Теоретические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В связи с ростом в XXI в. числа детей-инвалидов особую значимость приобретает проблема социальной работы не только с ребенком, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и с семьей, в которой он воспитывается. Серьезная работа с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями, прежде всего, направлена на решение их психологических проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные понятия и нормативно-правовая база, определяющие социальную работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов…………….….5
Глава 2. Содержание социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов…………………………………………………………………………….…13
Заключение………………………………………………………………………….…..20
Список литературы……………………………………………………………………..22
Приложения……………………………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

- учреждения науки, специализирующиеся в области медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов (например. ФГУ «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей экспертов Федерального медико-биологического агентства», ФГУ «Новокузнецкий  научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального медико-биологического агентства» и ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства»), подведомственные Федеральному медико–биологическому агентству (ФМБА России) [7].

Реабилитация  инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. В реабилитационном процессе принимают участие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,  осуществляющие мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации [7].

  Ведущая роль в социализации и подготовке детей к взрослой жизни отводится семье. Именно к родителям ребенок испытывает  наибольшее доверие, именно в семье процесс сотрудничества с  ребенком в ходе его развития не знает временных границ. Заниматься развитием, обучением, воспитанием ребенка можно в любое время. Если при этом родители будут применять методически эффективные, подобранные с учетом возможностей ребенка игры, упражнения, направленные на всестороннее развитие ребенка, то успех не только гарантирован, но есть надежда на достижение высоких результатов [5].

Определение понятия  «семья» в научных работах  сейчас настолько раздроблено, что  найти истину крайне сложно.

Не заполняет  этот пробел и нормативная база РФ. Определение понятия «семья» отсутствует в российской Конституции, семейном законодательстве. По мнению правоведа М.В. Антокольской, понятие семьи всегда было настолько неопределенным, что остается признать принципиальную невозможность законодательного определения семьи и круга семейных отношений.

Госкомстат России на основе рекомендаций ООН применяет  при переписи населения следующее  определение: «Семья - это группа совместно проживающих лиц, объединенных родством и совместным проживанием». По мнению российского психолога Л.Б. Шнейдер, семья - это системно-функциональное объединение эмоционально-близких и значимых людей на основе родства супружества, родства и родительства [9].

  Семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания. Семья рассматривается как основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [17].

Как показал анализ литературы, семья, воспитывающая ребёнка-инвалида - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

 В научной литературе выделяются три типа семей по реакции родителей на инвалидность ребенка:

- пассивная - связанная с недопониманием возникающей проблемы;

- гиперактивная - постоянное усиленное лечение ребенка, привлечение к нему  различных специалистов, дорогостоящие всевозможные лекарства, медицинские и народные средства;

- рациональная - спокойное, последовательное выполнение всех инструкций и советов лечащего врача и психолога (задача социального работника - привести каждую семью,  имеющую ребенка-инвалида, к рациональной позиции) [6].

  Законодательство Российской Федерации по социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов:

- бесплатное обеспечение лекарственными  препаратами, отпускаемыми по  рецептам врачей;

- бесплатное санаторно-курортное  лечение (вторая путевка предоставляется  сопровождающему лицу);

- дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования, городского и пригородного сообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием для предоставления этого права является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выдаваемая учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996 г. № 230, либо справка ВТЭК и, кроме того, для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальным медицинским профилактическим учреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этим правом на основании документов ребенка об установлении инвалидности. Родителям, опекунам, попечителям и соцработникам органы социальной защиты по месту их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;

- 50 % скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида, приобретают билеты с указанной скидкой на основании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;

- 50 % скидка на стоимость проезда  1 раз в год (туда и обратно)  с 16 мая по 30 сентября, а также  бесплатный проезд 1 раз в год  к месту лечения и обратно.  Основанием для предоставления  данной льготы являются листы талонов, выдаваемые органами социальной защиты по месту жительства.

Согласно ст. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

- согласно ст. 18 настоящего Закона  образовательные учреждения совместно  с органами социальной защиты  населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, школьное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствии с программой реабилитации инвалида [13].

 Помимо закрепленных на федеральном уровне законов, регулирующих отношения в данной сфере, принимаются законы субъектов РФ. На их основе разрабатываются целевые программы, учитывающие особенности сложившейся ситуации в регионе.  Определенная система работы с инвалидами позволяет создать условия для самореализации и тем самым улучшить качество их жизни. Это комплексная реабилитация, формирование безбарьерной среды, социальное обслуживание и поддержка предприятий, где работают инвалиды. Одной из актуальных проблем продолжает оставаться социальная поддержка, реабилитация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Решению этих задач во многом способствуют мероприятия, реализуемые в Тульской области в рамках долгосрочных целевых программ: «Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области на 2012-2016 годы», по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2016 годы, по решению проблем инвалидности и инвалидов в Тульской области на 2009-2012 годы [11].

Так, долгосрочной целевой программой по улучшению положения детей Тульской области на 2009-2016 годы введены дополнительные меры поддержки детей-инвалидов, больных сахарным диабетом, - обеспечение их тест полосками к глюкометрам. В 2011 году 40 детей-инвалидов из малообеспеченных семей получили 122 тыс. тест-полосок к глюкометрам на общую сумму 158 тыс. руб. [11]

   Анализ литературы показал, что к категории инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем.

Детская инвалидность - проблема всего общества. Наличие значительного количества детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть предметом особых забот для страны. Данная категория детей имеет значительно меньше шансов реализовать свои гражданские свободы: получить качественное образование и сделать профессиональный выбор. Нормативно - правовая база РФ закрепляет оказание таким семьям материальной, бесплатной медицинской помощи, предоставление образования детям-инвалидам.

Таким образом, оказание помощи ребёнку с ограниченными возможностями невозможно в отрыве от семьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностных взаимоотношений в связи «ребёнок - мать - семья» (мать - отец, мать - ребёнок - инвалид, мать - здоровый ребёнок, отец - ребёнок-инвалид, отец - здоровый ребёнок, ребёнок - инвалид - здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянном взаимодействии с другими микросистемами (социальные педагоги, юристы, медработники, соседи и друзья, воспитатели, учителя и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные  с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. На современном этапе развития общества многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции [10].

В такой помощи нуждаются неполные и многодетные семьи, семьи одиноких матерей, военнослужащих, семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, усыновленных и опекаемых детей, имеющие родителей-инвалидов, студенческие семьи, семьи беженцев, мигрантов, безработных, асоциальные семьи и др. Социальная работа в них должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:

- диагностическую (изучение особенностей  семьи, выявление ее потенциалов);

- охранно-защитную (правовая поддержка  семьи, обеспечение ее социальных  гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

- организационно-коммуникативную  (организация общения, инициирование  совместной деятельности, совместного  досуга, творчества);

- социально – психолого - педагогическую (психолoго - педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

- прогностическую (моделирование  ситуаций и разработка определенных  программ адресной помощи);

- координационную (установление и поддержание усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб) [10].

Социальная работа с семьей - это  особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержке извне. Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь,  восстановление и поддержание нормального функционирования семьи.

 Социальная работа с семьей  в современном обществе представляет собой многофункциональную деятельность по социальной защите и поддержке, социальному обслуживанию семьи на государственном уровне [10].

 Деятельность по оказанию помощи осуществляется специалистами по социальной работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида. Она реализуется в условиях конкретного социума (федерального или территориального) и определяется его спецификой [10].

 Неизмеримо горе семьи, когда рождается больной ребенок и врачи констатируют инвалидность. К этому добавляется увеличение проблем обычной семьи: материально-бытовых, жилищных, финансовых, психолого-педагогических. Нередко семьи, где рождаются дети-инвалиды, становятся неполными: отцы не выдерживают такой психологический и моральный «груз» и оставляют жену с больным ребенком (у 15% супругов развод происходит по причине рождения ребенка с ограниченными возможностями) [6].

Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей  не одинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т. е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий [1].

Информация о работе Теоретические аспекты социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов