Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 11:19, контрольная работа
Целью данной работы является анализ социологии личности.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть социологические теории личности.
3. Проанализировать основные вопросы социологии личности.
Введение………………………………………………………………………3
1. Психодинамическая теория личности З. Фрейда……………………….5
1.1 Психоанализ: основные концепции и принципы…………………..8
1.2 Развитее личности ……………………………………………………13
2. Личность в рамках интеракционистских теорий Дж. Мид и Ч. Кули …16
2.1 Теория «Зеркального Я» ………………………………………………17
2.2 Структура и процесс формирования личности ………………………19
Заключение……………….……………………………………………………..21
Список литературы …………………………………………………………....23
Теория личности Фрейда
послужила основой для
2. Личность в рамках интеракционистских теорий Дж. Мид и Ч. Кули
Основные психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития. В современной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологию. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как:
1. Традиционные теории
(В. Дильтей, К. Левин, З.
2. Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт и др.);
3. Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонард, Д. Мид, Г. Салливен, и др.).
Новые теории личности объединяют идеи, взгляды, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представления личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; гуманистические теории личности; неофрейдистская теория личности и т.д.
Одним из исследователей самости (то есть понятий «я» (I), «меня» (Me), «мое» (mу), «я сам» (myself)) и автором концепции зеркального «Я» был Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - один из основателей символического интеракционизма. [5]
Кули пишет, что отличительной
чертой идеи, именами которой являются
местоимения третьего лица, выступает
некий характерный тип чувства,
которое можно назвать «
Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. В результате многочисленных исследований он определил, что развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Даже скупец, втайне любующийся своим спрятанным золотом, может почувствовать «мое» только в том случае, если он вспоминает о мире людей, над которым он имеет тайную власть.
Самость может быть агрессивной, и тогда она выражается в присваивании себе объектов общего желания.
Из понятия самости следует концепция зеркального «Я», имеющая очень большое значение в социологии.
Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для
[5] Гурович К.М., Борнеева Е.М. Введение в психодиагностику(с. 34)
индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.
Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.
Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. «Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.
Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид (1863-1931).
Мид разработал теорию, в
которой объясняется сущность процесса
восприятия индивидом других личностей
и развита концепция «
Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли».
Принятие роли -- это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты - папой, ты - ребенком).
Исполнение роли -- это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.
Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности. [6]
Дж. Мид различал три
стадии процесса обучения ребенка исполнению
взрослых ролей. Первая - подготовительная
стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время
которой ребенок имитирует
[6]Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности(с.137)
перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.
В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я.
Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого - все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.
Д. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Это значит, что внутренне мы одновременно являемся субъектом-наблюдателем и объектом - наблюдаемым.
Заключение
Целью данной работы выступал анализ
социологии личности.
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной
тематике.
2. Рассмотреть социологические теории
личности.
3. Проанализировать основные вопросы
социологии личности.
Итак, изучение личности опосредуется
изучением ее деятельности и по сути сводится
к следующему:
• определение системообразующего звена, доминантного вида
деятельности (профессиональная, познавательная,
развлекательная и т. д.).
• выяснение принципа осуществления
деятельности -вынужденная или свободная,
отчужденная или неотчужденная.
• изучение характера связи между
различными видами деятельности (гармоничный
или дисгармоничный), степени их иерархизированности.
• исследование уровня осуществления
каждого из видов деятельности.
Ни один из приведенных вариантов
понимания личности не исчерпывает
этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные
ее проявления, возводя их в ранг наиболее
важных, основополагающих. Очевидно, что
создание социологической объяснительной
модели личности - дело будущего.
Сегодня в социологии понятие “личность”
употребляется, как правило, в двух значениях:
а) для обозначения индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности;
б) для обозначения устойчивой системы социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
6. Алешина Ю.Е., Гозман
Л.Я., Дубовская E.M. Социально-психологические
методы исследования
7. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. II. - М.: Педагогика, 1982.
8. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 1984.
9. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М., 1979.
10. Богданов В.А. Социально-
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
12. Гайда В.К., Захаров
В.П. Психологическое
13. Гурович К.М., Борнеева Е.М. Введение в психодиагностику - М., 1998.
14. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1983.