Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 13:16, реферат
Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики. Понятие "стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Различается эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе. Таким образом, стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию).
Теория стресса Г. Селье
Стресс – это состояние
психофизиологического
Основное "тело" стресса составляют
совокупность фрустрации, тревоги
и их взаимосвязь с
Среди признаков стрессового
напряжения выделяются: невозможность
сосредоточиться; частые
Раздражители повышенной
Применительно к обсуждаемому
рамках реферата предмету –
психосоматике, избыточный
Возможные реакции организма на стресс:
Реакция стресса. Человек
сознательно или
Пассивность. Она проявляется
у человека, адаптационный резерв
которого недостаточен и
Две другие реакции активные и подчинены воле человека.
Активная защита от стресса.
Человек меняет сферу
Активная релаксация (расслабление),
которая повышает природную
Чтобы предотвратить
1. Собрать достаточную
2. Продумать способы
3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.
4. Осознать, что большую часть
вызывающих стресс ситуаций
5. Стремиться активно
6. Понять и принять, что
7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.
4.1. Основная литература
1. Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб., 2002.
2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1994.
3. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб., 2001.
4.2. Дополнительная литература
1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М., 1988.
2. Арт-терапия. Хрестоматия. – СПб., 2001.
3. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
4. Иванников В.А.
5. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.
6. Каплан Б.И., Сэдок Б. Клиническая психиатрия. – М., 1994.
7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия – СПб., 1998.
8. Климов Е.А. Индивидуальный
стиль деятельности в
9. Левитов Н.Д. О
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
11. Мэй Р. Искусство
психоаналитического
12. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.
13. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояния. – Л., 1986.
14. Психология: Словарь /
Под общей ред. А.В.
15. Психология экстремальных состояний: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М., 1999.
16. Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 2000.
17. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
18. Селье Г. Стресс без дистресса.
19. Селье Г. Очерки об
20. Современный словарь по
21. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
22. Фрейд З. Введение в
23. Франц А., Шелтон С. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. – М., 1995.
24. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М., 1989.
25. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
26. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987.
27. Шевардин Н.И.
28. Эмоциональный стресс / Под ред. В.Л. Леви. – М., 1970.
Проблема стресса и дисстреса в труде
Выдающийся психофизиолог и философ, основатель теории стрессов, Г. Селье, рассуждая о сущности стресса, отмечает: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Селье, 1992. С. 15). При этом «неспецифичный» ответ - это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей трудности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса», - пишет Г. Селье (Там же. С. 16).
Чтобы лучше понять, что такое «стресс», важно разобраться, что не является стрессом (см. Селье, 1992. С. 17-20). Стресс - это не просто нервное напряжение (стрессовые реакции присущи и низшим животным, а у человека это связано с «эмоциональными раздражителями»). Стресс - не всегда результат повреждения: «Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Стресса не следует избегать: «…всегда есть потребность для поддержания жизни, отпора нападению и приспособление…». «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс…» (Там же. С. 18-19).
Г. Селье специально подчеркивает, что полная свобода от стресса означает смерть: «Вопреки ходячему мнению, мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующую философию жизни. Этому и посвящена моя книга» (Там же. С. 20).
Физиологические основы и общая логика запуска стрессового механизма вражаются в следующем. Стрессор (раздражитель, вызывающий столкновение интересов, проблему для организма) возбуждает гипоталамус (пути передачи этого возбуждения до конца не выяснены). Продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ). Под влиянием же АКТГ внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим «сопутствующим изменениям» (Там же. С. 26).
При этом сами кортикоиды «либо способствуют
воспалению, либо гасят его» через
соответствующие нервные
Особо интересны рассуждения Г.
Селье о стрессе и
По-новому рассматривается и проблема долга. Долг - это добровольно принятый кодекс поведения. Главный смысл долга - «стабилизировать линию поведения с помощью правил, которые мы уважаем и думаем, что их будут уважать другие» (Там же. С. 68-69). Заметим, что выбор подобных правил - это «дело вкуса, а вкусы как известно не поддаются оценке разума». •
Г. Селье обращается также к проблеме цели жизни (от которой часто и зависят вкусы к правилам поведения - Н.П.). Выделяются основные виды целей (см. Селье, 1992. С. 73-74): o
склоняться перед сильными (служение власти, стране, семье, идее…); o
быть сильным, сила ради нее самой; o
дарить радость; o
получать радость.
Одна из важнейших идей Г. Селье, призывающих к полноценному счастью и психическому здоровью, выражается в следующих словах: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за бессмыслиц» (Селье, 1992. С. 76).
Проблема стресса в труде позволяет по-новому поставить и проблему высшего смысла жизни. Г. Селье приводит притчу о солдате наполеоновской армии, потерявшем в бою ногу и ставшем к старости обычным «маленьким сапожником»: «…он навеки сохранил благодарность императору, который предоставил ему возможность отведать нектар величия. Без своего энергичного вождя он провел бы всю жизнь в однообразии и скуке, оставаясь «маленьким сапожником с улицы Сен-Пер» (Селье, 1992. С. 78). Правда, в настоящий момент, для «русского менталитета» настоящее «величие» заключается в том, чтобы быть хоть бомжем, но в Париже…
Для рассмотрения и обоснования необходимости полноценной жизни Г. Селье предлагает принцип «альтруистического эгоизма». Основатель теории стресса, как физиолог Г. Селье рассуждает здесь о том, что альтруистический эгоизм возник по чисто эгоистическим причинам: «Одноклеточные начали объединяться в более сильные и сложные многоклеточные организмы. Часть клеток отказалась от независимости и специализировалась, взяв на себя функции питания, защиты, перемещения в пространстве… Точно так же и люди сформировали «группы взаимного сотрудничества и страховки» - семьи, племена и нации, в которых альтруистический эгоизм служит ключом к успеху... Это единственный способ сохранить разделение труда, значение которого в современном обществе все возрастает» (Селье, 1992. С. 90).
Но при этом можно добавить, что каждый член общества (в отличие от живых клеточек) должен понимать, за что именно он отказывается от независимости, и в этом заключается его сознательный выбор, т.е. то самое ограничение, о котором говорил Г. Селье (о долге как о «добровольно принятом кодексе поведения»).
Г. Селье рассуждает об ужасе скуки и бессмысленности и о том, как это преодолеть: «Ничто так не изнуряет, как бездеятельность, отсутствие раздражителей и препятствий, которые предстоит преодолеть» (Селье, 1992. С. 91). Еще Б. Шоу отмечал, что «труд по обязанности - это работа, а работа по склонности - это досуг» (цит. по: Селье, 1992. С. 59).
«Западный мир терзают ненасытные требования «меньше работать - больше получать». Но этого явно недостаточно, - пишет Г. Селье. - Стресс связан с любым видом работы, а дистресс - не с любым. Мы должны спросить себя: меньше работать и высвободить время - для чего? Больше работать, чтобы купить - что?» (Там же. С. 59).