Теория и практика социального обеспечения и социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Все идеи и теории социальной работы группируются вокруг одного центрального блока проблем:
-условия формирования и осуществления жизнедеятельности человека;
-соотношение свободы и социальной обусловленности личности, социально оправданной (или неоправданной) меры этой свободы и возможностей ее реализации в обществе.
Проблемами социальной работы также можно считать и проблемы, связанные со структурой общества, взаимозависимостью его элементов, с выявлением факторов и общих закономерностей социального развития, законы общества, общественные идеалы и стремление личности к осуществлению своих идеалов, отношения между личностью и культурой.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Содержание принципов социального обслуживания 6
1.1 Сущность социального обслуживания населения 6
1.2 Основные принципы социального обслуживания и их реализация 13
Глава 2. Понятие и система принципов социального обеспечения 18
2.1 Общая характеристика системы принципов социального обеспечения 18
2.2 Содержание принципов социального обеспечения 23
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

Грошева, СР-32,курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Определенное  развитие получили учреждения социального  обслуживания молодежи. В субъектах Российской Федерации работают учреждения, которые оказывают социальные услуги молодым людям по более чем 20 направлениям деятельности – от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи и консультирования по планированию семьи.

Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, осуществляют профессиональную поддержку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации  пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая малопрофильные центры социальной помощи семье и детям и отделения (нередко маломощные) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединения различных видов учреждений социального обслуживания.

Совершенно  очевидна необходимость проведения подготовительной работы по созданию в субъектах Российской Федерации  служб лицензионной деятельности в области социального обслуживания населения, обеспечению контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов.

Таким образом, важнейшим направлением современной  социальной политики государства является поддержка на федеральном уровне различных субъектов Российской Федерации в области развития системы социального обслуживания населения.

 Состояние социального обслуживания в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения. Не разработаны теоретико-методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации семьи различных типов. Слабо проработаны стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Совершенно не разработаны критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб.6

В Федеральном  законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальные службы» включено в число основных. «Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица».7

Очевидно, что  сегодня как никогда актуальны  вопросы социального обслуживания населения в современном его  понимании. Однако недостатки социального обслуживания семьи и детей в стране очевидны.

Современные требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля, обусловили реформы социального обслуживания населения и высшего профессионального образования, потребовали адекватной перестройки системы подготовки кадров для социальных служб. Особое значение сегодня приобретает качество обучения, профессионализм профессорско-преподавательского состава вузов, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

Суверенность  прав субъектов Российской Федерации  в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования предполагает повышение ответственности администраций регионов за качество подготовки специалистов для социальных служб.8

По мере формирования территориальных служб социального  обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).

1.2 Основные  принципы социального обслуживания  и их реализация

Гражданин, находящийся  в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются  социальные услуги, в законодательстве о социальном обслуживании рассматривается как клиент социальной службы.

Социальные  услуги — это действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной законодательством  о социальном обслуживании.

Трудная жизненная  ситуация — ситуация, которая объективно нарушает жизненную деятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.9

Социальное  обслуживание должно соответствовать  государственным стандартам, которые  устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Установление государственных стандартов социального обслуживания, которые являются обязательными для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории РФ, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.10

Социальное  обслуживание основывается на принципах: 1) адресности; 2) доступности; 3) добровольности; 4) гуманности; 5) конфиденциальности; 6) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; 7) преемственности всех видов социального обслуживания; 8) приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов.

Рассмотрим  данные принципы более подробно.

Адресность  социального обслуживания. Важнейший принцип социальной защиты — ее адресность, т е осуществление комплекса мер по поддержке достойных условии существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

размер совокупного  семейного или среднедушевого дохода — он должен быть ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.).

отсутствие  средств к существованию;

одиночество и  неспособность к самообслуживанию;

материальный  ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и др.).

На основании  таких критериев по территориальному принципу создается банк данных о нуждающихся в адресной помощи и оказывается помощь. Критерии базируются на социальных нормативах, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других данных, характеризующих условия жизнедеятельности человека.

Адресная помощь должна предоставляться прежде всего следующим группам населения:

    • инвалидам 1-й и 2-й групп;
    • одиноким пенсионерам и одиноким супружеским парам, неспособным к самообеспечению;
    • престарелым гражданам в возрасте 80 лет и старше;
    • детям-сиротам, выпускникам детских домов, школ-интернатов;
    • семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
    • многодетным и неполным семьям;
    • семьям безработного;
    • лицам, попавшим в экстремальные ситуации (беженцах бомжам, вынужденным переселенцам, лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, и т.д.);
    • лицам, которые не могут получить трудовой доход в достаточном размере по объективным причинам (уход за нетрудоспособным членом семьи, инвалидность и др.);
    • лицам, которые не имеют родственников, обязанных по закону содержать граждан, неспособных к самообслуживанию, и др.11

Круг лиц, нуждающихся  в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов  власти с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

Материальное положение названных категорий нуждающихся тоже необходимо проверять, используя социальные критерии.

Доступность социального обслуживания. Один из важнейших аспектов деятельности социальных служб является доступность, так как эти службы и созданы для людей, не имеющих средств, а может и сил разрешить ту или иную ситуацию, справиться с той или иной деятельностью. Социальные службы предоставляют услуги, которые нужны населению бесплатно или за умеренную оплату. Услуги должны быть максимально приближены к клиенту территориально и предстовлять различный спектр услуг. Правда, в некоторых службах эти услуги оказываются строго ограниченным слоям населения.

Добровольность  социального обслуживания. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь не возможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работы с каждым подростком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь, так и с другими клиентами обращающимися за определенной помощью в любые учреждения социальной помощи. Но здесь есть исключения, которые прописаны в законе, что при угрозе жизни и безопасности, прежде всего детям, этот принцип можно не брать в расчет.

Гуманность  социального обслуживания. Гуманность - это, прежде всего терпимое отношение к клиенту, и не важно, что он собой представляет – бродяга, пенсионер, который не дает сказать слово, человек, который обвиняет за все всех и так далее. Всех их нужно выслушать и проявить необходимое внимание и поддержку.

Приоритетность  предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации. Создание реабилитационного пространства ставит во главу угла интересы ребенка. Задача состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех спорных ситуациях, в которых существует конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, социальное пространство всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Несоответствующее его поведение общественным нормам прежде всего вызвано проблемами внутри нашего общества, и должно восприниматься не как преступность, а как социальная болезнь, не всегда понятная самому ребенку, но всегда ощутимая им и окружающим миром в том или ином виде.

Конфиденциальность социального обслуживания. Этот принцип связан с тем, что в процессе деятельности специалистам по социальной работе становятся доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему и его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведенья о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальное прошлое или настоящее. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться кроме, случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.

Профилактическая  направленность социального обслуживания. Профилактическая направленность: предполагает предпринимать шаги по предотвращению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже существующих проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем в последствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий.

Соблюдение  прав человека и гражданина. Все права на территории Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 17. Особые права на социальное обслуживание в социальных службах закреплены ст. 7 Федерального Закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Преемственность всех форм социального обслуживания. Этот принцип подразумевает, что все службы социального обслуживания населения должны работать в какой-то системе под одним руководством с очень хорошо отлаженной системой взаимоподдержки и взаимоинформирования для быстрой и успешной работы с обратившимся клиентом.12

Приоритетность  предоставления услуг лицам преклонного  возраста. В Законе Республики Коми «О социальном обслуживании населения в Республики Коми» к несовершеннолетним пользующимся правом приоритетности предоставления социальных услуг, добавляется приоритетность предоставления социальных услуг лицам преклонного возраста. Это связано с существующей демографической ситуацией – старением нации. В Республике Коми даже действует закон «О социальном обслуживании лиц преклонного возраста.

Принцип равных возможностей. Этот принцип указывает на законность обеспечения всех граждан Российской Федерации и право предоставления им социальных услуг.

Ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных  лиц за несоблюдение государственных  стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания. Принцип введен, совершено справедливо т.к. некоторые чиновники не соблюдают нормы, прописанные в законах и подзаконных актах.

Рассмотрев, принципы социального обслуживания можно прийти к выводу, что надо отработать механизмы контроля, регулирующие соблюдение этих принципов работниками социальных служб.13

Вышеизложенные  принципы указывают на то, как должны работать социальные службы. Все принципы должны работать и способствовать развитию социальных служб на всей территории Российской Федерации.

Итак, деятельность социальных служб основывается на принципах: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; преемственность всех форм социального обслуживания; приоритетность предоставления услуг лицам преклонного возраста; равных возможностей; ответственности органов государственной власти, социальных служб и их должностных лиц за несоблюдение государственных стандартов и республиканских нормативов социального обслуживания.

Информация о работе Теория и практика социального обеспечения и социального обслуживания населения