Телефонный опрос, анкетирование, интервью:сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель ККР рассмотреть основные виды опроса и сравнить их друг с другом.
Задачи:
1. Рассмотреть анкетирование, её цели, задачи и виды.
2. Проанализировать интервью, как один из видов опроса.
3. Охарактеризовать телефонный опрос, сравнить его с другими видами.

Содержание

Введение
Анкетирование
Общая характеристика метода анкетирования
Основные преимущества и недостатки анкетирования перед другими видами опроса
Интервью
Особенности интервью и его основные виды
Преимущества и недостатки
Телефонный опрос
Характеристика телефонного опроса
Телефонный опрос и другие виды опроса (сравнение)
Список литературы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 222.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

  • Тульский  государственный университет
  • Кафедра социологии и политологии
  •  
     
     
     

    Контрольно-курсовая работа по дисциплине

    «Методология  и методика социологического исследования» 

    на тему 

    Анкетирование, интервью и телефонный опрос (сравнительный  анализ) 
     
     
     
     

         Студент гр.820491 Дранникова Л. С..

         Научный руководитель: канд. социол. наук,

           доц.  Щербакова В. П. 
     
     
     
     
     
     

    Тула 2011

    План

         Введение

    1. Анкетирование
      1. Общая характеристика метода анкетирования
      2. Основные преимущества и недостатки анкетирования перед другими видами опроса
    2. Интервью
      1. Особенности интервью и его основные виды
      2. Преимущества и недостатки
    3. Телефонный опрос
      1. Характеристика телефонного опроса
      2. Телефонный опрос и другие виды опроса (сравнение)

         Список  литературы

         Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

         Как показывает анализ отечественных и  зарубежных публикаций, содержащих результаты эмпирических исследований, почти три  четверти из них содержат данные, полученные методом опроса той иной разновидности.

         Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между интервьюером и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

         Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В зависимости  от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются три основных формы опроса: анкетирование, интервью, телефонный опрос.

         Объектом данной ККР является социологический опрос, как метод получения первичной информации, предметом – основные виды социологического опроса, их основные характеристики и свойства, преимущества и недостатки.

         Цель  ККР рассмотреть основные виды опроса и сравнить их друг с другом.

         Задачи:

         1. Рассмотреть анкетирование, её  цели, задачи и виды.

         2. Проанализировать интервью, как один из видов опроса.

         3. Охарактеризовать телефонный опрос,  сравнить его с другими видами.

         В рамках данной ККР использовались работы Сикевича З. В., Добренькова В. И. и Кравченко А. И., Бутенко И. А. 

    1. Анкетирование
      1. Общая характеристика метода анкетирования

         Одним из наиболее информативных способов опроса является анкетирование. Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) когда респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Вопросник – это анкета, на вопросы которой предлагается ответить опрашиваемому лицу (респонденту).

         Традиционное  анкетирование за рубежом именуется  письменным опросом (Written Survey).

         Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

         Анкетные  опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов1.

         Различают следующие виды анкетирования:

         1. По способу общения между анкетером и респондентом:

    • прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;
    • почтовый: анкеты рассылают по почте;
    • раздаточный: анкетёр раздаёт анкеты группе респондентов;
    • публикация анкет в Интернете.

         Прессовый, почтовый и опрос в Интернете  являются заочными. При таком анкетировании  нет непосредственного контакта анкетёра с респондентом. В случае с раздаточным опросом (очное  анкетирование) анкетёр выступает  в качестве инструктора по заполнению анкет, однако, анкета заполняется респондентом самостоятельно.

         Почтовый  опрос является одним самых неэффективных  видов, однако при правильной его  организации, можно значительно  повысить его отдачу. Для увеличения количества желающих принять участие  в почтовом опросе следует обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ответ будет участвовать в розыгрыше призов, первые приславшие получат купон со скидками и т.д.

         2. По месту проведения:

    • по месту жительства;
    • по месту работы;
    • по месту учёбы.

         В последних двух случаях анкетирование может быть групповым (или аудиторным). Групповое и индивидуальное анкетирование отличается тем, что в первом случае анкетируют сразу до 30—40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором — он обращается индивидуально к каждому респонденту. В первом случае за короткое время можно опросить значительное число людей.

         3. По уровню стандартизации:

    • полностью стандартизированные;
    • частично стандартизированные.

         Этот  вид анкетирования определяется характером вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом вопросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

         4. По полноте охвата:

    • опрос всех представителей выборки;
    • выборочное: опрос части выборки.

         Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо  чаще оно имеет выборочный характер.

         При самой процедуре  анкетирования следует:

         - исключить влияние авторитета (лица, при котором отвечающие не будут откровенны),

         - не давать советоваться и обсуждать,

         - учитывать условия проведения (ситуационные - неправильно выбрано время; социологические - не тот и манера; психологические - настрой людей),

         - помнить, что анкетирование не должно проводиться не чаще двух раз в год.

         Полученные  письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики и  могут служить основой для  выявления имеющей место тенденции  и формулирования определенных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов тем меньше, чем больше охвачено респондентов и чем представительнее их состав2.

      1. Основные преимущества и недостатки анкетирования перед другими видами опроса

         Метод анкетирования отличается от метода интервью и телефонного опроса тем, что это письменное, косвенное получение сведений от изучаемого о его деятельности, дающая больше времени и возможности продумать ответы, интервью непосредственно устное, прямое получение информации, а телефонный опрос – это получение нужной информации при помощи телефона.

         При сравнении анкетирования с методом  интервью можно выделить ряд преимуществ, одним из таких преимуществ является возможность широкого охвата исследуемой  аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).

         При заочном анкетирование, во время заполнения анкеты, на респондента не оказывают «возмущающего» влияния личность интервьюера, его собственные установки и взгляды, также при отсутствие интервьюера у опрашиваемого формируется ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным и достоверным  ответам. Однако личный контакт интервьюера с респондентом позволяет получить ответы на все вопросы, в то время как при заочном анкетировании возможны пропуски вопросов.

         Во  время заполнения анкеты респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкеты, при телефонном опросе интервьюер может  предложить респонденту перезвонить  в удобное для него время, что  также удобно, но при интервью такая ситуация невозможна.

         При личном анкетировании предусматривается непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества: во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых, позволяет контролировать правильность их заполнения.

         С помощью анкетирования, также как  и при телефонном опросе можно  собрать нужную информацию за более  короткий срок, во время проведения интервью такое не происходит, ведь интервью – это обязательная целенаправленная беседа, где информация получается при помощи устного опроса, а это очень долгий и трудоемкий процесс.

         Анкетный  опрос не свободен и от недостатков: самый серьезный — невозможность  контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, т.е. со стороны могут оказывать влияние окружающих людей, либо может получиться так, что отвечать на вопросы будет тот, кто не подходит по выборке. При  использовании интервью или телефонного опроса существует уверенность, что на вопросы отвечает именно тот индивид, который определен  требованиями выборки3.

           Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д. Во время интервью и телефонного опроса такой проблемы не существует. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2. Интервью

         Интервью  – это один из опросных методов социологии, который представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющие разные роли и преследующие разные цели. Разные роли предполагают, что за каждой из них скрываются разные интересы, цели и задачи, разные модели поведения. Первая роль — это интервьюер, функции которого выполняет профессионально подготовленный специалист, обладающий соответствующим опытом. Вторая роль — интервьюируемый (опрашиваемый). От него не требуется владения специальными навыками, умения непринужденно общаться или связно выражать свои мысли.

      1. Особенности интервью и его основные виды

    Информация о работе Телефонный опрос, анкетирование, интервью:сравнительный анализ