Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа
Целью данной работы является анализ социологии личности.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть социологические теории личности.
3. Проанализировать основные вопросы социологии личности.
Введение………………………………………………………………………3
1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда……………………….5
1.1 Психоанализ: основные концепции и принципы…………………..8
1.2 Развитее личности ……………………………………………………13
2. Личность в рамках интеракционистских теорий Дж. Мид и Ч. Кули …16
2.1 Теория «Зеркального Я» ………………………………………………17
2.2 Структура и процесс формирования личности ………………………19
Заключение……………….……………………………………………………..21
Список литературы …………………………………………………………....23
[3] Фрейд, З. Лекции по психоанализу (Лекция 31)
терапии.
Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.
СУПЕРЭГО «Мы хотим сделать предметом этого исследования Я, наше наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлинным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время… Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я "Сверх-Я"».
Так представлял Фрейд суперэго - последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.
Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом. Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».
Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.
Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго - эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.
Любая социологическая
теория всегда предлагает свой вариант
ответа на вопрос о том, как строятся
отношения между личностью и
обществом, каковы, закономерности поведения личности и чем они определяются.
Поэтому каждая школа в социологии либо
создает свою объяснительную модель личности,
либо, явно или неявно, пользуется уже
существующими моделями. Отсутствие единства
в понимании того, что есть личность, -
характерная черта современной социологии.
С древнейших времен человек задумывался
над вопросом о своей природе, о том, что
он собой представляет, какое место занимает
в мире, каковы границы его возможностей,
способен ли он стать господином своей
судьбы, или обречен быть ее слепым орудием.
Сегодня проблема человека находится
в центре внимания многих наук, составляет
основу и предмет междисциплинарных исследований.
В повседневном и научном языке очень
часто встречаются термины: “человек”,
“индивид”, “индивидуальность”, “личность”.
Обозначают ли они один и тот же феномен,
или между ними есть какие-то различия?
Чаще всего эти слова употребляются как
синонимы, но если подходить строго к определению
этих понятий, то можно обнаружить существенные
смысловые оттенки.
Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.
Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ - неделимый, конечный).
Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания
неприродной (“надприродной”, социальной)
сущности человека и индивида, т. е. акцент
делается на социальном начале.
В своем первоначальном значении личность
- это маска, роль, исполнявшаяся актером
в греческом театре. Для древних греков
личность вне общины, вне полиса не существовала.
Если в христианстве личность понималась
как особая сущность, как синоним нематериальной
души, то в Новое время на передний план
выступает самосознание и личность практически
отождествляется с понятием Я.
Многомерная, сложноорганизованная природа
человека, широта и многообразие его социальных
связей и отношений определяют множество
теоретических подходов и позиций в понимании
этого феномена, множество различных моделей,
образов человека в современной социологии.
Один из них -образ человека как совокупности
социальных ролей.
Другой образ личности возник под влиянием
идей 3. Фрейда, рассматривавшего человека
как систему нужд, а общество - как систему
запретов, табу.
Бессознательные (в первую
очередь сексуальные) стремления личности
образуют ее потенциал и основной источник
активности, задают мотивацию ее действий.
В силу невозможности удовлетворения
инстинктивных потребностей в их естественно-природной
форме из-за социальных нормативных ограничений
человек вынужден, постоянно искать компромисс
между глубинным влечением и общественно
приемлемой формой его реализации. Модель
личности, созданная Фрейдом, представляет
собой трехуровневое образование: низший
слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными
импульсами и “родовыми воспоминаниями”,
средний слой (Я, или Эго) и верхний слой
(Сверх-Я, или Супер-Эго) - нормы общества,
воспринятые человеком. Наиболее жесткие,
агрессивные и воинственные слои - Оно
и Сверх-Я. Они с обеих сторон “атакуют”
психику человека, порождая невротический
тип поведения. Это модель личности, постоянно
обороняющейся от общественного давления
и находящейся в конфликте с социальным
окружением. Поскольку по мере развития
общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно
увеличивается, становится более массивным
и тяжелым, то и вся человеческая история
рассматривается Фрейдом как история
нарастающего психоза.
Поведенческая концепция
Еще один образ личности - личность как система реакций на различные
стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии
с этой концепцией поведение каждого человека
обусловливается и контролируется социальной
средой через язык, обычаи, социальные
институты, средства массовой информации
и т. д. Взаимодействуя с другими людьми,
человек в любой социальной группе “блюдет”
свой интерес: если его поведение поощряется,
положительно стимулируется, то и он будет
лоялен, доброжелателен по отношению к
окружающим и к социальной системе в целом;
если же он не получает признания со стороны
общества, то будет вести себя скорее всего
агрессивно, дезорганизующе. Но каждый
человек стремится избегать наказаний
и получать поощрения и в этом плане однозначно
реагирует на внешние стимулы и социальные
приказы. Иными словами, рассматривая
проблему личности, анализируя, почему
человек определенным образом реагирует
на ту или иную ситуацию, поведенческая
социология главную роль отводит системе
стимулов, “подкреплений”, проводя прямую
аналогию между поведением человека и
животных. Отсюда и изменения личностного
поведения выводятся из процесса научения,
понимаемого как стимуляция “хороших”,
т. е. желаемых, действий.
В качестве стимулов может использоваться
любое “благо”:
знание, власть, комфорт, уважение, слава,
деньги, доброжелательное отношение властей
и т. п., но обязательно социальное по своему
источнику, которым владеет и распоряжается
общество. Чем более ценно для человека
вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать
соответствующее поведение. В то же время
чем чаще в недавнем прошлом человек испытывал
вознаграждающие воздействия со стороны
других, тем менее ценным становится для
него каждое аналогичное последующее
действие. При переносе этого принципа
на уровень межличностных отношений делается
вывод, что добровольное взаимодействие
между партнерами существует лишь до тех
пор, пока каждый из них считает, что он
в выигрыше, т. е. что его “вклад” в ситуацию
меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.
1.2 Развитее личности
Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.
Фрейдом была предложена
гипотеза о четырех стадиях: оральной,
анальной, фаллической и генитальной.
При рассмотрении этих стадий надо
учитывать еще несколько
Фрустация. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.
Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.
В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или регрессия.
Также важными понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация. Регрессия, т.е. возврат в наиболее раннюю стадию и проявление ребяческого поведения, характерного для этого периода. Хотя регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими.
ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ. Оральная стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал два типа личности при фиксации на этой стадии: орально-пассивный и орально-агрессивный
АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ. Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев и продолжается до третьего года жизни. В течение периода
[4] Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования(с.123)
маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.
ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ. Между тремя и шестью годами интересы, обусловленные либидо, смещаются в зону гениталий. На протяжении фаллической фазы психосексуального развития дети могут исследовать половые органы, мастурбировать и проявлять интерес в вопросах связанных с рождением и половыми отношениями. Дети, по мнению Фрейда, имеют хотя бы смутное представление о сексуальных отношениях и, в большей своей части, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.
Доминирующий конфликт этой стадии у мальчиков называется эдиповым комплексом, и аналогичный у девочек - комплекс Электры.
Суть этих комплексов заключена в неосознанном желании каждого ребенка обладать родителем противоположенного пола и устранении родителя одного с ним пола.
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД. В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, латентный период.
Фрейд уделял мало внимания процессам в этот период, так как по его мнению сексуальный инстинкт в это время предположительно дремлет.
ГЕНИТАЛЬНАЯ
СТАДИЯ. Начальная фаза генитальной стадии (периода,
продолжающегося от зрелости до смерти)
характеризуется биохимическими и физиологическими
изменениями в организме. Результатом
этих изменений является характерное
для подростков усиление возбудимости
и повышение сексуальной активности.
Иначе говоря, вступление в генитальную
стадию отмечено наиболее полным удовлетворения
сексуального инстинкта. Развитие в норме
ведут к выбору брачного партнера и созданию
семьи.
Генитальный характер - идеальный тип личности в психоаналитической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворений давались легко.
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.
Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гемеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.