Теория остатков(осадков) В.Парето. Виды остатков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 18:22, реферат

Краткое описание

Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложены В. Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача — описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической, дискурсивной, так и в математической форме.
В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория остатков.docx

— 15.70 Кб (Скачать файл)

Теория остатков(осадков) В.Парето. Виды остатков.

Характеристика социологии как науки, специфика ее понимания изложены В. Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечивающую эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача — описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. Сами зависимости, по мнению Парето, могут быть выражены как в логической, дискурсивной, так и в математической форме.

В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. 

Эти действия имеют как логический, так и нелогический характер (логические и нелогические действия). Первые (логические) действия являются предметом и содержанием естественных наук, технологий, юриспруденции, экономической науки и некоторых других областей знания, поскольку они характеризуются рациональным выбором средств, наиболее подходящих для достижения поставленной цели.

Но большинство действий имеет нелогический характер, они-то и выступают предметом и содержанием социологической науки. Поэтому главная социологическая концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Итальянский социолог писал: "Чувства и интересы постояннее всего, и потому они — самые важные составляющие сущности явлений" [Трансформация... 1996. С. 156]. Чувства обусловлены психическим складом людей и служат источником функционирования общества как системы. Собственно, общество, по Парето, и есть система взаимодействия индивидов, наделенных чувствами. В нелогических действиях людей есть тоже своя логика — логика чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.

Все рассматриваемые чувства (нелогические действия) он классифицирует, выделяя среди них неизменные, постоянные и производные. Социальное равновесие в обществе определяется именно первой группой чувств (нелогических действий), которые были названы социологом "резидуями", в отличие от производных, получивших название "дериватов". Термины, прямо скажем, необычные и могущие показаться странными. У первого ("резидуи") происхождение явно "химического" характера (итал. residuo означает "осадок", т.е. то, что выпадает в результате химической реакции и определенное время сохраняется в нерастворимом виде). Что касается "дериватов" (от лат. derivatio — отклонение, отведение), то они рассматриваются как производные от чувств и нужны для того, чтобы скрывать истинные побудительные мотивы действий.

Парето выделял шесть классов "осадков" (они же остатки, "резидуи"). Строго говоря, это не сами чувства и эмоции, а их врожденная, естественная основа. "Осадки" детерминируют социальное поведение человека. К первому классу "осадков" он относил остатки "инстинкта комбинаций". Это склонность человека собирать, комбинировать вещи, лежащая в основе всех социальных изменений. Второй класс "осадков" получил название "Настойчивость в сохранении агрегатов". Остатки "постоянства агрегатов" — это консервативное чувство, касающееся неприятия новых связей и изменений и стремления сохранить старые. Третий класс "осадков" связан с чувством собственности (он называется "Потребность в проявлении своих чувств посредством внешних актов"). Четвертый класс — это "Осадки, связанные с социальностью". Пятый класс "осадков" ("Единство индивида и того, что ему принадлежит") характеризуется стремлением проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках. Шестой класс связан с половым инстинктом ("Сексуальный осадок").

 


Информация о работе Теория остатков(осадков) В.Парето. Виды остатков