Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования - дать общую характеристику методам и формам работы социального педагога на приходе.
Необходимо решить следующие задачи:
1)Рассмотреть теоретические основы профессиональной деятельности социального педагога на приходе;
2) Провести опытное исследование социально-педагогической деятельности на прихода на примере конкретного храма ;
3) Рассмотреть методы и формы социальной работы на приходе.
Введение……………………………………………………………………………2
1. Практическое участие Русской Православной Церкви в решении социально-педагогических проблем…………………………………………………………...4
2. Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе……12
3. Исследование социально-педагогической деятельности прихода, на примере храма Пресвятой Троицы в с. Щурово г. Коломна………………………………20
Заключение…………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………
престола во имя Пресвятой
Троицы, были построены ещё два боковых
придела - Введения во храм Пресвятой Владычицы
нашей Богородицы и Приснодевы Марии и святителя
Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских.
В период с 1900 по 1907 гг. происходила внутренняя
отделка церкви - расписывались стены,
создавался иконостас, благоустраивалась
прилегающая территория. Законченность
храмовому ансамблю придало металлическое
ограждение на каменном фундаменте.
27 октября (нов.ст.) 1907 г. Преосвященнейшим
Никодимом, епископом Зарайским и Рязанским,
новопостроенный храм был освящён. Его
первым настоятелем стал священник Феодор
Соколов.
Окончание строительства храма явилось
венцом его трудов, достойным завершением
земного поприща: о. Феодор скончался четыре
месяца спустя.
В феврале 1908 г. на место почившего настоятеля
был назначен священник Сергий Модестов.
Служба в храме Пресвятой Троицы продолжала
совершаться вплоть до 1929 г., несмотря
на гонения от властей. После закрытия
храма о.Сергий был арестован и осуждён
на 10 лет лагерей.
В разные годы советского времени в помещении
Троицкой церкви располагались: Театр
рабочей молодёжи (сокращённо - ТРАМ), пекарня,
гараж, что постепенно привело к заметным
внешним разрушениям, не говоря уже о внутреннем
осквернении.
В 1991 г., после шестидесяти с лишним лет
запустения, разорённое здание храма было
передано Русской Православной Церкви.
Первая Божественная литургия состоялась
в день Преображения Господня, 19 августа.
Год спустя со дня возобновления богослужебной
жизни при храме открылась воскресная
школа, в которой сегодня получают начальное
православное образование около 50 ребят
в возрасте от 4 до 15 лет.
С момента возвращения церкви верующим
заботами прихожан и благотворителей
храм значительно благоустроился и украсился:
восстановлена и частично отреставрирована
кирпичная кладка здания, заменена кровля,
отлиты и установлены на звоннице колокола,
обустроен клирос, установлены резные
Царские врата, вокруг храма уложена брусчатая
мостовая, благоустроена территория. К
100-летию храма, отмечавшемуся 27 октября
2007 г. настелен мраморный пол, планируется
смонтировать кованую лестницу на клирос.
С 1999 г. в храме работает православная
гимназия, филиал средней школы поселка
Проводник. Гимназия является экспериментальной
площадкой Управления образования Коломенского
района по преподаванию «Основ православной
культуры». Распорядок образовательной
деятельности в гимназии соотнесен с годовым
литургическим кругом богослужений. Преподавание
ведется по системе развивающего обучения
Л. В. Занкова.
Для гимназии на территории
храма было построено здание с множеством
кабинетов, спортивным залом и просторной
трапезной, оснащенной большим проекционным
экраном. Отдельное крыло отведено под
дошкольную группу «Зернышко», которую
посещают дети сотрудников прихода.
В дни школьных каникул
для гимназистов организуются православные
лагеря. В течение всего года работает
база отдыха «Солнечная опушка», расположенная
на подворье храма в д. Бебехово Озерского
района.
При храме работает
Детская школа искусств, где учащиеся
гимназии постигают азы музыки, живописи
и хореографии.
С 2000 года приходом
издается газета «Глаголъ» и детское приложение
«Глаголик».
Отдельным направлением деятельности
прихода является социальное служение.
При храме бесперебойно работает благотворительная
столовая. Пункт раздачи одежды помогает
решить некоторые материальные проблемы
многодетным семьям и прихожанам со скромным
достатком.
В 2008 году открылся
Детский социально-реабилитационный центр.
На попечении прихода постоянно живут
15 детей от 4 до 14 лет. Ребята регулярно
ходят на богослужение в храм, причащаются,
общаются со священниками прихода. Старшие
мальчики пономарят на службе.
Среднее образование
воспитанники приюта получают в Православной
гимназии при храме. Все дети посещают
занятия в Воскресной школе, различные
кружки и секции.
Воспитанники часто
совершают паломнические поездки, посещают
различные театры, музеи.
В 2012 году при храме
был создан Социальный центр «Надежда»
для организации работы с людьми с ограниченными
физическими возможностями. [2]
Традиции милосердия на приходе
Традиции милосердия складывались в Церкви столетиями, основываясь на заповеди Христа Спасителя: любовь к Богу и ближнему. Господь так выразил суть Своей миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18, 19).
Главным социальным работником на приходе в данный момент является Белякова Наталья, она же является директором социального приюта «Надежда». Этот человек стоит у истоков создания приюта, а сейчас на нее возложены обязанности социального работника в храме, ведь помимо приюта на приходе ведется широкая работа с малоимущими, заключенными, многодетными семьями, пожилыми людьми, готовится открытие социального центра для инвалидов.
Главной целью моей курсовой работы было изучить работу социального педагога на приходе. Для, это, мне пришлось пообщаться со многими настоятелями приходов своего-Воскресенского, и ближайшего - Коломенского районов. И в конечном итоге я пришла к выводу, что как таковой должности социального педагога на приходах нет, есть социальные работники, которые исполняют несколько другие обязанности. Лишь в храме Пресвятой Троицы в с. Щурово г. Коломны мне удалось найти человека который назвал себя социальным педагогом. И с целью ознакомления с его работой я отправилась на приход и встретилась с Натальей Беляковой – эта женщина, как выяснилось, занимается на приходе не только социально-педагогической работой, она также является директором социального приюта, и отвечает, вообще, за всю социальную работу общины. Вот, что она сама рассказала о своей работе:
«При нашем храме социальная служба начала свою работу в 1998 году. Церковь энергично проявляет себя во многих сферах общественной жизни и несет свое служение всем нуждающимся, стараясь охватить все слои населения — престарелых, одиноких, заключенных, обездоленных, людей с ограниченными возможностями.
При храме работает патронажная служба. Ее сотрудники навещают одиноких стариков, помогают им по дому, закупают продукты. В дни праздников специальный автобус привозит бабушек и дедушек, а также одиноких людей с ограниченными физическими возможностями на праздничные богослужения в храм. Затем для них организуется совместная трапеза.
По субботам и воскресеньям при храме работает пункт раздачи одежды. Каждый день благотворительная столовая обеспечивает горячими обедами всех нуждающихся прихожан.
Еженедельно храм получает письма с просьбами о помощи от людей, отбывающих срок в местах заключения. По мере сил и возможности сотрудники социальной службы собирают и отсылают им посылки с предметами первой необходимости.
Учащиеся нашей Православной гимназии выезжают с концертами в дома для престарелых, в социально-реабилитационные центры к детям и взрослым, в интернаты и детские дома, больницы и здравницы. Выступления гимназистов доставляют радость детям и одиноким людям.
Патронажная служба оказывает помощь нуждающимся в ней. Церковь прилагает все усилия, чтобы их жизнь преобразилась к лучшему. Однако для решения социальных проблем нередко требуются большие материальные и человеческие ресурсы. Это служение включает и оказание духовной, гуманитарной, правовой и иной помощи. Мы рады всем, кто готов содействовать этим людям. Основа благотворительной деятельности — личное участие каждого верующего, высокая мотивация и творческая реализация заложенного в христианине потенциала милосердия и любви.
С 2008 года при храме работает Социально-реабилитационный центр для детей, оставшихся без попечения родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию, сконцентрировав свою работу на их воспитании и образовании. Многим из них нужно медицинское лечение. Сейчас в центре проживают шестнадцать ребят в возрасте от трех до десяти лет — трое из них учатся в Православной гимназии.
Социально-реабилитационный центр — это прежде всего его воспитанники. Ни один, даже самый лучший, детский приют не может заменить ребенку семью, но в силах педагогов создать условия, необходимые для социальной реабилитации и гармоничного развития детей, которых оставили родители. У всех ребят, которые попадают сюда, сложная судьба, многие получили сильнейшие психологические травмы. Поэтому, с ними работают квалифицированные специалисты, помогающие нейтрализовать негативные последствия событий прошлого и ориентировать ребят на нормальную жизнь и успехи в будущем.
Большинство воспитанников являются так называемыми социальными сиротами, их родители устранились от участия в жизни своих детей. Но каждый ребенок в душе продолжает к ним тянуться, а значит задача педагогов центра — помочь ему снова обрести свою семью. Генеральная линия в общении с родителями воспитанников — протянуть руку страждущему, желающему изменить себя и свою жизнь. Дети продолжают видеться с родителями, но при условии соблюдения последними правил нормального общения (прежде всего трезвый образ жизни). Матери звонят своим детям из мест отбывания наказаний, пишут письма. Звонкам и письмам ведется учет (Приложение 1). Есть некоторые дети, матери которых потерялись, по определенным обстоятельствам, и мы стараемся разыскивать их. При возникновении проблем и трудностей родителям ребят всегда оказывается любая помощь и поддержка, что дает возможность опустившемуся человеку вернуться в общество и к своим детям.
В православии воспитание основано на антропологическом подходе, который можно назвать "открытым". Открытость человека к изменениям обуславливает возможность и даже необходимость внешнего воспитательного воздействия на человека с учетом его свободы. Особенность православного воспитания заключается в том, что оценка "внешнего" человека определяется через степень просветленности "внутреннего" человека. В этом и состоит суть православного понимания социально-педагогической деятельности. Помощь человеку в обращении к духовному богатству православия, способствование его введению в литургическую жизнь Церкви, несомненно, стоит на первом месте в педагогическом процессе. Это конечная цель. А средствами, вспомогательными, но очень важными, являются все формы и методы социально-педагогического процесса. С одной стороны, это работа с отдельной личностью, независимо от ее возраста и условий социализации. В равной степени представляется актуальной и педагогическая работа с окружающей человека средой, то что в социальной педагогике именуются "педагогизацией пространства воспитанника.
А сейчас я расскажу как проходит жизнь наших воспитанников.
В штате приюта состоит 12 педагогов-воспитателей. К каждому педагогу прикреплено 1 или 2 ребенка. Утром воспитатели получают учебную программу на предстоящий день, согласно заранее составленному плану.
День начинается с водных процедур и зарядки. Ежедневно читается утреннее правило в храме Пресвятой Троицы. Молятся вместе с учащимися Православной гимназии. После молитвы старшие воспитанники идут в школу, а у малышей свои планы. После завтрака для дошкольников проходят развивающие занятия. Все ребята разного возраста поэтому занимаются по группам. Одновременно проходят индивидуальные занятия с логопедом.
Педагоги проводят занятия по развитию речи, рисованию, музыке и другие. Несколько раз в неделю к малышам приходят священники храма, рассказывают о житиях святых. В доверительных беседах священники помогают воспитанникам разобраться в проблемах и переживаниях.
После обеда – тихий час. Для малышей день организован строго по режиму. Размеренная жизнь благотворно сказывается на нервной системе детей. |
Днем возвращаются школьники из Православной гимназии. Некоторое время они тратят на подготовку домашнего задания. С ними работает отдельный педагог, который помогает детям, проверяет сделанные уроки. |
После тихого часа ребята полдничают. Для старших дошкольников проходят дополнительные занятия (прикладное творчество, рисование или музыка). |
Вечером старшие дети вместе с воспитателем готовят себе ужин. |
После ужина обычно малыши играют, смотрят мультфильмы или детские фильмы на DVD. Дети постарше читают или помогают воспитателям наводить порядок в доме. День завершается общей молитвой. Когда все малыши лежат в постели, воспитатели читают им сказку.» Я посещала храм Пресвятой Троицы в Щурово в начале марта 2013 года и вот, что рассказывает Наталья о событиях и воспитательных мероприятиях проходивших в недавнее время в их приходе: «Самым запоминающимся
событием прошедшего квартала как для
ребят, так и для взрослых было Рождество
Христово. Ребята долго готовились к этому
празднику. Репетировали концертную программу
для гостей, учили стихи и песни, разучивали
танцы. Готовили малыши и программу, с
которой совершили поездки в дом для престарелых
и в детский дом. В августе этого года мы зарегистрировали
социальный центр по работе с инвалидами
АНО «Надежда». У нас на попечении на базе
приюта уже проживают первые воспитанники. Мы надеемся не только подарить детям, лишенным материнской любви и отеческой заботы, крышу над головой в детстве, но и помочь им не потеряться во взрослой жизни: повзрослев, наши воспитанники при желании всегда смогут получить рабочее место в приходе. Не имея постоянной финансовой поддержки, в любом виде деятельности приход полагается на участие благотворителей, помощь организаций и частных лиц.» Таким образом, выявляя суть социально-педагогической деятельности в условиях данного прихода, мы можем сказать, что работа его направлена в основном на лиц, оказавшихся в затрудненных жизненных ситуациях - это социальные сироты, инвалиды, малоимущие, пожилые, престарелые, многодетные семьи, люди находящиеся в местах заключения. Социально-педагогической деятельностью в условиях данного прихода будет являться: - организация деятельности социального приюта; в условиях приюта проведение следующих мероприятий: 1) анкетирование детей, беседы; 2) включение детей в курс реабилитации, для адаптации к условиям приюта и работы с психологом; 3) выявления детей с различными проблемами, подбор специалистов для данного ребенка (врач, логопед, психолог); 4) организация воспитательной работы в приюте; 5)организация и проведение паломнических и экскурсионных поездок; 6)организация и проведение спектаклей, концертов, театра; 7) организация и проведение спортивный мероприятий, походов; 8) организация летнего и зимнего отдыха детей приюта.
- организация деятельности реабилитационного центра для инвалидов; - организация работы социальной столовой; - лекции; - организация и проведение кругл -организация работы - организация раздачи еды и одежды малоимущим; - переписка с людьми
находящимися в местах Были также выявлены две формы социально-педагогического служения: профессиональная (педагоги, специалисты), и допрофессиональная (сотрудники прихода, прихожане). На приходе выделена ставка социального педагога, ее занимает специалист с высшим педагогическим образованием (КГПИ).
|
Заключение.
В курсовой работе была рассмотрена актуальная проблема: в чем сущность и содержание социально-педагогической деятельности в условиях прихода.
В ходе решения поставленных задач было выявлено, что на сегоднь социально-педагогическая деятельность православных приходских общин недостаточно изучена. Изучению этого вопроса посвящены научные труды Скляровой Т.В., автор рассматривает специфику профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах.
Субъектами социально-педагогической деятельности выступает Церковь и приход.
Субъектами социально-педагогической деятельности выступают Церковь и приход, объектами социально-педагогической деятельности выступают: прихожане прихода, особенное внимание уделяется детям и подросткам; для организации качественного социально-педагогической работе на приходах Церковь нуждается в профессиональных кадрах.
Святейший Патриарх Московский и все Русс Кирилл неоднократно в своих выступлениях касается темы социально-педагогического служения на приходах.
Для опытного исследования был рассмотрен приход храма Пресвятой Троицы с. Щурово г. Коломны.
Таким образом, выявляя суть социально-педагогической деятельности в условиях данного прихода, мы можем сказать, что работа его направлена в основном на лиц, оказавшихся в затрудненных жизненных ситуациях - это социальные сироты, инвалиды, малоимущие, пожилые, престарелые, многодетные семьи, люди находящиеся в местах заключения.
Социально-педагогической деятельностью в условиях данного прихода будет являться:
- организация деятельности социального приюта;
в условиях приюта проведение следующих мероприятий:
1) анкетирование детей, беседы;
2) включение детей в курс реабилитации, для адаптации к условиям приюта и работы с психологом;
3) выявления детей с различными проблемами, подбор специалистов для данного ребенка (врач, логопед, психолог);
4) организация воспитательной работы в приюте;
5)организация и проведение паломнических и экскурсионных поездок;
6)организация и проведение спектаклей, концертов, театра;
7) организация и проведение спортивный мероприятий, походов;
8) организация летнего и зимнего отдыха детей приюта.
- организация деятельности реабилитационного центра для инвалидов;
- организация работы социальной столовой;
- лекции;
- организация и проведение круглых столов, конференций, семинаров для семей, педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания;
-организация работы
- организация раздачи еды и одежды малоимущим;
- переписка с людьми
находящимися в местах
Информация о работе Теоретические основы деятельности социального педагога на приходе