новых знаний.

4)систематичность

5)строгая доказательность

6)имеет целью раскрытия законов  в изученной области.

Объект научного исследования – некоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность.

Предмет исследования – это определённый срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания

Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория

ФАКТ-1) факт как реально происходящее или уже произошедшее событие (факт действительности); 2) факт как описание данного события на некотором языке.

Гипотеза – это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки

Теория-систематизированное доказанное знание, о каком-либо фрагменте действительности.

метод- способ действий, вид приёмов и операций, направляющих познание. Этот способ отражает свойства объекта и субъективные возможности исслед.

Методы по степени исслед.:

1)Философский метод – это фундаментальный принцип, регулирующий всякую познавательную и практическую активность

2)Общенаучные  методы – это приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач.

а)подходы

б)приемы

3) Специфические (частнонаучные) методы представляют собой конкретизацию общенаучных методов применительно к изучению объектов отдельных наук

2) Экономическая система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных субъектов экономики

Сост.части эконом.системы:

1)оргпнизационно-правовые формы  и хоз. отношений в стране.

2)формы собственности на эконом  ресырсы и результаты хоз.активности.

3)хоз.механизи, т.е способ регул. эконом. активности субъектовэкономики.

4)конкретные эконом связи между хоз субъектами.

Сущ.след. типы эконом.системы:

1)нерыночная(традиционная,командно-административная) Традиционная В основу хозяйственного механизма положены традиции, обычаи, опыт народа и религиозные нормы, передающиеся от поколения к поколению. отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, крайне неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производимых благ. Командно-административная (централизованно-регулируемая) экономика имеет в основе государственный монополизм, то есть господство государства в экономике

2)рыночная(свободная конкуренция, смешанная экономика) Рыночная система хозяйства (рыночная экономика) – это экономическая система, в которой вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно

 


Информация о работе Сфера общества