Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:30, курсовая работа
Джордж Каспар Хомaнс (1910-1989) – американский социолог и социальный психолог-необихевиорист.
Родился в Бостоне в академической семье. Жизненный опыт и культурные интересы Хоманса были весьма разнообразны. Он писал и публиковал стихи, занимался астрономией, физикой, философией, антропологией, а в годы второй мировой войны служил в американском военном флоте. По окончании военных действий он связал свою научную карьеру с Гарвардским университетом.
По словам Дж. Хоманса,
«Если в прошлом под влиянием
конкретного стимула или
-Гипотеза(постулат) ценностей состоит в том, что все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение то есть чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия. Гипотеза ценности, сформулированная подобным образом, верна лишь частично, поскольку «измерение ценности» зависит от степени вероятности успеха. Люди довольно часто предпочитают меньшее, но надежное вознаграждение, чем большое, но призрачное, если шансы получить «серьезное» вознаграждение им кажутся слишком малыми. Следовательно, чем строже наказание, тем меньше вероятность действия.
«Чем более ценным для человека является результат его действия, тем более вероятно его воспроизведение».
-Гипотеза(постулат) пресыщения, или депривации: человек нуждается в поощрениях и наградах, однако чем чаще он в недавнем прошлом получил определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним (насыщение) и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение.
Хоманс пишет, что «Чем чаще в недалеком прошлом индивид получал конкретное вознаграждение, тем менее ценным для него становится последующее награждение подобного рода». [16,с.358]
-Гипотезая(постулат) агрессии-неодобрения пытается сгладить холодную рациональность и расчетливость первых 4-ёх положений и отдает дань роли эмоций в человеческом действии. По Хомaнсу, если личность не получает а результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом наказывается, то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.
Автор пишет, что этот постулат может проявляться в двух модусах. Первый относится к негативным эмоциям : «Когда действие человека не вызывает ожидаемого вознаграждения или, напротив, влечет неожиданное наказание, то он становится рассерженным; весьма вероятно, что его поведение станет агрессивным, и результаты такого поведения станут для него более ценными». Второй модус связан с позитивными эмоциями: «Когда действие человека влечет ожидаемое вознаграждение, особенно большое вознаграждение, чем им ожидалось, или не приводит к ожидаемому наказанию, то он будет счастлив; весьма вероятно, что его поведение станет одобряемым, и результаты такого поведения станут для него более ценными». [16, с.367]
Можно сказать, что эти психологические аксиомы являются общими социологическими положениями. Они выполняются для всех социальных групп и обществ. Все остальные социологические положения и обобщения дедуктивной системе необходимо согласовать с психологическими аксиомами. Большинство аргументов Хоманса направленно на обоснование теоретической альтернативы функционализму, но попытка объяснить внутренние психологические процессы бихевиoризмских терминах представляется неприемлемой задачей, поскольку бихевиoристские понятия описывают только наблюдаемые поведенческие акты. Ограничение социального анализа элементарными формами взаимодействия не позволяют объяснить Хомaнсу макропроцессы. [15, с. 204]
Теория Хоманса
с самого начала
Социальное поведение
– это обмен деятельностью, осязаемой
или неосязаемой, более или менее
вознаграждающей или сопряженно
Элементарное социальное поведение:
Хоманс пытался
Основная гипотеза Хоманса: «на уровне элементарного социального поведения нет евреев и цыган, греков и варваров, а есть только человек».Отсюда, малые группы – «площадка» для наблюдения этого поведения в сетях межличностных отношений. [17, ст.124]
Теория поведения – объяснение этого поведения:
Именно на основе вышеперечисленных психологических аксиом должна строиться социологическая теория. Не может существовать более абстрактных, обобщающих
социологических законов,
чем приведенные психологически
Дж. Хоманс рассматривал следующие понятия:
Деятельность (activity)– факты поведения, имеющие целью вознаграждение. Обычно Хоманс определяет деятельность как единицу явного поведения. Это самое важное понятие в теории Хоманса, поскольку практически все другие понятия определяются им через деятельность.
Вознаграждение (reward) – объект обмена, считающийся ценным.
Ценность (value) – степень усилия или способности, удовлетворяющей потребности деятельности индивида. Ценности бывают для отдельных индивидов и для отдельных групп.
Ценность содержит два основных компонента:
Чувство (sentiment) – сумма деятельностей, в которых индивиды сообщают друг другу «внутреннее расположение».
Взаимодействие (interaction) – факты обращения деятельности друг на друга с целью извлечь вознаграждение и избежать наказания.
Нормы (norms) – утверждения, посредством которых люди устанавливают, какой тип деятельности выбрать в данной ситуации.
Количество (quantity) – число единиц деятельности, производимой или/и получаемой в определенный отрезок времени.
Издержки (coasts) – деятельность, приносящая наказание или альтернативное вознаграждение, от которого отказываются, чтобы получить другое вознаграждение.
Вложения (investments) – сумма предшествующих деятельностей и социальных характеристик, которые значимы для данной ситуации и оцениваются участниками взаимодействия.
Прибыль (profit) – вознаграждения минус издержки и вложения за участие в определенной деятельности.
Справедливость вознаграждения (distributive justice) – деятельности, предполагающие расчет того, обеспечат ли определенные издержки и вложения индивида в некотором обмене «справедливую» прибыль.[11, с. 308-330]
Каково же общество в
целом в теории Дж. Хоманса? Хоманс
действительно считал, что общество
в целом характеризуется
Понятие капитала имеет ключевое значение для анализа отношений обмена на макроуровне. Под капиталом понимается любой вид вознаграждения или ценности, получение которого откладывается на определенный срок. Люди с «капиталом» вкладывают его в формирование сложных отношений, которые увеличивают вознаграждение – без капитала институциональное усложнение невозможно. Возросшие вознаграждения позволяют делать вложения в более сложные образцы организации – расширение сетей обмена. Усложняющиеся образцы организации требуют «подкрепителей» для поддержания отношений обмена, а также устойчивых норм для регуляции обмена. Институциональное поведение тяготеет к безличности.
Схема перехода с микроуровня на макроуровень отношений обмена в теории Дж. Хоманса:
Межличностный обмен
вложение капитала возросшие вознаграждения обусловливают усложнение обменных отношений, возникает косвенный обмен
устанавливаются нормы и правила сложного обмена, появляются абстрактные подкрепители обмена (например, деньги)
процесс дифференциации: развиваются банковская система (подкрепители) и право (нормы и правила) для сохранения сложного обмена
многоуровневая социальная организация и система социальных институтов
Как примирить институты с человеческой природой? Важный момент в теории Хоманса: элементарное социальное поведение сохраняется наряду с институционализацией и черпает в институтах новые причины для своего существования. Институты, по мысли Хоманса, существуют только до тех пор, пока могут гарантировать первичное вознаграждение, то есть обслуживать межличностные отношения обмена. Иногда элементарное поведение вступает в конфликт с институциональным поведением: «Проблема цивилизованных людей состоит в том, что они не могут жить с институтами, которые сами изобрели…» [11, ст. 121]
Таким образом, по мнению Хоманса, институты и человеческое общество в целом складываются только из действий человека, они могут поэтому анализироваться в терминах индивидуальных действий и могут быть объяснены на основе принципов индивидуального поведения. По Хомансу, социология явилась результатом процесса естественного развития психологии, а следовательно, «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии, и даже в истории…- психологически». Что и является важнейшей особенностью и отличительной чертой Теории социального обмена Дж. Хоманса.
Так, начав с природы человека и элементарных актов взаимодействия, Дж.Хоманс постулирует свое особое видение социальной структуры, свое особое понимание общества. [5, с.381]
Законы и объясняющие их принципы, постулируемые Дж.Хомансом, его стремление свести (редуцировать) макроструктуру общества к его микросоциальным процессам, вызвали широкую волну критики в американской социологии. Однако в них был и какой-то скрытый смысл (особенно в плане изучения человека и межличностных отношений в структуре малых групп), который импонировал определенной части исследований, поэтому его идеи получили дальнейшее развитие в ряде работ его соотечественников.
Глава 2. Идея теории обмена П.Блау
2.1 П.Блау, его научная деятельность
Питер Блау родился 7 февраля 1918 г. в столице Австрии Вене. В 1939 г. эмигрировал в Соединенные Штаты, став в 1943 г. гражданином США. Годом ранее он получил степень бакалавра в не очень известном Элмхурстском колледже в Элмхурсте (штат Иллинойс). Поскольку шла Вторая мировая война, обучение ему пришлось прервать. Блау служил в армии Соединенных Штатов и был награжден Бронзовой Звездой. После войны ему удалось закончить обучение в Колумбийском университете, где он получил в 1952 г. степень доктора философии [7, c12].