Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:49, курсовая работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Введение………………………………………………………………...………3
1. Теоретические основы социальной защиты населения.………..….……..5
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения…………………...5
1.2.Формы социальной защиты………...……………………………………..7
1.3. Перспективы развития социальной защиты населения…………………12
2. Характеристика УСЗН администрации Троицкого муниципального района ……………...………………………..………………………………....................16
2.1 Общие положения об отделе «Льготы»»…………………………………16
2.2 Характеристика структуры отдела «Льготы».………………………..…..17
2.3 Анализ деятельности отдела «Льготы» в 2011 году ………..……...….18
Глава 3. Анализ штатной единицы…………………..………………………...20
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложения……………………………………………………………….……..29
В стране, вставшей на путь
развития рыночной экономики, термин
«социальное обеспечение», отражающий
специфику организации социальной защиты
в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться
для определения ни всей совокупности
социально-экономических отношений в
сфере социальной зашиты, ни ее административных
структур с новыми функциями. Поэтому
термин «социальное обеспечение» был
в значительной степени вытеснен из практической
сферы новым термином «социальная защита».
Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».[4]
Социальная защита также
предусматривается в отношении
семей с низкими душевыми доходами,
не обеспечивающими общественно
необходимого прожиточного минимума,
результатом чего обычно является отсутствие
средств существования или
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.[7]
Одной из государственно-правовых
форм социальной защиты является непосредственно
государственное обеспечение
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.[16]
В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть провиденные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах Азии и Африки (которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.[10]
Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.
Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.[14]
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
1.3. Перспективы
развития социальной защиты
Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления. [20]
В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:
1) Перераспределение социальных
расходов в пользу бедных
Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.
Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда. [8]
2) Перераспределение
полномочий по реализации
Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.
3) Диверсификация
обслуживания. Приоритетные задачи
в этой сфере - расширение возможностей
граждан, пользующихся
Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.
Сокращаются только
так называемые "социально неоправданные
льготы", часть помощи будет по-прежнему
предоставляться без учета
2. Характеристика УСЗН администрации Троицкого муниципального района
2.1. Общие положения об отделе «Льготы»
Управление социальной защиты населения Троицкого муниципального района Челябинской области, является отраслевым органом местного самоуправления администрации муниципального района, входящим в единую систему социальной защиты населения Челябинской области, осуществляющим функции по решению вопросов местного значения в сфере социальных отношений, а также по исполнению отдельных государственных полномочий в области социальной защиты населения на территории Троицкого муниципального района.[7]
В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерацией, международными договорами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, Уставом Челябинской области, законами Челябинской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Челябинской области и Правительства Челябинской области, Уставом Троицкого муниципального района, постановлениями и распоряжениями главы администрации Троицкого муниципального района, приказами, инструктивно – методическими письмами Министерства социальных отношений Челябинской области и настоящим Положением. [5]
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством социальных отношений Челябинской области и другими органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления Троицкого муниципального района, общественными и иными организациями. [17]
Отдел правового обеспечения, социальных гарантий и льгот является структурным подразделением Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района и осуществляет свою деятельность по социальной реабилитации категорий граждан, взаимодействует с общественными объединениями ветеранов, обществами инвалидов, объединениями бывших несовершеннолетних узников фашизма, блокадников; координирует деятельность организаций и служб, на которые возложена обязанность по организации предоставления льгот, прав и обеспечения морального благополучия граждан, нуждающихся в социальной защите.
В своей
работе отдел «Льгот» руководст
Отдел «Льгот»
в пределах своей компетенции
взаимодействует с
2.2. Характеристика структуры отдела «Льготы» УСЗН администрации города Троицка
Руководство отделом осуществляет начальник отдела «Льгот» на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач.
Начальник отдела
назначается на должность и освобождается
от должности начальником
В результате анализа структуры отдела были выявлены следующие недостатки: среди сотрудников выявлены недостатки на профессиональном уровне, а именно: 48 % сотрудников не имеют высшего образования, а если имеют, то не по профилю.[17]
Отсутствие специальной подготовки у тех, кто повседневно общается с категориями особо нуждающихся семей.
Информация о работе Теоретические основы социальной защиты населения