Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога на приходе.
Необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы профессиональной деятельности социального педагога на приходе;
2) Провести опытное исследование социально-педагогической деятельности на прихода на примере конкретного храма ;
3) Рассмотреть методы и формы социальной работы на приходе.
Введение……………………………………………………………………………2
1. Практическое участие Русской Православной Церкви в решении социально-педагогических проблем…………………………………………………………...4
2. Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе……12
3. Исследование социально-педагогической деятельности прихода, на примере храма Пресвятой Троицы в с. Щурово г. Коломна………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………
1) Советское правительство
сделало борьбу с
2) В этот период создавались учреждения по правовой и социальной охране несовершеннолетних.
3)В высших учебных учреждениях Столицы и Ленинграда началась подготовка кадров для работы в системе социального воспитания.
В это время начинает свое активное развитие такое направление педагогическое науки как педология. Это направление ставило своей целью соединить знания о ребенке и о среде, для обеспечения наиболее успешной воспитательной деятельности. Задачами этой науки были помощь детям в обучении, предохранение психики ребенка от перегрузок, безболезненное вхождение в социальную и профессиональную среду.
Вывод: из всего выше сказанного мы можем сказать, социальная работа появилась вслед за благотворительной деятельностью, которую развивалась в христианских общинах. В более позднее время социальной работой начинают заниматься специально созданные для этой цели организации. Очень важно отметить, что теоретические составляющие социальной работы в начале 20 века как ответ на мировые потрясения.
«К двадцатым годам ХХ века во многих странах складывается государственная система социальной работы, которая первоначально имела следующие сферы применения - семейное благополучие, детское благополучие, медицинская социальная работа. Позднее добавились профессиональная, промышленная, сельская, судебная и другие сферы социальной работы.»[16]
Таким образом, теория и практика социальной педагогики связаны с историко-культурными особенностями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления о человеке и человеческих ценностях.
2.Теоретические основы деятельности социального педагога.
В России "социальный педагог" и "социальный работник" являются относительно молодыми профессиями. Законодательно они были закреплены лишь в 1991г. Необходимость появления этих специальностей была продиктована изменениями в жизни российского общества в начале 90 х. годов. Действительность того времени диктовала собой потребность в формировании профессиональных кадров, способных работать в сфере социальной защиты населения. В то же время исчезновение государственной идеологии в воспитательной среде породил собой большое число детей , которые остались вне поля воспитательного процесса. Итак, специальность «социальный работник» состоялась в сфере социальной защиты населения. В то же время профессия «социальный педагог» получила свое становление в педагогической деятельности, которую осуществляют органы и учреждения по делам молодежи, а так же системы образования.
Для нас в объеме курсовой работы необходимо рассмотреть социально-педагогическую деятельность прихода, и четко понимать, что мы можем отнести к социальной работе прихода, а что к приходской социальной педагогике.
Отражая деятельность социального педагога необходимо отметить, то обстоятельство, что в настоящее время имеет место факт недопонимания отличия функциональных обязанностей социального педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.
Исходя из выполняемых
Социальный педагог - это лицо,
которое реализует комплекс мер
по организации социального
Сфера деятельности социального педагога и социального работника имеют точки соприкосновения, так как деятельность перечисленных специалистов направлена на человека как составную часть социума. Однако, необходимо отметить, что доминирующим в деятельности социального педагога является психолого-педагогический фактор, а основным способом достижения целей взаимодействия в связке человека и общества выступает социальное воспитание. Социальный педагог это человек (специалист) по формированию социального воспитания ребенка и созданию обстановки для успешного прохождения процесса социализации. В абсолютном понимании социальный педагог предназначен для формирования гуманных ценностей и отношений в обществе (школа, семья, коллектив). Основной целью деятельности социального педагога является формирование микросоциума для оптимального освоения ребенком процесса социализации.
В своей практической
Для наглядного сравнения
двух понятий предлагается
Понятие | |
Специалист по социальной работе – человек в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все или отдельные виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей, группой возникших у них проблем. |
Социальный педагог – специалист организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах. |
Обслуживаемые лица | |
Специалист по социальной работе работает с людьми попавшими в трудную жизненную ситуацию. А также с несовершеннолетними правонарушителями и людьми вернувшимися с мест лишения свободы. |
Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста, независимо от социального положения происхождения и религиозных убеждений. С людьми нуждающимися в социально-психологической, психолого-педагогической помощи. |
Задачи | |
-оказывать помощь индивидам -осознавать и устранять
затруднения различного -помощь в преодолении
затруднения путем воздействия
различного характера на |
-работа с детьми, имеющих проблемы с социализацией, -работа с социальными организациями и социальными институтами, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения. |
Социальное воспитание в христианстве.
Одним из основ христианства выступает
воспитания. Христианское понимание воспитания
имеет свои особенности и значительно
расширило границы его понимания по
отношению к светскому понятию. Учитывая
то обстоятельство, что в истории
Христианство не выступало как общенациональная
религия, то его педагогическая деятельность
была направлена в первую очередь на
присоединяющихся к общине людей.
Тезис учение Христа «возлюби ближнего своего как самого себя» имеет социальное значение в процессе социального воспитания в христианстве. Заповедь любви изложена в четкой и понятной форме, однако кажется недостижимой целью. В рамках данной заповеди отчетливо ощущается необходимость постоянного воспитания каждого члена общины. Общество делегирует меру ответственности за воспитание церкви и семье. Исторически сложилось так, что Церковь выступающая в роли общины и семья представляющая домашнюю церковь выступают основание социальной педагогики в христианстве. В христианском смысле процесс воспитания это деятельность направленная на смену имеющегося отношения к Богу и обществу в нем на иной уровень: «всей силой, всей душой и всей крепостью своею» и отношения любви к ближнему «как к самому себе». Указанная деятельность не является сомовоспитанием.
В христианстве под
Социально-педагогическая
деятельности» в христианской Церкви.
Социально-педагогическая деятельность
Церкви была и остается одной ее главной
задачи утверждения Евангелия и его проповеди.
Церковь как институт выступает в роле
субъекта социально-педагогической деятельности
и может считаться макроуровнем в сфере
социальной педагогики, А приход, община
и сам христианин рассматривается на макроуровне.
Объектами социально-педагогической работы
может стать все, кто подпадет под влияние
социального педагога. Особое внимание
уделяется прихожанам церкви и социально
незащищенным слоям населения. Основной
задачей христианской педагогики является
воспитание человека в «образе и подобии».
И в связи с этим работа социального педагога
с различным контингентом должна придерживаться
определенных принципов таких как: уважение
к свободе личности, соблюдение прав ребенка,
изучение процесса перевоспитания каждого
члена общины. Часто деятельность социально
педагога может сводиться к консультированию,
исследованию, участию в проектах.
Часто церковь может сделать то, что не
сможет сделать социальный педагог. Это
утверждение особенно верно в тех случаях,
когда семья не справляется со своими
основными функциями» а для ребенка отсутствует
возможность пребывания в другом месте.
Церковное общение также дает положительные
результаты в процессе реабилитации лиц
с делинквентным и девиантным поведением.
На этих основах может строиться плодотворное
сотрудничество между церковью и социальным
педагогом.
На сегодняшний день не существует однозначной классификации сфер социально-педагогической деятельности православных приходских общин.
Склярова Т.В. рассматривает деятельность социального педагога приходе, возникающие проблемы социально-педагогического характера, потребности прихода в квалифицированной помощи педагогов, а также влияние традиции на современное состояние православного воспитания.[15]
Сластенин В.А. назначение социально-педагогической деятельности видит в оказании компетентной социально-педагогической помощи населению, в повышении эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей, подростков и юношей. Автор высказывает идею о пользе осмысления религиозного воспитания в контексте возрождения социально-культурных традиций России.[18]
Фирсов М.В. рассматривает область деятельности социального педагога в местах лишения свободы при этом обозначает три рабочих поля: управление, персонал, заключенные. По мнению автора одной из самых важных задач социальных работников социальных педагогов является переформирование института тоталитарного типа в институт социального обучения. [19]
Холостова Е.И. рассматривает социально-педагогическую модель, в основе которой лежит положение, что воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида.[20]
Шакурова М.В. под социально-педагогической деятельностью понимает деятельность, которая направлена на решение задач социального воспитания (забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений) и социально педагогической защиты (система условий и средств, обеспечивающих физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника).[21]
Каждый из рассмотренных авторов вкладывает свой смысл в характеристику социально-педагогической деятельности, рассматривая эту деятельность как часть общей системы, но не рассматривая ее как самостоятельное социальное явление, имеющее, свои направления, формы и методы.
Мы помним, что для решения поставленных нами задач необходимо четко понимать, что мы можем отнести к социальной работе, а что к приходской педагогике.
Егорова З.В. сравнивает православный приход с микросоциумом. Дает определение, что это действующий на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные воспитательные организации, а также различные неформальные группы жителей. При этом влияние микросоциума на процесс социализации зависит от объективных характеристик самого человека. Автор говорит, что эффективность воспитания и позитивной социализации в целом и отчасти зависят от того, удастся или нет создать воспитатетльное пространство, и от того, сколько эффективно оно функционирует и развивается.[10]
Субъектами социально-педагогической деятельности выступают: Церковь и приход.
Объектами социально-педагогической деятельности выступают: прихожане прихода, особенное внимание уделяется детям и подросткам.
«Очень важным для обеспечения успеха приходской социально-педагогической работы является наличие заинтересованной общины.»[1]
«Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией христианской педагогики является воспитание или вернее сказать перевоспитание, которое происходит в контексте христианской общины.»[4]
Энно Розенбум утверждает, «что субъектом церковной педагогической деятельности является приход, а также указывает, что весь процесс жизнедеятельности Церкви соприкасается и с лицами деликвентного поведения через организацию богослужений и встреч на местах предварительного заключения и лишения свободы. Встречи со священнослужителями, социальными работниками и педагогами помогают поддерживать связь с социумом в процессе социального перевоспитания. К особой сфере социально-педагогического служения церкви можно отнести окормление детских домов и интернатов, поддержка их материального и социального статуса, что в свою очередь положительно влияет на процесс их социализацию.»[17]
Таким образом, социально-педагогическая деятельность Церкви направлена на призыв к «деланию добра» и налаживанию конструктивного взаимодействия между людьми.
Подводя итог данной главе, мы можем сказать, что социально-педагогическая деятельность православных приходских общин недостаточно изучена. Социально-педагогическая деятельность Церкви выражена через организацию в приходах классов воскресной школы, клубов пения и иконописи, всевозможных кружков, организацию миссионерских и паломнических поездок, работу с лицами делинквентного поведения через организацию богослужений и встреч в местах предварительного заключения и лишения свободы, окормление детских домов и интернатов через материальную и духовную поддержку;
Субъектами социально-педагогической деятельности выступают Церковь и приход, объектами социально-педагогической деятельности выступают: прихожане прихода, особенное внимание уделяется детям и подросткам; для организации качественного социально-педагогической работе на приходах Церковь нуждается в профессиональных кадрах.
3. Исследование социально-педагогической деятельности прихода, на примере храма Пресвятой Троицы в Щурово г. Коломна.
Первое упоминание
о селе Щурове в исторических документах
относится к концу XVI в. Это место знаменательно
тем, что здесь с давних времён проходила
граница двух княжеств - Московского и Рязанского, а позже
и двух губерний (о чём зримо свидетельствует
сохранившийся доныне пограничный столб).
В 1775 г. княгиней Наталией Александровной
Голицыной в Щурове был построен деревянный
храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
Позже, в 1815 г., по усердию полковника Адриана
Моисеевича Грибовского в церкви появился
ещё один престол - в честь мучеников Адриана
и Наталии.
В 1883 г. священник Феодор Соколов принимает
решение строить новый каменный храм.
Вместе с прихожанами он подготавливает
участок земли под строительство рядом
с существующей церковью Живоначальной
Троицы.
В 1892 г. губернские власти утверждают проект,
разработанный известным московским архитектором,
статским советником М.К. Геппенером. Он
выполнен в модном тогда византийском
стиле, по мотивам знаменитой Святой Софии
в Константинополе.
В следующем, 1893 г., у храма уже есть староста
- Матвей Иванович Савинов, коренной житель
села Щурова, купец из крестьянского сословия.
За большой вклад в строительство и благоустройство
новой церкви он был награждён золотыми
медалями Священного Синода. Помимо М.И.
Савинова, крупные пожертвования на храм
осуществлялись семьями братьев Липгартов
и их племянника Эмиля Рингеля - владельцев
цементного производства в Щурове и завода
сельхозтеники в Бочманове, фабрикантов
и купцов Морозова, Шарапова, Корнеева,
Бабушкина.
Сооружалась церковь под руководством
инженера Иосифа Витшаса, целиком из местного
строительного материала: бутового камня,
цемента и извести от Товарищества «Липгарт
и Ко» и кирпича коломенского производства
- завода доктора Модеста Лозовского.
В 1900 г. строительство храма подошло к
завершению. Кроме центрального
Информация о работе Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе