Тенденции изменения ценностей в современном российском обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:59, реферат

Краткое описание

Центробежные социальные процессы в нашей стране на рубеже 1990-х годов, радикальное политическое и экономическое реформирование и начало активной интеграции России в мировое сообщество в условиях глобализации способствовали смене устоявшихся значений, регулирующих социальные взаимоотношения. Рефлексивная деятельность социальных субъектов обнаруживает глубокие цивилизационно-культурные "разломы", коренные изменения в ценностях российского человека, его новый образ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян…………………..3

1.1. Процесс трансформации моральной системы российского общества……7

2. Теоретические основания процесса трансформации традиционных ценностей………………………………………………………………………....11

2.1. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период…………………………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………....

Вложенные файлы: 1 файл

ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. 
 

Кафедра: Связи  с общественностью 
 
 

Реферат по социологии на тему: 

«Тенденции  изменения ценностей  в современном  российском обществе». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Выполнили: Ларгина Ю.А. гр. У-32 

                                                Преподаватель: Дробжев Александр  Михайлович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян…………………..3

1.1. Процесс трансформации  моральной системы российского  общества……7

2. Теоретические основания процесса трансформации традиционных ценностей………………………………………………………………………....11

2.1. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период…………………………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы……………………………………………………………....22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение. 

     Кризисные периоды в истории народов и государств характеризуются возрастанием интереса к проблеме национального самосознания, в основе которого лежит глубинный пласт духовной культуры - традиционные ценности, сохраняющиеся на протяжении истории, хотя и претерпевающие изменения.

     Центробежные  социальные процессы в нашей стране на рубеже 1990-х годов, радикальное политическое и экономическое реформирование и начало активной интеграции России в мировое сообщество в условиях глобализации способствовали смене устоявшихся значений, регулирующих социальные взаимоотношения. Рефлексивная деятельность социальных субъектов обнаруживает глубокие цивилизационно-культурные "разломы", коренные изменения в ценностях российского человека, его новый образ. Вместе с тем, традиционные ориентиры, ментальные программы, встраиваясь в ткань современных ценностных систем, влияют на успешность общественных преобразований. Понять коллизии ценностных аспектов сознания россиян в условиях бифуркационного каскада возможно при уяснении теоретических оснований механизмов, факторов, а также содержательных тенденций трансформации традиционных ценностей в постперестроечный период.

     На  мой взгляд, эту тему интересно  рассмотреть современной молодежи, чтобы понять как изменилось общество в целом. Какие сейчас взгляды  на жизнь и ценностные ориентиры. Как они менялись с течением времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ценности  и ориентиры общественного  сознания россиян.
 

     Массовое  сознание в российском обществе в  течение последних 15 лет существен­ но изменилось. Социологические опросы показывают, что оно в основном раскрепостилось от прежней идеологической табуированности, стало менее политизированы}, и вполне толерантным в оценках рыночной экономики. Наряду с этими изменениями в общественной психике следует обратить внимание на то, что в последние годы в ней прочно укоренилось чувство тревоги, ощущение угрозы наступающего будущего. Психологический стресс обусловлен многими обстоятельствами. Это и реальные трудности элементарного выживания, террористические акты и техногенные катастрофы, конфликты на этнической, религиозной и социально-бытовой почве, разгул преступности, наконец, субъективный дискомфорт, обусловленный неопределенностью грядущего социально-экономического и политического устройства страны. Не случайно, если в период с 1990 г. по 1997 г. выражали желание эмигрировать из России в другую более благополучную и стабильную страну 10-12% опрашиваемо­ го населения, то в течение последних 5 лет - около 20%.

     Состояние массовой фрустрации иллюстрируется также данными выборочных социологических опросов различных категорий населения. Согласно опросу 2003 г. 73,2% респондентов в той или иной степени испытывают страх в связи с тем, что их будущее может оказаться далеко не безоблачным; 74,6% - опасаются потерять все нажитое и еще 10,4% заявили, что им уже нечего терять; 81,7%- не планируют свою жизнь или планируют ее не более чем на один год; 67,4% -- считают, что они совсем не застрахованы от экономических кризисов, которые опускают их в пучину бедности, и 48.3% -- чувствуют полную беззащитность перед преступностью; 46%  полагают, что если в стране все будет происходить как прежде, то наше общество ожидает катастрофа. Заметим, тревожность и неуверенность в завтрашнем дне присущи представителям всех слоев и групп населения, хотя, конечно, у бедных и пожилых людей эти чувства проявляются чаще и острее. Исследования показывают, что не малая доля населения (по разным данным 60-70%) пытается преодолеть трудности жизни, и порой не безуспешно. Но , примерно, пятая часть опрашиваемых свыклась с невзгодами, не находят возможностей противостоять им.

     Одной из форм социально-психологической  адаптации людей к действительности стала их мимикрия, то есть коррекция  взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения и т. д. в соответствии со стандартами новых взаимоотношений. Не редко это приспособление выражается в амбивалентности моральных воззрений - в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим .- с другой. Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т.д. Например, две трети опрошенных респондентов, по данным исследования 2003 г., не видят ничего зазорного в уклонении от уплаты налогов, более то­ го, 36,7% - убеждены, что такого рода обман государства морально оправдан. При явно негативном отношении абсолютного большинства населения к сложившейся системе взяточничества, свыше половины опрошенных предпочитают откупаться от чиновников для разрешения возникающих проблем с властью. Накануне выборов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в декабре 2003 г. 46,1 % опрошенных избирателей не верили в честность проведения выборной кампании, а 81,7% не вполне или совсем не верили в честность подсчета результатов голосования. При этом возможность ущемления права на политическое волеизъявление избирателей воспринимается как норма.

     Однако, наряду с синдромом привыкания к ним, рост аморальности и правового нигилизма вызывает у большинства населения всевозрастающее беспокойство. В этих деформациях люди резонно усматривают подрыв общечеловеческих принципов моральных взаимоотношений, который создает угрозу как их личному существованию, так и жизнеспособности социума в целом. Соответственно, на вопрос, что наиболее важно для преодоления кризиса российского общества, отметили наряду с другими действиями необходимость укрепления морали - в опросе 1998 г. -78,7% респондентов; в 1999 г. - 83,8; в 2002 г. - 90,4%. Эта устойчивая установка массового сознания органически связана с другой не менее стабильной установкой - на наведение в стране порядка в целом. Связь между ними отчетливо демонстрирует как корреляционный анализ статистических результатов опросов, так и многие данные, показывающие причинную обусловленность указанной доминанты массового сознания.

     Стремление  большинства населения к моральному, правовому и социальному по­ рядку является защитной реакцией общества на давно царящую хаотичность в государственном управлении, с одной стороны, и на административный произвол чиновников - с другой. При таком состоянии государственной машины невозможно не только формирование гражданского общества, но и более-менее приемлемое соблюдение элементарных прав личности - гражданских, социальных и экономических. Население и организации не имеют возможности получать от органов государственной власти и муниципального управления жизненно необходимые услуги, вынуждены приспосабливаться к непредсказуемым их действиям. Особенно острую отрицательную реакцию в обществе вызывают обременительные, малопродуктивные и непонятные для основной массы населения реформы в социальной сфере, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.  
 
 
 
 

     Таблица 1.

     Доля  населения, понимающего цели и смысл реформ 

     Виды  реформ      % к числу опрашиваемых
     Жилищно-коммунальная      22,2
     Пенсионная      22,1
     Образования      20,3
     Военная      17,5
     Судебно-правовая      14,1
     Налоговая      13,7
     Земельная      13,4
 

     Говоря  об установке россиян на наведение  порядка в стране, следует обратить внимание на то, что в политической и научной публицистике ее наличие нередко трактуется не как стремление к гарантированной безопасности и равенству всех перед законом, а как ментальная предрасположенность российского народа к авторитарному типу политического режима, как его невосприимчивость ценностей демократии, проявление историко-культурной привычки к "сильной руке". Для обоснования этой точки зрения используются аргументы в виде экскурсов в историческое прошлое, а также социологические данные. Например, Ю. Левада пишет: «При всякой постановке перед общественным мнением дилеммы "демократия или порядок", порядок неизменно одерживал верх» 1. Этот вывод иллюстрируется данными опроса ВЦИОМ, согласно которым в 1995-1998 гг. восемь из каждых десяти респондентов согласились с вариантом ответа, что "прежде нужно добиться материального благополучия, а уже потом думать о демократии". Но корректно ли ставить опрашиваемых перед" альтернативами: чему отдать предпочтение - витальным ценностям жизни, личной безопасности и благосостояния или, напротив, демократическим ценностям свободы слова и совести, гарантиям социальной справедливости и т.д.? Даже если постановка дилеммы связана с моделированием экспериментальной ситуации, едва ли "полученную информацию можно однозначно расценивать как преобладание в российском обществе психологии крепостных, выражающейся в его априорной готовности к ущемлению гражданских прав и свобод, к ограничению инакомыслия, творческой деятельности и т.п. сугубо ради материального благополучия. Во-первых, нет полной ясности, что имели в виду респонденты, выразившие свое отношение к демократии. О чем речь - о ее идеалах и ценностях или их весьма слабом отражении сегодня в нашей реальной действительности. Во-вторых, если говорить об отношении к ценностям демократии как таковым, а не экстремальной ситуации выбора, предложенной респондентам, то, как обоснованно утверждает Н.И. Лапин, в современном российском обществе преобладает мнение об одинаковой важности демократии и безопасности. Трудная задача, - акцентирует он внимание, - состоит в том, чтобы реально совместить их, создать такую демократию, которая обеспечивает не только свободу, но и безопасность. А не разделять их в качестве альтернативы"2. Представляется, что такая интерпретация социологических данных о сочетании от­ ношения к либеральным и витальным ценностям в массовом сознании более адекватна реальности. Однако сегодня в массовом сознании налицо дисгармония между субъективным восприятием ценности порядка и ценности демократии. Тем не менее существующая рассогласованность вопреки диктату объективных обстоятельств жизни не приобрела форму их полного противопоставления в сознании. Об этом, в частности, говорят такие данные опроса населения: считают необходимым наведение порядка в стране, но без мер чрезвычайного положения 64,2% респондентов; сторонников наведения порядка, если даже нужно будет при этом ограничить свободы личности - 30,9%; 4,9% - затруднились ответить.

     О настрое на развитие демократических  прав и свобод (их некоторыми плодами люди уже активно пользуются) свидетельствует то, что 85,5% респондентов убеждены в необходимости обеспечения свободы слова и печати, 83,7% - указали на важность участия граждан в принятии решений органов власти, 82% - являются сторонниками проведения свободных регулярных выборов и т. д. эти и многие другие данные позволяют утверждать, что в современном массовом сознании достаточно органично сочетаются идеалы и ценности социального порядка, правовой и нравственной ответственности, рыночных преобразований, гражданских, политических и других свобод.

     Вызывает  сомнения и научная обоснованность утверждения по поводу тяги россиян  к «сильной руке». Тот факт, что 90% опрашиваемых желают иметь во главе  государства дееспособного лидера, вовсе не свидетельствует об их стремлении к сильной руке как самоцели. Скорее это желание представляет собой выражение надежд на такой порядок в государстве и обществе, который благоприятен для реализации общенациональных, социально- групповых и личных интересов. Высокое общественное доверие М. Горбачеву в первые годы перестройки, потом "молодому" Б. Ельцину выражало не ностальгию по "царю", а стремление общества к политическим свободам и экономическому процветанию, которые они до поры персонифицировали как лица, возглавляющие государство. Состояние сознания, связанного с признанием "царя" в виде поводыря народа, в определенной мере характеризует распределение ответов на вопрос, какие черты характера присущи русскому народу. Из числа опрошенного населения веру в судьбу как черту характера назвали 68,8% респондентов, расчет "на авось" - 68,1 %, веру в народ - 56%. Что касается веры в "царя", то ее отметили 37,7% опрошенных .- немало, но и не большинство.  

     1.1. Процесс трансформации  моральной системы  российского общества.

     Оценивая  процессы трансформации моральной  системы российского общества, следует  обратить внимание на то, что в ней  сегодня обозначились две тенденции: 1) обновление компонентов нормативно-ценностной структуры; 2) заметное упрочение значимости ранее существовавших нравственных ценностей. Возможно, в отдаленной перспективе это выразится в становлении новой моральной системы, в преодолении несоответствия между моралью советского периода, прогрессивной по своей сущности и содержанию, но в функционировании которой имела место "двойная мораль" - разрыв между моральной установкой и практическим поведением и постсоветскими общественными отношениями, характеризующимися двойственностью, сосуществованием морали коллективизма, бытующего в сознании и поведении людей как "пережиток социализма", и усиленно культивируемым "новым порядком" индивидуализма.

Информация о работе Тенденции изменения ценностей в современном российском обществе