Теоретические аспекты функционирования добровольческого движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:23, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать позитивный отечественный опыт социально-педагогической деятельности добровольцев и определить условия его эффективного применения в практике социальной работы.
Объект исследования – деятельность добровольцев отечественных неправительственных организаций.
Предмет исследования – содержание и технологии социальная деятельности добровольцев.
Задачи исследования:
1. Раскрыть социальную сущность добровольческой деятельности, выявить ведущие тенденции развития социальной деятельности добровольцев в России.
2. Обобщить теоретический отечественный опыт социально-профилактической работы добровольцев.
3. Обосновать специфику добровольческого движения в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

Эпоха реформ

XIX век стал переломным  в развитии благотворительности: именно в пореформенной России  были изданы многочисленные законы  и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная  политика государства, общественная  и частная благотворительность  приобрели очертания системы  и получили мощный импульс  к развитию.

Одним из первых, в 1802 году под эгидой императорской семьи, возникает «Императорское Человеколюбивое общество», преследовавшее цели содержания учебно-воспитательных заведений, больниц, приютов, а также помощи бедным, инвалидам, погорельцам и переселенцам.

К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности.  
Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества.

С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

ХХ век. Царская Россия

К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие (23, с. 319).

1902 год  стал по истине знаковым для  Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула – 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская». Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих.

Благотворительность в Советской России

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты.

Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь, приносили, кто что мог.

Необходимо отметить, что добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было. Сегодня традиции благотворительности продолжают развиваться в волонтерском движении на благо общества и каждого человека.

Таким образом, благотворительность и добровольчество всегда были присуще России. Проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему являлось общественным социальным явлением.

 

  2. Особенности и  тенденции развития добровольческого  движения в России на современном  этапе

 

 

2.1 Традиционные  и инновационные модели деятельности  добровольческих организаций

Добровольчество – понятие для России достаточно новое, однако сама идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум».

Несмотря на то, что изучение зарубежного опыта добровольческой работы внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, современное российское общество не может принять целиком ни одну из моделей организации социальной работы, эффективно действующих в других странах. В то же время оно не может оставить неизменными те средства социальной защиты и поддержки, которые сложились за годы советской власти. Как можно заметить, сегодня в России формируется свой, специфический механизм поддержки населения, который определяется многими факторами, в частности состоянием экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, наличием поликультурной среды обитания, усилением социальной дифференциации, переходом от одного типа общественного устройства к другому.

Следует отметить, что из-за многих социальных стереотипов добровольческая деятельность в России плохо приживается. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося добровольчеством, ничтожно низок, в том время, как во многих странах Европы, Азии и Америки добровольчество является обычным явлением.

По данным ассоциации Gallup International, сегодня в Соединенных Штатах и Канаде 45% трудоспособного населения состоят во всевозможных добровольческих организациях, в Западной Европе показатель достигает 67%. У нас же, по данным того же Gallup, волонтерами можно назвать от 5 до 10% населения. Эксперты считают эти данные завышенными, поскольку к добровольцам причислены и доноры, и члены общества Красного Креста, и религиозные прежде всего православные благотворительные организации. К тому же, те, кто называет себя добровольцем, как правило, участвовали в каких-то разовых акциях. Добровольчество – особый образ жизни. В Западной Европе добровольцы составляют две трети взрослого населения, а у нас даже точную цифру никто не берется назвать. Наше добровольчество неорганизованно, разрозненно, не признается всерьез чиновниками и не пользуется доверием социальных работников. Между тем, по словам экспертов, Россия сейчас, как никогда, нуждается в создании массового добровольческого движения. При нынешнем финансировании социальной сферы помочь обездоленным способны только энтузиасты.

Понятие, содержание и формы добровольческого труда в современной России приобрело конкретные черты только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.

Деятельность добровольческих организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: «Добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Как уже отмечалось, появление добровольчества в России имеет свои особенности и трудности. Назовем основные из них.

Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания добровольчества и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).

Государственные. Недостаточное количество государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих процесс регенерации жизненной ткани общества, а главное – отсутствие потребности у власти в таких программах.

Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов.

Технологические. Нет школ и традиций добровольчества, нехватка социальных работников. Существует и проблема подготовки, обучения добровольцев элементарным способам действия.

При этом было бы наивно думать, что повсюду добровольцев встречают с распростертыми объятиями. Недоверие к ним у социальных работников очень велико, на них смотрят как на лишнюю головную боль. Не у всех добровольцев хватает сил выдерживать постоянный пресс недоверия, и «утечка кадров» в добровольческих рядах велика.

Однако, несмотря на определенные трудности, число желающих вступить в ряды добровольцев растет. У каждого человека есть свои мотивы и причины, по которым он становится добровольцем. Среди них наиболее часто встречаются следующие:

·           желание помочь другим людям;

·           знакомство с новыми людьми;

·           гражданские чувства;

·           религиозные соображения;

·           сострадание нуждающимся;

·           групповая работа с друзьями;

·           чувство обязанности вернуть людям то, что получил сам;

·           желание почувствовать свою необходимость.

Социальные перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.

В настоящее время во многих городах России функционируют организации добровольцев, на счету которых самые разнообразные акции и мероприятия по оказанию помощи нуждающим.

Российский Красный Крест (РКК) – одно из 185 обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, существующих в мире и объединенных в международное Движение. РКК – добровольная организация, оказывающая помощь нуждающимся, созданная для реализации идей гуманизма и сострадания к людям, а также содействия органам государственной власти и местного самоуправления в гуманитарной области.

Один из основополагающих принципов Движения – Добровольность – констатирует, что «в своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды». Обязательное условие Движения, существенный и необходимый компонент работы – добровольцы. В заявлении, принятом XXVII-ой Международной конференцией Красного Креста и Красного Полумесяца (ноябрь, 1999 г.) государствами – участниками Женевских Конвенций, признается «постоянно возрастающая роль и значение добровольцев, как важнейшего источника физической и моральной поддержки своих уязвимых и обездоленных соотечественников».

Идеи Движения Красного Креста и Красного Полумесяца привлекают людей во всем мире, тысячи из них становятся добровольцами своих национальных обществ, отдавая время, знания и опыт для достижения общих результатов .

Инициативная группа «Доноры Детям»

Сегодня группа «Доноры – детям» представляет собой полностью добровольческое объединение г. Москвы. У ребят нет постоянного состава или «членства в обществе». Добровольцы устраивают занятия кружков в гематологическом отделении, детские конкурсы и походы в театр для детей и родителей, организовывали сбор средств на поиск доноров костного мозга и лекарства. И просто приходят поиграть с детьми и пообщаться с их родителями. Все эти люди – доноры, и неважно, сдают они кровь или нет. Русское «донор» происходит от латинского слова «donare», что значит «дарить». И они стараются дарить, что имеют. Кровь, игрушки, лекарства, заботу, внимание, радость.

Волонтерская группа «Мир в ладошке»

Добровольческая группа «Мир в ладошке» (г, Москва) – это: Объединение людей – некоммерческое, неполитическое, неформальное, добровольное.

Добровольческая группа осуществляет помощь социальным учреждениям в основном по работе с детьми: Домам ребенка, Детским домам, Школам-интернатам в том числе коррекционным; Больницам; Храмам; Нуждающимся семьям и отдельным людям. Среди основных видов деятельности: сбор и доставка в «подшефные» учреждения необходимых вещей; адресная помощь тяжелобольным или попавшим в тяжелую жизненную ситуацию детям и их близким; организация досуговых и образовательных мероприятий для воспитанников детских домов; организация персонального шефства взрослых над выбранными ими воспитанниками.

Межрегиональная общественная организация помощи детям и подросткам «Добрая планета»

Проблема сиротства на сегодняшний день является одной из самых острых социальных проблем нашего государства. Программа развития деятельности Межрегиональной общественной организации «Добрая планета», направленная на содействие подготовке выпускников детских домов, приютов и школ-интернатов к социальной адаптации, основана на анализе сложившейся в стране социально-демографической ситуации, статистических данных о выпускниках детских сиротских учреждений и спектра других социальных, экономических и правовых факторов. Направленность программы на сбалансированное решение разноплановых проблем детей-сирот предполагает реализацию комплексного подхода к взаимодействию с детскими сиротскими учреждениями, а также последующую интеграцию предложенных мер в общую концепцию государственного социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Теоретические аспекты функционирования добровольческого движения