Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:38, реферат
Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости.
В
наше время, когда происходит нарушение
традиционного уклада, потребность
самоопределения в совокупности
социальных связей актуализируется. Человек
вынужден волей-неволей адаптироваться
к изменениям не только экономической
жизни, но искать и находить свое место
в прочих сферах жизнедеятельности.
Актуальность темы исследования
Специфику
ценностных изменений общества необходимо
рассматривать в контексте
Семья, обеспечивая своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, одновременно выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. При этом семья, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним. Семья, таким образом, находится в движении, меняется не только под воздействием внешних условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее ценностных ориентациях, которые в настоящее время характеризуются возрастанием сложности, разнообразия, противоречивости.
Постановка проблемы
С одной стороны, тенденции изменение современного общества, связанные с увеличением степени свободы личности, расширением возможностей выбора занятий и способов деятельности, повышением значимости образования и творческой самореализации, приводят к распространению ценностных ориентаций, направленных на повышение квалификационного уровня и достижение соответствующего профессионального, материального и социального статуса.
С
другой стороны, в настоящих условиях
общественного развития существуют
проблемы изменений в уровне и
качестве жизни, в социальной инфраструктуре,
которые вызывают усиление социальной
дифференциации. В такой ситуации именно
семья противостоит социальной напряженности,
является для личности консолидирующим
центром. Семья для человека остается
сферой удовлетворения потребностей в
общении и эмоциональном контакте, признании
и самореализации. Поэтому сохраняется
социальная и личностная значимость семейных
ценностей, связанных с развитием семьи.
По критерию цивилизационной принадлежности ценностные ориентации семьи классифицируются на традиционные, современные и постсовременные. Вторая типология основана на роли ценностных ориентаций в обеспечении функционирования семьи как целостной системы и включает:
Ценностные ориентации представляют собой достаточно стабильные, но в то же время подверженные изменениям, образования, т.е. для любого социума характерен процесс изменение ценностных ориентаций. Основным источником этих изменений при переходе от традиционного к современному обществу стало распространение индустриального способа производства, а от современного к постсовременному - постиндустриального. Смена технологических способов производства, последовательно развертывающаяся в ходе общественного развития, характеризуется глубокими и качественными изменениеми не только в экономической, но и в социальной структуре общества, и, соответственно, в структуре его ценностных ориентаций.
Таким образом, тенденции изменение семьи и ее ценностных ориентаций коррелируют с выводами теорий постиндустриализма и постмодернизма, согласно которым в историческом контексте фиксируется изменение сущности общества от доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального (современного) к постиндустриальному (постсовременному). В то же время, в соответствии с используемым нами критерием цивилизационной принадлежности, следует выделить такой тип ценностных ориентаций, который остается неизменным при любых социальных изменениех. Это общечеловеческие ценностные ориентации. Исследования показывают, что одной из важнейших общечеловеческих ценностей является семья.
Наиболее
архаичной из известных науке
типов семьи является патриархальная
семья, которая существовала в доиндустриальную
эпоху. Здесь с достаточной очевидностью
прослеживается явная зависимость жены
от мужа, а детей от родителей. Общие интересы
семьи, как их понимают старейшины, не
просто главенствуют, они являются некоей
абсолютной ценностью, при этом индивидуальные
интересы отдельных членов семьи в расчет
не принимаются. В традиционной семье
главенствующее место занимает
сохранение ее целостности. Следовательно, на первый план выдвигаются ориентации на ценности долга, семейной ответственности, детей как залога благополучной старости родителей, авторитета родителей и старших родственников. Соответственно, основным компонентом ценностных ориентаций патриархальной семьи являлась их преимущественная направленность на кровное родство, поддержание родственных уз.
Со второй половины XIX в. в большинстве индустриально развитых стран широкое распространение получила детоцентристская семья, которой присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Центральное место в ценностях детоцентристской семьи занимают ориентации на родительство - принятие социальных ролей матери и отца, а также рождение определенного числа детей. Данные ценностные ориентации проявляются в том, что осознанно проводится позитивный, не только количественный (планирование зачатия), но и качественный принцип детоцентризма. Родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей (частные дошкольные группы, престижные учебные заведения, музыкальные, языковые и прочие кружки), питая надежду на осуществление нереализованных ими ценностей и потребностей.
В
то же время детоцентристская семья
претерпевает значительные изменения,
которые связаны с переходом
от индустриального к
Супружеская семья - наименее стереотипизированное образование. Главная ее особенность состоит в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для родительско-детских и родственных отношений. В индивидуальных представлениях о семье начинает преобладать ориентированность на сексуальное партнерство, товарищество, на длительное сожительство партнеров (супружество) и совместное ведение домашних дел. Другими словами, отношения свойства, являясь основой семейной жизнедеятельности в постиндустриальном обществе, конституируют характер ценностных ориентаций постсовременной семьи, которые в основном сводятся к ориентациям на супружество, включая ориентацию как на сам брачный статус, так и на брачного партнера.
Таким
образом, в ходе общественного развития
наблюдается переход от патриархальной
(традиционной) семьи с преобладанием
ценностных ориентаций на родство к
детоцентристской (современной) семье
с доминированием ценностных ориентаций
на родительство, а от детоцентристской
- к супружеской (постсовременной)
семье, в которой наиболее значимыми являются ценностные ориентации на взаимодействие с брачным партнером.
В структуре ценностных ориентаций современной российской семьи можно выделить внутрисемейные и внесемейные ориентации. Для того, чтобы определить направленность ценностных ориентаций, необходимо обозначить основные факторы, влияющие на степень распространенности внутрисемейных и внесемейных ценностных ориентаций современной российской семьи.
Выделяют
факторы социального
С
учетом вышеуказанных факторов составлена
теоретическая модель механизма
изменение ценностных ориентаций современной
российской семьи (см. рис.1). В данной модели
ценностные ориентации семьи предстают
как сложная и динамичная система, включающая
внутрисемейные и внесемейные ценности.
При этом воздействие на них условий макро
- и микроуровня является амбивалентным,
т.е. наблюдается зависимость содержания
как внутрисемейных, так и внесемейных
ценностных ориентаций от выделенных
факторов.
Среди внесемейных ценностных ориентаций семей наиболее значимыми являются ценности профессиональной занятости, При этом обращает на себя внимание тот факт, что супруги, по большей части, склонны рассматривать свою профессиональную занятость только как средство обеспечения материальной составляющей в жизнедеятельности семьи.
Кроме
того, для ценностных ориентаций современной
семьи характерна внутренняя противоречивость,
возможность параллельного
В
результате анализа различных
доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального (современного) к постиндустриальному (постсовременному).
Указанные
общественные изменение, связанные
с переходом от одного цивилизационного
типа к другому, характеризуются
изменениями в типах и
В
структуре ценностных ориентаций современной
российской семьи можно обозначить
внутрисемейные ценностные ориентации,
включающие ценности супружества, родительства
и родства, и внесемейные ценностные
ориентации, связанные с ценностями
профессиональной занятости, предполагающими
как возможности продвижения
вверх по служебной лестнице, так
и построения горизонтальной карьеры,
которая подразумевает
В
контексте современных
Информация о работе Тенденции изменения семейных ценностей в России