Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:27, контрольная работа
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.(http://doorinworld.ru)
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. (Большая советская энциклопедия).
Тема 1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов.
1. Социализация лиц с ограниченными возможностями............................................2
2. Государственная социальная политика в отношении инвалидов...........................7
3. Отечественные исследователи, занимающиеся проблемами инвалидов..............13
Список литературы.....................................................................................................17
Тема 1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов.
1. Социализация лиц с ограниченными
возможностями.................
2. Государственная социальная политика в отношении инвалидов.....................
3. Отечественные исследователи, занимающиеся проблемами инвалидов..............13
Список литературы....................
Социализация лиц с ограниченными возможностями.
Лицо с ограниченными возможностями
здоровья - лицо, имеющее физический
и (или) психический недостатки, которые
препятствуют освоению образовательных
программ без создания специальных условий
для получения образования.(http://
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. (Большая советская энциклопедия).
Социализация
лиц с ограниченными
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как "ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества". Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас около 10 млн. инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации, - не меньше 15 млн. С точки зрения официальной статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в ведомственных лечебных учреждениях, и стоящий на учете в статусе бенефициара. Однако к инвалидам можно отнести также и лиц, попадающих под установленное законом определение инвалидности, но не обратившихся в БМСЭ, поскольку их заболевание еще не было выявлено, или они сами не желают получить статус инвалида.1
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»:
- любая потеря или
нарушение психологической,
- ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
Основные социологические концепции социализации.
Структурно функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис).
Устойчивость социальной системы; адаптация индивидов к социальной среде; интеграция индивида в социальную систему, интериоризация общепринятых социальных норм; адаптивные механизмы (Т. Парсонс);
Классификация типов индивидуальной адаптации к структурной аномии по признаку различения ≪культурных целей≫ (ценностей, предписываемых культурой) и ≪институализированных средств≫ (норм), Типология способов индивидуальной адаптации к структурной аномии: конформизм; инновация; ритуализм; ретритизм
(≪уход≫); бунт (Р. Мертон). Феноменологические теории (П.Бергер, Т.Луман, А.Щац)
Социализация — всестороннее
и последовательное вхождение индивида
в объективный мир общества или
≪отдельную его часть≫; с первичной
социализацией связаны ≪
Социально-антропологический подход (Э. Дюркгейм).
Аномия как отсутствие≪
Символический интеракционализм (Дж.Г. Мид, Ч. Кули).
Социализация
индивидуального сознания как социальный
процесс, приобщение индивидуальных ментальных
процессов к ≪большому
1) образ нашего
облика в представлении
2) образ его суждения о нашем облике;
3) самоощущение (например, гордость или унижение) на воспринятую нами реакцию других.
Классическая социологическая теория, понимающая социология
Адаптивистский и развивающий подходы исследования социализации; Непрерывность процесса социализации; различия между социализацией детей и взрослых; социализация как приобретение опыта и осваивание установки, соответствующие социальным ролям; цели:
1) способствовать интеракции людей на основе социальных ролей;
Эпигенетическая концепция периодизации жизненного пути личности
Социокультурный контекст становления личности; психосоциальное развитие человека в течение всего жизненного цикла; восемь последовательных стадий психосоциального становления индивида, характеризующихся специфическими задачами.
Задачи развития на каждом этапе: для младенческого периода — формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения; для раннего возраста — борьба за собственную независимость от взрослых и самостоятельность против стыда и сильного сомнения в своих действиях; для игрового возраста — развитие активной инициативы, появление чувства вины и моральной ответственности за свои желания; в период обучения в школе — получение навыков трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда; в подростковом или раннем юношеском возрасте — ключевая стадия идентичности, первое цельное осознание себя и своего места в мире, окончание поиска себя в различных ролях; конец юности и начало зрелости — решение взрослых задач, поиск спутника жизни и близких дружеских связей; в зрелый период — борьба творческих сил человека против косности и застоя; в период старости формируется окончательное цельное представление о себе.
Теория взаимодействия психических и социальных факторов в
Субъектность индивида в социальном процессе; психические процессы первичны и во многом определяют структуру социальных феноменов; соответственно пяти формам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникает пять способов адаптации к социуму: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный, продуктивный.
Феноменологические теории (П. Бергер, Т. Луман, А. Щюц).
Социализация — всестороннее и последовательное вхождение индивида в объективный мир общества или ≪отдельную его часть≫; с первичной социализацией связаны ≪значимые другие≫, формирование в сознании образа ≪обобщенного другого≫ — общества, субъективное установление целостной идентичности; В процессе вторичной социализации — ≪биологические ограничения становятся менее важными для процессов освоения социальной реальности, которые теперь устанавливаются в терминах внутренних свойств приобретенного знания, то есть в терминах основополагающей структуры этого знания≫; феноменологическое понимание объясняет процесс социализации индивидов с ограниченными возможностями, которые могут пользоваться различными (сохраненными) знаковыми системами в освоении социальности (взамен утраченных).
Концепция социализационной нормы (А.И.Ковалев)
Типы социализации:
По характеру социальности: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, патерналистский, конформистский, моносоциокультурный, поли-социокультурный и др.;
по характеру
по результативности: успешная, нормативная, кризисная, отклоняющаяся, принудительная, реабилитационная, ускоренная, запаздывающая и др.;
девиация как крайняя
форма отклоняющей социализации
Биологизаторская концепция ребенка (Л.С.Выготский)
Особенности социализации детей-инвалидов должны исходить из рассмотрения этих индивидов как нормальных, способных осваивать социальность, но иными способами, путями, средствами, чем типичные индивиды. Субъективность личности в процессе ее воспитания; социальный характер воспитания. Воспитание из человека как биотипа формирует человека как социотип. Объяснение отклонений в развитии личности на основе как биологической, так и социальной обусловленности этого процесса, анализ влияний социальной среды на личность.
Необходимость рассмот-рения психики как результат эволюции) и целостного подхода к изучению ребенка; нравственность как сложное явления не биологического, а социального порядка.2
Государственная социальная политика в отношении инвалидов.
Коренное преобразование политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения в институциональную основу политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалиду, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ».
Основными формализованными критериями, по которым оценивается политика государств в отношении инвалидов, являются следующие параметры:
- наличие официально признанной
политики в отношении
- наличие специального
антидискриминационного
- координация национальной
политики в отношении
- судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов;
- наличие неправительственных организаций инвалидов;
- доступ инвалидов к
реализации гражданских прав, в
том числе права на труд, на
образование, на создание
- наличие системы льгот и компенсаций для инвалидов;
- доступность для инвалида физической среды.
Современное
российское социальное законодательство
по проблемам инвалидов отражает
особенности переходного
Таким образом, в политике по отношению к инвалидам проявились практически все противоречия, свойственные современной социально-экономической ситуации и политической парадигме. Это означает, что реформирование системы льгот и компенсаций, адресованных инвалидам, в частности, возможно и необходимо, однако в стратегическом отношении очевидно, что это мало что даст, если не будет преодолен сформировавшийся концептуальный вакуум и сформирована целостная идеология в отношении социально уязвимых групп населения. Главный принцип этой идеологии – адекватность социальных гарантий финансовым возможностям и ресурсам государства. «Законодательство об инвалидах должно базироваться, в первую очередь, на социально-политических реалиях, а не на сентиментальном желании делать добро».
Информация о работе Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов