Теории социального взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:30, доклад

Краткое описание

Основная идея теории Гоффмана состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Следовательно, люди проектируют собственный имидж, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.

Содержание

Теории социального взаимодействия
. Концепция социального обмена
. Концепция символического интеракционизма
. Концепция управления впечатлениями
Этнометодология Г. Гарфинкеля

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 27.37 Кб (Скачать файл)

   Студенты придавали смыслы ответам,  где этого смысла не существовало; они находили порядок в ответах,  где никакого порядка не было. Когда вопросы казались противоречивыми  или удивительными, студенты полагали, что советник не знаком со  всеми фактами в их конкретном  случае.

   Студенты конструировали видимость  порядка, используя документальный  метод. С первого же ответа  они предполагали существующий  образец в ответе советника.  Смысл каждого последующего ответа  интерпретировался в терминах  данного образца, и одновременно  каждый ответ рассматривался  в качестве доказательства существования  такого образца.

   Метод интерпретации, используемый  студентами, был рефлексивным. Они  не только дали отчет о процессе  консультирования, но этот отчет  стал частью этого консультирования. Таким образом, процедура анализа  описывала и объясняла, а также  создавала и конституировала  социальную реальность в одно  и то же время.

   Гарфинкель полагал, что эксперимент с консультированием осветил и зафиксировал процедуры, которые члены постоянно используют в своей повседневной жизни для конструирования социального мира.

   Этот эксперимент также можно  использовать для иллюстрации  идеи “индикативности” – центрального понятия, используемого Гарфинкелем и другими этнометодологами. “Индикативность” означает, что смысл любого объекта или деятельности вытекает из их контекста, он “индексируется” в конкретной ситуации. В результате этого любая интерпретация, объяснение или отчет, сделанные членами в их повседневной жизни, становятся соотнесенными с конкретными обстоятельствами или ситуациями.

   Для студентов смысл ответов  советника проистекал из контекста  взаимодействия. Из окружения –  факультет психологии – и информации, которую они получили, студенты  полагали, что советником является  тот, о ком и было сказано,  и что он максимально старается  дать честный и разумный совет.  Его ответы интерпретировались  в рамках данного контекста.

   Если идентичные ответы были  бы получены на тот же набор  вопросов от друзей студентов  в кафе, это изменение контекста вероятно имело бы результатом совершенно другую интерпретацию. Такие ответы от однокурсников могли бы рассматриваться как свидетельство того, что те временно потеряли свою серьезность или же шутили за счет друзей, или же были под влиянием алкоголя, и так далее.

   Гарфинкель считал, что смысл любого действия достигается обращением к контексту этого действия. Для членов смысл того, что происходит, зависит от способа, которым они интерпретируют контекст рассматриваемой деятельности. В этом отношении их понимания и отчеты индикативны: они формулируют смысл в терминах конкретного состояния среды.

   На самом деле Гарфинкель поощрял своих студентов препарировать социальный мир для того, чтобы открыть способ, которым члены создают его смысл и достигают понимания. Например, он предлагал, чтобы они шли в супермаркеты и торговались по поводу цен на товары или чтобы возвращались в свои собственные дома и действовали как-будто они квартиранты. Таким образом, они продемонстрируют хрупкую природу социального порядка.

   Субъекты данных экспериментов  находили трудным или невозможным  проиндексировать себя в ситуациях,  в которых они были задействованы.  Родители, имея дело с ребенком, действующим как квартирант в  собственном доме, заводились, сердились  и отчаянно пытались придать  смысл действиям своих детей  тем, например, что считали их  заболевшими.

 


Информация о работе Теории социального взаимодействия