Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.(http://doorinworld.ru)
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. (Большая советская энциклопедия).

Содержание

Тема 1. Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов.
1. Социализация лиц с ограниченными возможностями............................................2
2. Государственная социальная политика в отношении инвалидов...........................7
3. Отечественные исследователи, занимающиеся проблемами инвалидов..............13
Список литературы.....................................................................................................17

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Стратегия государственной социальной политики на современном этапе нацелена на создание долгосрочных мер помощи тем слоям населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолеть объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения происходит на фоне смены идеологии покровительства «сверху» на либеральную идеологию суверенитета семьи и личности. Важнейшей особенностью современной государственной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становится критерием оценки всех общественных явлений и социальных преобразований.

Начало развитию системы социальной защиты в нашей стране положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политики при Совете Министров России. С этого момента в обществе начинает целенаправленно складываться мнение, что в сложных социально-экономических условиях необходимо создать систему социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. В 1991 г. выходит ряд правительственных документов, которые оформляют правовую и нормативную базу системы социальной защиты в Российской Федерации. Тем самым действующая до этого периода советская модель социального обеспечения была реорганизована в современную модель социальной защиты населения, которая предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи - социальное обслуживание.

В связи с этим важно разграничить понятия «социальная защита» и «социальное обслуживание».

Социальная защита - это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.

Социальное обслуживание носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально- педагогических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через сеть социальных служб.

Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая грани между этими сферами.

Важное место в современной  государственной системе социальной защиты в соответствии с действующим  законодательством отводится целевым  программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограниченными возможностями. Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Социальная защита инвалидов» и «дети-инвалиды».

Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получения детьми с отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество.

Целью программы «Социальная защита инвалидов» являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры.

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных  программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что у нас в стране отсутствует  чётко обозначенная национальная государственная  политика в отношении людей с инвалидностью. Точнее, формально она присутствует в Федеральном Законе № 181 от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который,  по своей сути является очень прогрессивным. Этот Закон определил, что задачей российского государства является предоставление инвалидам равных с другими гражданами прав и возможностей. К сожалению, эти положения так и остались декларативными, и все дальнейшие практические шаги наших государственных структур свидетельствуют скорее об обратных тенденциях.

Настоящий Федеральный  закон определяет государственную  политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение  инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1157 
"О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов"

Инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а  при наличии соответствующих  медицинских показаний - перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения; инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, кроме того, - отдельными лечебными средствами и предметами ухода;

Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на приобретение по рецептам врачей отдельных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с 50 - процентной скидкой; граждане, впервые признанные инвалидами I группы и имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности бесплатной путевкой в санаторно-курортное учреждение и билетами на проезд к месту лечения и обратно с 50% скидкой. Этим правом пользуются лица, признанные инвалидами I группы после вступления в силу настоящего Указа;

Инвалиды I и II групп обслуживаются  вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций;

Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке;

Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах  социальной поддержки инвалидов»

Правительству Российской Федерации осуществить следующие меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями: а) в 2008 году - обеспечить инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны из числа лиц, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидов из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей; б) в 2009 году - обеспечить граждан, ставших инвалидами вследствие воздействия радиации, а также инвалидов из числа реабилитированных лиц бесплатно легковыми автомобилями или выплатить им единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей, а инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей. (Сайт для инвалидов «Дверь в мир» http://doorinworld.ru/zakonodatelstvo/635-ukaz-prezidenta-rf-ot-6-maya-2008-g-685-lo-nekotoryx-merax-soczialnoj-podderzhki-invalidovr)

Указ «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов». Текст Указа :

В целях реализации государственной политики в области  социальной защиты инвалидов постановляю:

1. Образовать  Комиссию при Президенте Российской  Федерации по делам инвалидов.

2. Утвердить  прилагаемые:

а) Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов;

б) состав Комиссии при Президенте Российской Федерации  по делам инвалидов.

3. Признать утратившими  силу:

Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1792 «О Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №51, ст. 6138);

Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2009 г. № 473 «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1792» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18, ст. 2218);

Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 153 «О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1792» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 936);

пункт 3 Указа  Президента Российской Федерации от 24 января 2012 г. № 104 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, № 5, ст. 580).

 Отечественные исследователи, занимающиеся проблемами инвалидов.

Отечественные исследователи  больше внимания уделяли повседневным проблемам и социальным практикам  жизнедеятельности инвалидов. В  советский период предметом изучения были медицинские аспекты восстановительного лечения (Л. Г. Камсюк, Т.С. Алферова, О. А. Потехина), социально-бытовое устройство инвалидов (Н.Ф. Дементьева; Э.И. Танюхина, А.А. Свинцов, О.С Андреева, Д. И. Лаврова), восстановление трудоспособности в условиях общественного производства разных отраслей промышленности (М.Ю. Магарил, М. В. Коробов) и организационные меры по обеспечению труда инвалидов на производстве. К сожалению, в пореформенной России большинство результатов этих исследований потеряло всякое значение в связи с принципиальным изменением производственных отношений.


Серьезные успехи советскими специалистами были достигнуты в области коррекционной педагогики в приложении к детям с инвалидностью, которая развивалась еще до введения в 1980 году самого понятия «ребенок-инвалид» (Л. С. Выготский; С.Я. Рубинштейн; А.Р. Лурия; Е.М. Мастюкова; А.Г. Литвак; Н.Н. Малофеев и др.). Но исследования сопровождались стремлением к эксклюзии и разрыву в социализации таких детей в обычных условиях общества, чем нанесен серьезный урон авторитету полученных результатов.

В последние десятилетия  характер исследований проблем инвалидности в России принципиально не изменился: основной поток научной литературы и публицистики посвящается вопросам социально-бытового обеспечения, предоставления социальных услуг (Н.Ф. Дементьева, Л.П. Храпылина, Э.В. Карюхин, Б.А. Сырникова, И.А. Соколова и др.),социокультурной реабилитации и спортивно-досуговой деятельности (Л.В. Шапкова, С.П. Евсеев, Г.Л Зуева, В.И. Столяров, Т.И. Губарева, Е.А. Лубышев, А. М. Ахметшин, С.И. Блохина, В.П. Козлова, И.О. Елькин, А.А. Ошкордина, Л.К Грачев, Н.С. Роберт, С.С. Кучинский, С.П Шевчук, И.А Шамес).

Новыми для России следует  считать разработки по обеспечению  безбарьерной среды жизнедеятельности  инвалидов (М.М. Айшервуд, Л.Н. Индолев, X. Ю. Кальмет, С.Н Кавокин, Л.Н. Чикинова, Л.П. Храпылина, Н.Д. Талалаева, Н.Ю. Гаубрих, И.И Рыбакова, Ю. В Колосов, С. Ф. Траутвейн, Е.Г. Леонтьева, С.Н. Пузин, А.А. Скобянин, В. К. Степанов, В. А Цветков, Н. Н Якимова и др.), способов укрепления психологической устойчивости (Г.Н. Багаева, О.А. Ахвердова, И.В. Рыженко, Е. А. Залученкова, Т.И. Петракова и др.), способов налаживания социально-психологических отношений (Т. А. Добровольская, Н. Е. Шабалина, Н.В. Васильева, И.Б Кантемирова, Н.Н. Галкин, А.Д. Черемных и др.).

В сфере профессиональной реабилитации инвалидов предприняты новые подходы: в профессиональном образовании (Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, Э.Е. Чеканова, Н.Ф. Мордвинкина, К.С. Ощепкова, Д.Б. Шевченко, П.В. Романов, А.А. Чернецкая, Е.М. Старобина) основной акцент сделан на обеспечении физической доступности учебных заведений и адаптации учебного процесса за счет введения дистанционных методов обучения. В трудовых отношениях (С.А. Жилина, М.Ю. Погудаева, Г.Г. Карпова, О.В. Новожилова) рассматриваются, главным образом, модели трудового участия инвалидов, используемые за рубежом.

Ряд работ посвящен вопросам статистики инвалидности (Т. П. Веденеева, Е. Э. Любезнова, К. Ю. Журбенко, Л.П. Гришина, Н.Д. Талалаева, Э.К. Амирова и др.), но в основном они констатируют интенсивный  рост числа инвалидов и распространяют эту тенденцию на неопределенное будущее.

Многочисленные работы содержат описания деятельности инвалидов  в системе защиты прав инвалидов  и их самозащиты при включенности в общественную жизнь, следованию идеологии  независимого образа жизни и формирования гражданского общества (Ю. Г. Элланский, А. Г. Шевцов, Н.В. Васильева, П.В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова, И.А. Солодовникова, С. П. Пешков, Д.В. Зайцев, Т. Малева, С. Васин, О. Синявская, Н.В. Антипьев, Е.Н. Ким, Э.Г. Тучкова, и др.), а также особенностей их при различных инвалидизирующих патологиях: нарушениях слуха и речи (Ж.И. Шиф, Г.А. Таварткладзе , Д. Б. Христиансен) , С.Н. Барнарт, Н. Гроус и др.), нарушениях зрения (А. Г. Литвак, M. П. Коновалова, Е.М Васильева, Е.Н. Фидрикова, Р.Д. Фергюсон, ментальных (Т.Н Черняева, Е.Ю. Герасимова, Т Жулковска, А.И. Ковалева, В.А. Луков, .Ф. Морозова, И.Я. Гурович, А.Б. Шмуклер, О. Нойфельдт и др.) и физических (Д. Бикенбах, А. Г Московкина) нарушениях.

Информация о работе Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов