Теория обмена Дж.Хоманса и П.Блау

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Джордж Каспар Хомaнс (1910-1989) – американский социолог и социальный психолог-необихевиорист.
Родился в Бостоне в академической семье. Жизненный опыт и культурные интересы Хоманса были весьма разнообразны. Он писал и публиковал стихи, занимался астрономией, физикой, философией, антропологией, а в годы второй мировой войны служил в американском военном флоте. По окончании военных действий он связал свою научную карьеру с Гарвардским университетом.

Вложенные файлы: 1 файл

ааа.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1 Теория обмена Дж. Хоманса

 

    1. Дж. Хоманс, и его научная деятельность

 

Джордж Каспар Хомaнс (1910-1989) – американский социолог и социальный психолог-необихевиорист.

Родился в Бостоне  в академической семье. Жизненный  опыт и культурные интересы Хоманса были весьма разнообразны. Он писал и публиковал стихи, занимался астрономией, физикой, философией, антропологией,  а в годы второй мировой войны служил в американском военном флоте. По окончании военных действий он связал свою научную карьеру с Гарвардским университетом.

В 1932 году получил в нем степень бакалавра, а также штатную должность преподавателя в Гарвардском университете на отделении социальных отношений, которым руководил Т. Парсонс.

Занятия социологией начались в 1933 году с сотрудничества с профессорами Л. Дж. Хендерсоном и Э. Мэйо в Гарвардской школе бизнеса. Он участвовал в знаменитых исследованиях Э. Мэйо на предприятии «Хоуторн» («Hawthorne») компании «Вестерн Электрик» (Western Electric) в Чикаго. В это же время Хоманс познакомился с известными теоретическими и полевыми антропологическими исследованиями, с изучением сообществ и групп (как современных, так и дописьменных). Затем появилась первая его работа «Человеческая группа»(1950). В ней он применил свою концептуальную схему к антропологическим исследованиям. С 1943 по 1939 гг. Хоманс был младшим стипендиатом-исследователем, и с каждым годои постигал социологическую науку все больше.

В Гарварде он был коллегой и Б. Ф. Скиннера, одного из самых известных  разработчиков теории бихевиоризма («оперантного бихевиоризма»). Это сотрудничество позволило Дж. Хомансу использовать основные положения бихевиористкой концепции Скиннера для построения своей теории социального обмена.

 Главными исследованиями Хоманса являются: «Человеческая группа» (1950), «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961), «Природа социальной науки» (1967). В этих трудах автор подверг критике структурно-функциональный анализ в социологии вместе с марксизмом, за непригодность с его точки зрения конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность.

  Начинал свою карьеру как  структурный функционалист. И его работа «Человеческая группа» написана в лучших функционалистских традициях. В середине 50-х годов Дж. Хоманс порывает с функционализмом, ссылаясь на то, что данный подход неспособен теоретически объяснить поведение людей.

В 60-е годы ученый разработал психологизированный  вариант теории социального обмена. В 1964г. в своем президентском обращении  к Американской социологической  ассоциации доказывал, что социальные явления могут объяснены только по отношению к мотивам действующих индивидов. Теория должна не только открывать и описывать явления, она также должна объяснять их. Считая, что функционализм слишком сосредотачивается на уровне описания и ничего не делает для объяснения социальных явлений, Дж. Хоманс ставил своей задачей создание теории, способной производить такие объяснения. [4, с.234]

Концепция социального  обмена изучает субинституциональный уровень, что позволяет раскрыть механизмы формирования нормативно-ценностной структуры общества. Такие понятия, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и другие, необходимо объяснять не действием макросоциальных структур, а с точки зрения порождающих их социальных отношений, суть которых Дж. Хоманс видит  в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.

Второй принципиальный пункт социологической  концепции Дж. Хоманса – дедуктивно-номологическая модель объяснения, суть которой заключается  в заимствовании из психологии универсальных объяснительных принципов.

В отличии от П. Блау , Хоманс полностью отказался от понятия социальных структур, вместо них введя понятие «субкультуры обмена». Социальное поведение рассматривается как обмен и материальными и нематериальными ценностями. Уровень и качество обмена задают меру стабильности социальных связей и отношений. [8, с. 390]

Основные работы:

(1934): «Введение в Парето» (совместно  с Ч. Кертисом).

(1950): «Человеческая  группа». 

(1958, статья). «Социальное поведение  как обмен».

«Социальное поведение: его элементарные формы», первое издание вышло в 1961 и второе исправленное издание - в 1974.

(1962): «Чувства и деятельность». 

(1964): «Современная теория в социологии». 

(1967): «Природа социальной науки».

(1967): «Фундаментальные социальные процессы».

Как и многие его предшественники, Дж.Хоманс начал с критики уже  существующих социологических теорий за их чрезмерное увлечение абстрактными схемами общественного устройства. Особенно его не устраивали марксистская трактовка этого вопроса и идеи структурно-функционального анализа. Однако общая направленность его рассуждений была достаточно традиционной, так как и он попытался описать природу общества, исходя из деятельности индивидов, психика которых трактовалась в сугубо бихевиористском духе. Определяя основы своей социологической концепции, Дж.Хоманс отмечал, что задача социологии состоит в показе того, «как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплетается для образования и поддержания относительно устойчивых социальных структур».

 

 

             В своем собственном творчестве Дж. Хоманс долгое время накаливал большой объем эмпирических наблюдений, но лишь в 1950-е годы выбрал удовлетворительный теоретический подход. Эта была теория психологического бихевиоризма. Он разрабатывал свою концепцию в оппозиции к структурному функционализму, что является важной особенностью его научной деятельности в данный период времени.

            Жизнь ученого закончилась на 78 году жизни в Кембридже (США).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Концепция социального обмена Дж. Хоманса

 

           Теории социального обмена представляют собой довольно известное течение в истории социологической, а также психологической мысли. Традиционно их относят к области микросоциологического анализа, однако это не совсем верно. Представители теории обмена попытались создать теорию поведения человека и анализировали институциональное поведение. Эти теории часто рассматривают как альтернативу «большой» теории Т. Парсонса, но не только потому, что представители теории обмена начинают с микроанализа, а потому, что они попытались создать качественно иное объяснение социального поведения.

 Дж. Хоманс начинал  непосредственно с радикального  микроанализа для того, чтобы  построить общую социологическую теорию, объяснить человеческое поведение, добраться до его корней. При этом его теория не имеет ничего общего с символическим интеракционизмом. Хоманса также не интересовала субъективная мотивация поведения, он был нацелен на объективистскую социологию. Дж. Хоманса часто обвиняли в том, что он некритически перенес положения психологического бихевиоризма в социологию. Однако так кажется только на первый взгляд. Хоманс интересовался именно социальным поведением, учитывая всю сложность человеческих действий.

Основой задачей для  Хомaнса, при разрабoтке теории, было «возвращение человека в социологию». Он охаратеризовывал ее следующим образом: «Хотя социологи будут делать много эмпирических открытий, центральная интеллектуальная проблема социологии не аналитическая; это – проблема открытий новых фундаментальных положений. Я думаю, основные положения уже открыты, и они психологические. Данная проблема скорее синтетическая, т.е. проблема показа того, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплетается для образования и поддержания относительно устойчивых социальных структур… Можем ли мы сделать шаг вперед при рассмотрении данной проблемы? Я думаю, что можем, и вот где бихевиористская социология, наконец, выступает на сцену». [16, с. 387]

Исходная единица социологического анализа у Хомaнса – это  «элементарное социальное поведение», а институты и общество в целом  складываются только из действий человека и могут быть объяснены только на основе принципов индивидуального  поведения. Принципиально важной чертой его теории социального поведения является интерпретация социального поведения как обмена.

Существенным элементом  социологии Хоманса стала его  теория социального поведения. Принципиально  важной чертой данной теории была интерпретация социального поведения как обмена. [6, ст. 235]

Хомaнс видит задачу социальной науки в описании и объяснении связи между различными явлениями. Таким образом, первый шаг – это  описание. Оно возможно благодаря  наблюдению, точнее, благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, указывающие на предполагаемые закономерности, называют гипотезами. Второй шаг – объяснение. Для того чтобы объяснить эмпирические закономерности, необходима теория. Хомaнс пытается доказать, что в социологии в конечном счете возможен только один тип объяснения - психологический. Поэтому центральное место его социологии занимает категория социального действия. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии.

Согласно Хомaнсу, Теория социального обмена представляет собой дедуктивную систему положений, где высший уровень занимают общие аксиоматические положения, из которых выводятся положения низших уровней, складывающиеся из абстракций (1-ого и 2-ого порядка), описывающие реальные события в действительности. Поскольку эти абстракции логически соотносятся с общими аксиоматическими положениями, тем самым допускается, что эмпирические обобщения объясняются посредством аксиом. Для того чтобы найти аксиоматически достоверные положения, относящиеся к общественной жизни, необходимо любое социальное явление расчленить на простейшие акты человеческого поведения. Общественные организации и социальные институты могут быть сведены к поведению отдельных индивидов. Вопрос, как говорит Хоманс, заключается не в том, являются ли индивиды основным элементом социальной реальности, а в том, «как должны объясняться социальные явления». Эмпирические закономерности, - пишет Хомaнс, - ничего не объясняют, это наука должна объяснить. Под объяснением понимаем поведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести. С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений, через пропорции. А с другой стороны они могут быть выведены из неких постулатов. Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не подтверждаются, то значит, исправления требуют постулаты. Постулаты Хомaнс заимствует из элементарной экономики и бихевиоризма. Хомaнс исключил из социологической теории структурный функционализм и доказал, что подлинная теория опирается на психологические принципы, так как они представляют положения о поведении отдельно взятого человека.

 Социальная теория  строится на психологии и сосредотачивается на наблюдаемых признаках поведения и простейшего социального взаимодействия. Она имеет дело с социальным поведением как обменом деятельностью между, по меньшей мере, двумя лицами. Эта теория и была названа теорией социального обмена. [9, ст. 912]

 

В монографии «Социальное поведение: его элементарные формы» Дж. Хоманс изложил пять постулатов, которые так или иначе связаны с психологическим объяснением выгоды от социального взаимодействия. Акцентируя психологическую суть своих принципов, Дж. Хоманс пытается дать свою интерпретацию форм социальной жизни, особенно форм социального взаимодействия. Он считал, что более адекватная интерпретация социального поведения имеет психологическое основание.

Социальное действие, по Хомaнсу, - это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать затраты. Для объяснения механизма социальных действий Хомaнс предлагает использовать пять аксиоматических положений (пять основных гипотез), или как он их называет постулатами. Таковыми, с его точки зрения, являются: [11, с.345]

- Гипотеза (постулат) успеха гласит: если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей долей вероятности человек воспроизведёт это действие. Соответственно, действия, которые не вознаграждаются, не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие при повторении не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ повеления «гасится». Как пишет сам Хоманс : «Из всех возможных действий людей чем более вознаграждается конкретное действие индивида, тем более вероятно, что индивид воспроизведет его снова». [16, с. 355]

Гипотезу успеха Хомaнс дополняет введением еще одной переменной – регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение нерегулярно.

-Гипотеза (постулат) стимула стоит на том, что деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях. Характеристики ситуации: обстановку, время, т. е. «сопутствующие обстоятельства», Хомaнс называет стимулами. Гипотезу стимула можно сформулировать следующим образом: если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя схожим образом. Гипотеза стимула основана на способности человека к обобщению, что означает: однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

Информация о работе Теория обмена Дж.Хоманса и П.Блау