Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 18:33, курсовая работа
Первая глава посвящена представлению смерти в тех культурах цивилизаций и стран, которые оказали огромное влияние на культуру других народов. Так как культура цивилизаций неотрывна от религии и ее воздействия, вторая глава раскроет представление о смерти в мировых религиях. В третьей главе кратко представлены символы и образы смерти. Четвертая глава раскрывает структуру, по которой сложился сегодняшний образ смерти, отношение к ней.
• Введение
• Глава 1. Представление о смерти в истории цивилизаций и стран
• 1.1 Древние египтяне
• 1.2 Древние греки
• 1.3 Древние римляне
• 1.4 Древний Китай
• Глава 2. Представления о смерти в мировых религиях мира
• 2.1 Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
• 2.2 Ислам - понимание смысла жизни, смерти и бессмертия
• 2.3 Отношение к смерти и бессмертию в буддизме
• Глава 3. Облики смерти
• Глава 4. Современное представление смерти
• Заключение
• Список использованной литературы
В позднем средневековье картина несколько меняется. И хотя и в этот период продолжает главенствовать естественное отношение к смерти (смерть как одна из форм взаимодействия с природой), акценты несколько смещаются. Перед лицом смерти каждый человек вновь открывает для себя секрет своей индивидуальности. Если в раннем средневековье человек просто и естественно покорялся идее "все смертны", то теперь, с XIV-XV веков, он начинает осознавать себя перед лицом смерти, открывает "смерть своего Я". Второй этап восприятия смерти по Арьесу - смерть своя. В это время человек осознает смерть как свою личную ношу, как дело личного подвига, которую можно по-разному к себе повернуть. Человек все время думает о предстоящем Страшном Суде.
В дальнейшем этот мотив еще больше драматизируется. Третий этап эволюции по Арьесу - смерть далекая и близкая. Смерть воспринимается как дикая, неукрощенная сущность, как акт, вырывающий человека из повседневной жизни, монотонности рационального мира, бросающий его в мир иррациональный и таинственный. В то же время, по мнению Арьеса, человек XVII-XVIII веков сосредоточен уже не столько на смерти своего личного Я, сколько на смерти близких ему людей. Так в сознание входит понятие "смерть другого".
Этот этап в истории человечества знаменуется великими географическими открытиями, революциями буржуа. Движение больших масс людей приводит к гибели десятков тысяч людей в чужой стране (смерть далекая) и быстрая смерть от тропических болезней (смерть близкая). Гибель рабов на плантациях, смерть миллионов людей Европы от чумы понизили культуру умирания и смерти, она также стала далекая и близкая. В наши дни такая установка тоже существует: смерть далекая (по природе человек может прожить от 60 до 100лет), но в подсознании мы готовы встретить смерть в любой момент, т.е. ежедневно - смерть близкая. В этот этап большое развитие получает образ смерти в живописи и литературе.
Четвертый этап многовековой эволюции в переживании смерти - «Смерть твоя». Теперь человек остро, драматично воспринимает и переживает уход из жизни близкого человека, кончина которого воспринимается как собственная смерть. Эту тенденцию Арьес связывает с тем, что семья приобретает эмоциональную роль. Дом становится крепостью для души и тела. Среди родных человек находил опору, уверенность, комфорт, тем самым все больше привязываясь к ним. С потерей одного человека рушится духовная система, возрастает дискомфорт. Отсюда и жажда самопожертвования: «Лучше бы я умер, чем он». Отсюда идет настрой на смерть после потери близкого, часто такие люди уходят из жизни от тоски и горя.
Пятый этап развития восприятия и переживания смерти Арьес назвал «Смерть перевернутая». Параллельно с сужением сферы религиозных представлений о смерти появляется новая автономная область, освобожденная от религиозной метафизики - философия смерти и бессмертия. Проблема бессмертия - личного бессмертия и бессмертия человеческого рода, бессмертия души - занимает все философские умы XIX века от Канта до Ницше. Другим важнейшим моментом, оказавшим влияние на формирование современных представлений о смерти, были естественные науки - прежде всего биология, медицина - которые также в значительной степени способствовали отсечению религиозного восприятия смерти и вытеснению его из сферы постоянных забот современного человека. Развитие биологии, изучение клетки, появление вакцинации сняли страх перед эпидемиями, уносившими тысячи жизней. Первые шаги социальной гигиены еще в XVIII веке по-новому поставили проблему захоронения. Изменяется способ захоронения: традиционный саван заменяется гробом. Это была своего рода мода, охватившая в XVIII веке высшие слои общества, но быстро распространившаяся и на менее обеспеченные слои. Практика эта, однако, породила очередную парадоксальную ситуацию в коллективной чувственности. Появился панический страх быть захороненным заживо в наглухо заколоченном гробу. Лучший выход, который предлагается в сомнительных случаях, - подождать несколько дней от момента смерти до захоронения (в Православной Церкви - не менее трех дней). Появляются и первые законодательные акты, предписывающие соблюдение обязательного трехдневного интервала между моментом смерти и похоронами. А во Франции в 1794 году вышел указ, согласно которому заключение о смерти должно быть подписано целой комиссией из восьми человек. Одновременно частные общества берут на себя инициативу в строительстве так называемых "домов мертвых", явивших собой прообраз современных моргов и заботившихся о сохранении тела до похорон.
Все эти факты оказали
серьезное воздействие на коллективные
представления о смерти. С появлением
новых кладбищ мир мертвых
все больше отделяется от мира живых.
Вытеснение религиозных представлений
создает новое видение
Заключение
Как мы видим, проблема понимания
смерти развивалась, начиная с Древнего
Египта, Древней Греции и заканчивая
современными философскими представлениями.
В них много разного, но общие
черты можно уловить. Образ смерти
синтезировался, менял детали под
влиянием культуры народов, но общая
линия представления
Смерть неотделима от жизни. Где завершается смерть, там начинается жизнь. И наоборот. Наше понимание смерти складывалось от поколения к поколению. И душа как атрибут смерти и жизни появился задолго до религий, акцентирующих на ней внимание. Сколько людей, столько и мнений о том, что есть смерть, каков ее облик.
Я думаю, что каждый человек должен интересоваться этим вопросом, потому что смерть - часть существования всего. Мы не должны превратить смерть в нечто обыденное, так как и жизнь человека тоже обесценится. Конечно, очень хотелось бы, чтобы человечество навсегда забыло все символы смерти, порожденные болезнями и страхами людей, идеологическими различиями стран, террористами в масках. Смерть неизбежна, поэтому нужно чтобы в сознании людей сохранились лишь поэтические, облегченные образы Танатоса или образ прекрасной девушки из народного эпоса, а не мертвые с косами.
Список использованной литературы
1. Фигуры Танатоса: Искусство умирания: Сб. статей/ под ред. А.В. Демичева, М.С. Уваров. - СПб., 1998.
2. Шенкао М.А. Смерть как социокультурный феномен. - К.: Ника-центр, Эльга; М.: Старклайт,2003.
3. Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. - М.: Вече, 2005.
4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.
5. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. - М., 1991.
6. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. - М.., 2003.