Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:30, доклад
Основная идея теории Гоффмана состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Следовательно, люди проектируют собственный имидж, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.
Теории социального взаимодействия
. Концепция социального обмена
. Концепция символического интеракционизма
. Концепция управления впечатлениями
Этнометодология Г. Гарфинкеля
2. Теории социального взаимодействия
Понятие социального взаимодействия является одним из центральных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования – микроуровне и макроуровне.
На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп.
Что касается макроуровня социального
взаимодействия, то это взаимодействие
крупных социальных групп и структур;
здесь интерес исследователей охватывает
прежде всего социальные институты.
Наиболее известные теоретические концепции:
теория обмена, символический интеракционизм,
этнометодология, теория управления впечатлениями.
^3. Концепция социального обмена
Концептуализация социального
взаимодействия, социальной структуры
и социального порядка с точки
зрения обмена отношениями имеет
давнюю историю в антропологии, хотя
лишь сравнительно недавно была принята
на вооружение социологами. Одна из исходных предпосылок,
на которых базируется теория обмена,
это допущение, что в социальном поведении
человека заложено некое рациональное
начало, которое побуждает его вести себя
расчетливо и постоянно стремиться к получению
самых разнообразных выгод – товаров,
денег, услуг, престижа, уважения, одобрения,
успеха, дружбы, любви и т. д.
В начале 1960-х гг. американский социолог
Джордж Хоманс пришел к выводу, что такие
утвердившиеся в социологии понятия, как
«статус», «роль», «конформизм», «власть»
и другие следует объяснять не действием
макросоциальных структур, как это принято
в функционализме, а с точки зрения тех
социальных отношений, которые порождают
их. Суть же этих отношений, как считает
Хоманс, состоит в стремлении людей к получению
выгод и вознаграждений, а также в обмене
этими выгодами и вознаграждениями.
Исходя из этого, Хоманс исследует социальное
взаимодействие в терминах обмена действиями
между «деятелем» и «другим», предполагая,
что в подобном взаимодействии каждая
из сторон будет стремиться извлечь максимум
выгоды и минимизировать свои затраты.
К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений
он относит, в частности, социальное одобрение.
Возникающее в ходе обмена действиями
взаимное вознаграждение становится повторяющимся
и регулярным и постепенно перерастает
в отношения между людьми, базирующиеся
на взаимных ожиданиях. В такой ситуации
нарушение ожиданий со стороны одного
из участников влечет за собой фрустрацию
и, как следствие, – возникновение агрессивной
реакции; при этом само проявление агрессивности
становится в определенной степени получением
удовлетворения.
Фрустра́ция (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — , психическое состояние возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей,[1] или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.[2]
Главные положения теории социального обмена
В 90-х годах теория социального обмена, в частности, стала все чаще применяться для анализа сетей обмена как в теории, так и в эмпирических исследованиях
4. Концепция символического интеракционизма
Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого подхода утверждают: любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация же становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу. При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия. Взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.
Время зарождения
1) человеческие существа совершают свои
поступки в отношении тех или иных объектов
на основе тех значений, которые они этим
объектам придают;
2) эти значения возникают из социального
взаимодействия;
3) любое социальное действие проистекает
из приспособления друг к другу индивидуальных
линий поведения.
Разница между человеком и любым
деятельным существом иной породы по
мнению Мида включает два следующих различия:
1) все виды деятельных существ, включая
и человека, оснащены мозгом, но только
человек обладает разумом;
2) все другие виды, включая и человека,
имеют тела, однако лишь человек обладает
ощущением своей собственной исключительной
и неповторимой личности.
Человеческие формы познания характеризуются
процессом, в ходе которого социальный
разум наделяет биологический мозг возможностями
познания окружающего мира в совершенно
особых формах. Разум может пополнять
мозг информацией в той (и до той) степени,
в какой индивид инкорпорирует в свои
действия точки зрения других людей.
Социальная жизнь зависит от нашей способности
воображать самих себя в других социальных
ролях, и это принятие роли другого зависит
от нашей способности к внутреннему разговору
с самим собой. Мид представлял себе общество
как обмен жестами, который включает в
себя использование символов.
5. Концепция управления впечатлениями
С точки зрения Эрвина Гоффмана человек
предстает как художник, творец образов.
Его жизнь – это производство впечатлений.
Уметь управлять впечатлениями и контролировать
их – значит уметь управлять другими людьми.
Такой контроль осуществляется с помощью
вербальных и невербальных средств общения.
Основная идея теории Гоффмана состоит
в том, что в процессе взаимодействия люди
обычно разыгрывают друг перед другом
своеобразные «шоу», режиссируя впечатления
о себе, воспринимаемые другими. Социальные
роли, таким образом, аналогичны театральным
ролям. Следовательно, люди проектируют
собственный имидж, причем обычно такими
способами, которые наилучшим образом
служат их собственным целям. Регулирование
взаимодействий между людьми основывается
на выражении выгодных для них символических
значений, и они нередко сами создают ситуации,
в которых, как они считают, могут произвести
наиболее благоприятное впечатление на
других.
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ - одно из направлений в совр. культурологии и социологии, продолжающее традиции феноменологич. подхода к изучению социальной реальности. Основатель Э. — амер. социолог Г. Гарфинкель, автор книги “Исследования по этнометодологии”, 1967. С тех пор Э. превратилась в развитое теор. течение с весьма специфич. предметом и своеобр. методами исследования. Этнометодологич. исследования развертываются в рамках микросоциол. анализа и направлены на изучение структур повседневной реальности и социального взаимодействия.Предметом изучения Э. сделала “этнометоды”, т.е. методы, посредством к-рых участники взаимодействий создают и поддерживают “фоновые ожидания”, т.е. повседневную рациональность. Изучая речевое общение, этнометодологи обратили внимание на тот факт, что вербальные выражения не исчерпывают всего содержания коммуникации и что в речевом взаимодействии гораздо больше молчаливо подразумеваемого, чем высказываемого вслух.
6.3. Этнометодология Г. Гарфинкеля
Этнометодология является сравнительно недавним социологическим подходом. Многие понятия этнометодологов отражают подход, развитый Щюцом, хотя тот и не проводил детальный анализ, предпочитая теоретизировать о природе общества. Сам термин “этнометодология” пущен в оборот Гарольдом Гарфинкелем в 1967 году. Этимологически этот термин означает изучение методов, используемых людьми. Этнометодология имеет дело с методами, используемые людьми (или “членами”, как их называют методологи) для конструирования, рассмотрения и придания смысла их собственному социальному миру.
Гарфинкель доказывал, что члены используют “документальный вывод”, для того чтобы придать смысл и объяснимость социальному миру и придать ему видимость порядка. Этот метод состоит из выделения определенных аспектов неопределенного количества черт, содержащихся в любой ситуации и контексте, или определений их конкретным образом и рассмотрения их в качестве свидетельства, рассматриваемого образца.
Таким
образом, процесс перевернут, и
конкретные моменты
Гарфинкель доказывал, что социальная жизнь “по своей сущности рефлексивна”. Члены общества постоянно соотносят аспекты деятельности и ситуаций с предполагаемыми образцами и подтверждают существование этих образцов обращением к частным случаям их проявления. Таким образом, члены создают отчет о социальном мире, который не только придает смысл и объясняет, но в действительности и создает этот мир.
Например, давая отчет о самоубийстве,
коронеры, по существу, производят
самоубийство. Их отчет о самоубийстве
конституирует самоубийство в
социальном мире. В этом отношении
отчеты – это часть вещей,
которые они описывают и
Гарфинкель попытался продемонстрировать документальный метод и его рефлексивную природу с помощью эксперимента, проведенного на университетском факультете психиатрии. Студентов пригласили принять участие в том, что им объяснили как новую форму психотерапии. Их попросили суммировать личную проблему, по которой им требуется совет, а затем задать советнику серию вопросов. Советник сидел в комнате, примыкающей к комнате студента. Они не могли видеть друг друга и общались через интерком. Советник мог отвечать на вопросы студента только “да” или “нет”. Однако студент не знал, что отвечающий на самом деле не был советником и что получаемые ответы равномерно распределялись между “да” и “нет”, а порядок их был предопределен в соответствии с таблицей случайных чисел.
В одном случае, один из студентов
был озабочен по поводу
Из комментариев, сделанных студентами
по каждому из полученных