Введение
Волонтеры – это люди, которые добровольно
готовы потратить свои силы и время на пользу
обществу или конкретному человеку. Синонимом
слова «волонтер» является слово «доброволец».
Иногда добровольцев называют общественными
помощниками, внештатными добровольными
сотрудниками, ассистентами, лидерами,
посредниками. Общее, что их объединяет, –
добровольность (деньги не являются основным
мотивом работы). Разницу в названии в основном
определяют применяемые в их работе методики.
Социальные перемены в стране отражаются
и на мотивации добровольчества. В последние
годы увеличилось число людей, которые
приходят в некоммерческие организации
с целью получения необходимого опыта
работы, знаний и навыков, реализации своих
идей, повышения своей квалификации.
Переход России к рыночной экономике
вызвал интенсивный процесс дифференциации
вступающего в жизнь молодого поколения,
появлению значительных групп социально
дезадаптированных детей. Профилактика
асоциального поведения молодых людей,
социальный контроль над потенциальной
преступностью и иными проявлениями девиантности
становится одной из важнейших проблем
современного общества, и соответственно
– теории и практики социальной педагогики
и социальной работы. Мировой опыт свидетельствует,
что для решения задач в области профилактики
социального дезадаптации необходимо
привлечение не только профессионалов,
но и добровольцев, методы работы которых
в окружающем социуме нередко оказываются
более эффективными.
Актуальность проблемы добровольческого
движения в России заключается в том, что
активное развитие деятельности добровольцев
характеризуется значительным отставанием
научного анализа от практики.
Анализ зарубежной и отечественной литературы
по проблеме социально-педагогической
деятельности добровольческого движения
позволяет выделить ряд противоречий
в применении этого опыта в России. В их
числе наиболее значимыми являются противоречия:
– между накопленным опытом социально-педагогической
работы добровольцев и фрагментарным
теоретическим осмыслением и освещением
его в отечественной научной литературе
по педагогике и социальной работе;
– между востребованностью современной
отечественной социально-педагогической
практикой зарубежного опыта добровольческой
деятельности и слабой разработанностью
механизмов его эффективного применения
в отечественной социальной работе;
– между реально существующей возможностью
изучения опыта добровольческого движения
и отсутствием широкой апробации этих
моделей в практике работы российских
неправительственных организаций.
С учетом теоретической и практической
значимости проблемы, и в то же время ее
недостаточной научной разработанности
была избрана тема данного исследования.
В основе исследования – научный подход,
в рамках которого бескорыстное служение
людям и обществу рассматривается в сфере
ценностных ориентаций добровольца социальной
работы; личностно-деятельностный подход,
признающий деятельность главным условием
полноценного развития и саморазвития
личности; идеи гуманной педагогики, ориентирующей
социальную работу на человека как главную
ценность этой деятельности.
Цель исследования – проанализировать
позитивный отечественный опыт социально-педагогической
деятельности добровольцев и определить
условия его эффективного применения
в практике социальной работы.
Объект исследования –
деятельность добровольцев отечественных
неправительственных организаций.
Предмет исследования –
содержание и технологии социальная деятельности
добровольцев.
Задачи исследования:
1. Раскрыть социальную сущность
добровольческой деятельности, выявить
ведущие тенденции развития социальной
деятельности добровольцев в
России.
2. Обобщить теоретический отечественный
опыт социально-профилактической
работы добровольцев.
3. Обосновать специфику добровольческого
движения в России.
4. Проанализировать содержание
и технологии социальной деятельности
добровольцев, выявить условия и
механизмы их применения в
практике социальной работы в
России.
1. Теоретические
аспекты функционирования добровольческого
движения
1.1 Добровольчество:
понятие, сущность, основные характеристики
добровольчество (волонтёрство)
– это добровольческое движение, развитое
во многих странах мира, направленное
на улучшение жизни и является важной
частью для построения гуманного гражданского
общества.
Доброволец – это человек, добровольно
взявший на себя какую-либо работу.
Доброволец – существо будущего,
гражданин мира, шанс человечества на
выживание.
Добровольчество стремится
к достижению двух важных результатов:
Оно помогает в создании
стабильного и сплоченного общества.
Оно дополняет услуги,
предоставляемые правительством (и бизнесом – когда эти услуги
нерентабельны, но необходимы обществу).
В соответствии с целями и задачами
добровольчества, доброволец
– это человек, который, работая безвозмездно,
стремиться внести свой вклад в реализацию
социально значимых проектов.
Добровольцы – люди, работающие
в какой-либо области по своей воле, согласию,
а не по принуждению, а добровольческие
движения – это свободные союзы людей,
объединённых каким-либо интересом. В
России большинство добровольческих движений
направлено в своей деятельности на профилактику
и борьбу с наркоманией, алкогольной зависимостью,
с ВИЧ/СПИДом, на пропаганду здорового
образа жизни, оказание помощи детям-сиротам
и престарелым гражданам, на сохранение
чистоты окружающей среды и многое другое.
К самым распространенным формам
работы относятся тренинги и акции, так
как в процессе проведения охватывают
наибольшую аудиторию.
Роль добровольческого движения
для общества неоспорима. Почему люди
становятся добровольцами?Причины
могут быть разными:
- Самое главное – ИДЕЯ, благородная идея, отражающая
важность и принципы деятельности. Именно
идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение
и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
- Внутренняя психологическая
потребность быть нужным. Добровольческое
движение позволяет реализовать эту потребность,
ощутить свою полезность.
- Потребность в общении. Если подбирается замечательная
компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется
круг общения. Именно это часто становится
основной причиной работы в качестве добровольца.
- Интерес. Работа добровольцем
зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
- Антураж. Начинающих больше
интересует внешняя привлекательность
движения (кепки, футболки, значки и т.п.),
чем идея, цели или конечный результат,
особенно это касается детей и подростков.
- Финансовые соображения. Возможность
что-то заработать тоже может быть стимулом.
Известно, что доброволец в настоящем его понимании работает
не ради денег. Однако он все равно
что-то получает, будь то моральное удовлетворение или
финансовые компенсации, если это этично
и позволительно для проекта
или организации.
- Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится
возможность улучшить свое социальное
положение в карьерной или межличностной
сфере. Иногда карьера социального психолога
и педагога начинается именно
в добровольческом движении.
Будучи добровольцем, можно установить
новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение
и вес в обществе. Зачастую именно в добровольческом движении проявляются
некоторые способности, например, руководящие
или организаторские.
- Творческие возможности. Можно
проявить себя в различных видах деятельности
вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии – журналистика, преподавание,
менеджмент, выступления, написание сценариев,
дизайн.
- Решение своих проблем. Например,
если имеются проблемы с общением, то в добровольческой
среде можно найти новых друзей и единомышленников.
- Досуг. Время можно тратить
двумя способами – с пользой и без. Первый вариант – это добровольческое движение.
- Способ поделиться своим опытом.
Зачастую люди, пережившие кризис, могут
точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные
тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления
можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось
пережить.
- Подтверждение своей самостоятельности
и взрослости. Став добровольцем
и работая над серьезными проблемами,
люди доказывают окружающим свою зрелость,
самостоятельность и… оригинальность.
- Ресурсные возможности. Работая
добровольцами, люди становятся обладателями
сопутствующих благ – поездок, интересных книг
и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов,
компьютеров и.т. п
- Привлечение добровольцев
дает ряд преимуществ:
- · Экономические
- Чтобы понять экономическую
эффективность, следует произвести обычный
расчет. Предположим, что в проекте охват
целевой группы – 4 тысячи человек. Если
проводить по 3 часа тренингов с каждой группой
(200 групп – по 20 человек), то потребуется
200 дней. Если работаете вдвоем – 100 дней,
50 – если вчетвером. Чтобы можно было проводить
мероприятия раз в месяц необходимо 20 человек.
Где же взять ресурсы? – добровольцы!
- · Идеологические
- Если суть работы – распространение
идей, то ничто не является более эффективным,
чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены.
Такие стратегии, как молодежное участие,
равное обучение, отлично себя зарекомендовали.
Лучший способ воспитать человека – не воспитывать,
а привлечь его к воспитанию других. Лучший
способ информировать – привлечь к информированию
других.
- · Коммуникативные
- Хорошего контакта с группой
профессионалы не всегда могут достичь.
Использование добровольцев как ретрансляторов
информации и позитивного опыта дает явный
качественный эффект. Такие подходы, как
равное обучение, посредничество, лидерство
дают возможность достичь более эффективной
передачи информации на уровне, соответствующем
аудитории.
- · Оценочные
- Мнения добровольцев – это «взгляд
со стороны», который может быть полезен
для оценки качества работы организации,
ее коррекции и улучшения.
- · Количественные
- За счет добровольцев происходит
значительное увеличение количества представителей
целевой аудитории, привлеченной к деятельности,
число проводимых мероприятий и свежих
идей
- Среди основных принципов добровольческого
движения выделим следующие: признание
права на объединение за всеми мужчинами,
женщинами, детьми, независимо от их расовой
принадлежности, вероисповедания, физических
особенностей, социального и материального
положения; уважения достоинства и культуры
всех людей; оказание взаимной помощи,
безвозмездных услуг лично, либо организованно
в духе партнерства.
- Проанализировав окружение,
в общем объёме потенциальных добровольцев
можно выделить две основные группы: профессиональные
кадры (уже имеющие необходимые навыки)
и добровольцы без специальной квалификации (требующие
дополнительного обучения). В зависимости
от того, какие кадры требуются организации,
можно использовать различные виды набора добровольцев:
- Непосредственный набор – подразумевает использование
личных контактов и взаимоотношений набирающего
и потенциального добровольца. Он может
осуществляться в ситуации один на один,
с другом, знакомым, что дает возможность
совместно рассмотреть идеи и сомнения.
Самый простой и наиболее традиционный
набор добровольцев – среди членов семей
сотрудников. Мужья, жены, дочери, сыновья,
внуки становятся добровольцами на долгий
срок. Часто они не гнушаются никакой работы,
становятся мастерами на все руки. Работа
таких добровольцев эффективна.
- Целевой набор – предпочтителен, когда
работа, которую предстоит сделать, требует
конкретного опыта или подхода, которыми
владеют не все люди. Здесь уместны требования
к образованию (например, умение программировать),
возможности работать в специфическое
время (например, с 9.00 до 15.00, по выходным
дням), особого подхода к людям (например,
умение работать с эмоционально подавленными
детьми).
- Непрямой набор – используется в
случае, когда есть потребность в добровольцах,
не имеющих специального образования
или специфического опыта, или требуется
большое количество добровольцев для
кратковременных, простых работ.
- Что могут добровольцы?
- Можно вовлекать добровольцев
в те сферы деятельности, которые не оплачиваются,
но остаются важными для достижения целей
программы. Например, посещение больных
в больницах, доставка продуктов старикам,
которые уже не могут выходить из дома,
работа с детьми в школе или привлечение
внимания к историческому памятнику и
т.д. Любая работа может выполняться добровольцами.
Доброволец – это не только помощник или
социальный работник, заботящийся об окружающих.
Он может быть и учителем, специалистом
по компьютерам, политиком, инженером
или дизайнером.
- К добровольческой деятельности
относятся:
- · посадка цветов, кустов и деревьев;
- · помощь таким социальным категориям
граждан как: престарелые, беспризорные
дети, молодежь и студенты, бездомные,
люди с ограниченными возможностями (инвалиды),
мигранты, беженцы, бывшие заключенные
и другие;
- · благоустройство и обустройство
дворов, участков, городских улиц;
- · помощь животным, добровольная
помощь зоопаркам и заповедникам;
- · просветительские беседы,
направленные на профилактику наркомании,
СПИДа, подростковой преступности;
- · благотворительные концерты
и театральные выступления;
- · экологические марши, уборка
мусора и загрязнений;
- · пропаганда здорового образа
жизни;
- · интернет-добровольчество.
- Таким образом, добровольцы
– не только альтруисты, они работают
ради приобретения опыта, специальных
навыков и знаний, установления личных
контактов. Часто добровольческая деятельность
– это путь к оплачиваемой работе, здесь
всегда есть возможность проявить и зарекомендовать
себя с лучшей стороны, попробовать себя
в разных сферах деятельности и определиться
с выбором жизненного пути.
1.2 Социальное добровольчеств
в России
Истоки добровольческой работы
в России восходят к благотворительности,
существовавшей на всех этапах развития
общества. Историки находят корни сострадательного
отношения к ближнему еще в обычаях восточнославянских
племен. С. М. Соловьев отмечал, что в отличие
от воинственных германцев и литовцев,
избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных»
сородичей, истреблявших пленных, наши
далекие предки были милостивы к старым
и малым соплеменникам, а также к пленным,
которые по прошествии известного срока
могли вернуться в родные места или «остаться
жить между славянами в качестве людей
вольных или друзей». Они привечали и любили
странников, отличались редким гостеприимством.
В Х в. возник и долго существовал
институт нищелюбия, который отождествлялся
с человеколюбием. Главной христианской
заповедью стала любовь к ближнему: «Любовь
к ближнему полагали прежде всего в подвиге
сострадания к страждущему, ее первым
требованием признавали милостыню», –
писал В. О. Ключевский.
В России добровольчество связывают
не просто с добровольной бесплатной работой
в интересной области, но с жертвенным
бескорыстным служение немощным, больным,
неимущим. В России одно из самых ранних
официальных свидетельств добровольческой
деятельности относится к 1894 году. В этом
году были учреждены городские попечительства
о бедных, в которых подавались добровольные
пожертвования и где трудились добровольцы.
Термин «добровольчество» в
современном его понимании или тем более
«волонтерство» не был знаком России до
середины 80-х годов ХХ века. До этого времени,
«добровольцами» в первую очередь называли
людей, которые в военную годину, не дожидаясь
мобилизационной повестки на военную
службу, шли защищать свою страну, так
было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную.
В советское время – люди, которые как
«добровольцы» ехали на Целину, на строительство
БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество»
в то время было связано с событиями российского
масштаба и активно поддерживалось существовавшей
идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем
в этот термин нечто другое.
Добровольчество
– это добровольный благотворительный
труд людей на благо нуждающихся в помощи. И российская история знает
множество тому примеров. Еще Екатерина
Великая, а затем императрица Мария Федоровна
заявили себя в качестве благотворителей.
Основанные императрицами многочисленные
благотворительные заведения заложили
фундамент российской системы социального
призрения. Был задан тон, в соответствии
с которым патронирование благотворительных
заведений стало основным общественным
занятием дам из придворного круга и жен
государственных деятелей. Символом женского
милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова.
Ее многолетнее бескорыстное служение
на поприще благотворительности заслужило
уважение во всех кругах общества – от
консервативных до самых радикальных.
Княгиня была известна тем, что не получив
разрешения посещать узников Шлиссельбургской
крепости, обратилась с просьбой заключить
в крепость ее саму.
Благотворительность
в Древней Руси
Началом благотворительной
деятельности в России принято считать
988 год – дату крещения Руси.
С принятием христианства с
одной из его основных заповедей – о любви
к ближнему – на Руси впервые заговорили
о призрении бедных, что тогда нашло свое
выражение в раздаче милостыни «сирым
и убогим».
Начальная русская летопись
гласила: «повелел всякому нищему и убогому
приходити на двор княжь и взимати всяку
потребу, питие и ядение».
Для неспособных к передвижению
еду развозили на повозках.
Отличительной чертой благотворительности
в допетровской Руси было то, что она состояла
главным образом в раздаче еды и одежды
(деньги раздавались реже), строительстве
жилья и оказании бесплатной медицинской
помощи. Часто накануне больших праздников
цари, переодевшись, посещали тюрьмы, больницы,
приюты, где раздавали милостыню.
Благотворительность, не рассчитанная
на общественное признание, воспринималась
как выражение христианской любви к ближнему.
Такая форма благотворительности,
связанная с личной инициативой князей,
царей была характерна для России вплоть
до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся
малых и больших войн число нуждающихся
постоянно росло и, в конце концов, благотворительность
перестала быть личным делом правителей,
а превратилась в заботу государства.
После Стоглавого собора 1551
года в России начался переход к системе
общественного призрения с дифференцированным
подходом к разным группам населения,
нуждающегося в помощи.
Благотворительность
Смутных времен
Царь Иван IV (Грозный) предпринял
ряд мер, направленных на узаконение благотворительности
в рамках государственной политики.
В те времена расходование средств
государственной казны, являвшейся одновременно
и царской казной, находилось практически
полностью в ведении правителя, и при отсутствии
какой-либо социальной политики любые
траты на помощь малоимущим слоям населения
вполне могли считаться благотворительностью.
Царь и сам раздавал деньги
нищим, вдовам и сиротам.
Петровские деяния
В 1712 году был обнародован указ
«Об учреждении во всех губерниях гошпиталей»,
в котором предписывалось «учинить гошпитали
для самых увечных, таких, которые ничем
работать не смогут, ни стеречь, также
и зело престарелых; также прокормление
младенцам, которые не от законных жен
рождены». Основным источником финансирования
всех этих учреждений при Петре были частные
пожертвования: царь для примера сам жертвовал
на эти цели до трети своего жалования.
Монахинь в монастырях обучали
ремеслам. Доходы от продаж отчислялись
на благотворительность. На эти же цели
шли штрафы, которым подвергались раскольники.