Терроризм, как угроза социальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 14:57, реферат

Краткое описание

Терроризм - опаснейшее явление современности, угрожающее стать одним из главных препятствий на пути решения общечеловеческих и государственных задач в XXI веке. Чтобы противостоять ему, необходимо, прежде всего, понять сущность терроризма, уяснить его причины.
Терроризм в любых его проявлениях является одним из самых опасных, разрушительных и насильственных деяний, направленных против человека. На современном этапе развития общества, в век постоянных конфликтов и войн, современный терроризм приобретает такие черты, как глобальность, темпоральность (частота применения насильственных действий), тотальность (последствия разрушительных результатов - физические, психические, психологические, финансовые, экономические, информационные, антропологические). Любой акт терроризма рассчитан на устрашение всех, кто не согласен с террористами

Вложенные файлы: 1 файл

05-05 Терроризм.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

д) недостаточно эффективная  борьба с организованной преступностью  и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Внешние факторы, способствующие возникновению и распространению  терроризма [2, c.21]:

а) попытки проникновения  международных террористических организаций  в отдельные регионы страны;

б) наличие очагов террористической активности вблизи государственной  границы Российской Федерации и  границ ее союзников;

в) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для  международных террористических и  экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;

г) финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих  на территории России, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;

д) стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления  антитеррористической деятельности, ослабить страну и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в отдельных субъектах Российской Федерации;

е) распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;

ж) заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;

з) отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению  причин возникновения и распространения  терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;

и) отсутствие единого антитеррористического  информационного пространства на международном  и национальном уровнях.

3. Понятие «социальная безопасность»

Государство в соответствии с действующим законодательством  обеспечивает безопасность каждого  гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом [18].

Понятие «социальной безопасности», как отмечают многие авторы, появилось сравнительно недавно. Ряд ученых утверждают, что условием обеспечения социальной безопасности осуществляемых институциональных преобразований является корректировка их стратегии, сохранение социальной идентичности, укрепление стабильности и снижение уровня социального риска [13, c.3].

Как считает Б. Наипов [7, c.14], социальная безопасность представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется в русле объективных процессов, как под прямым, так и опосредованным воздействием множества факторов. Составными элементами этой системы выступают: интересы; угрозы и другие факторы воздействия на интересы; система обеспечения общественной безопасности. Каждый из этих элементов представляет собой независимую саморазвивающуюся систему.

Проблемность определения социальной безопасности, по мнению                     Р.Г. Яновского, является в трудности ее трактовки, поскольку важными составляющими социальной сферы являются экономические, политические, духовно-нравственные и иные аспект, а в каждом из упомянутых, несмотря на трудности, социальная безопасность в узком смысле существует [14, c. 39].

Позиция А.А. Тер-Акопова  дополняет исследуемое понятие, которая сводится к тому, что социальная безопасность включает защиту, не только людей, живущих в данный исторический момент времени, но и последующих поколений, заботясь об экологии, нравственных, духовных и биологических ценностях обеспечивает тем самым защиту своего прошлого и предупреждает искажение истории [12, c. 5-6]. Таким образом, трактовка социальной безопасности выходит на более широкий уровень, отождествляя ее с понятием национальной безопасности. Обозначив безопасность личности, общества и государства единым понятием социальной безопасности, делается акцент  на разработке концепции безопасности человека, на базе которой должна строиться концепция безопасности общества и государства.

Ряд исследователей связывают  понятие социальной безопасности с  состоянием защищенности личности, социальной группы, общности людей от угроз их жизненно важным интересам. Сегодня наиболее важными социальными проблемами на постсоветском пространстве являются следующие: повышение уровня жизни населения; устранение бедности; рост доходов населения; обеспечение занятости населения; охрана и безопасность труда; социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы.

Своевременное их решение  будет способствовать достижению цели - созданию благоприятных условий и обеспечению высокого качества  жизни для каждого человека, семьи, населения в целом. При этом социальная безопасность это состояние общества, в том числе всех основных сфер производства, социальной сферы, охраны внутреннего конституционного порядка, внешней безопасности, культуры, при котором обеспечивается номинальный уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ.

К основным объектам социальной безопасности, как и безопасности, вообще, относятся: личность - ее права  и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Самые тяжелые последствия либеральные реформы имели для социальной сферы.

4. Терроризм как угроза социальной безопасности России

Проблемы безопасности предполагают рассмотреть угрозы, создающие реальные предпосылки деградации общественной целостности, ущемления жизненных интересов и потребностей различных социальных субъектов, разрушения социальной инфраструктуры. В законе «О безопасности» дается определение угрозы безопасности и рассматривается как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

И в то же время говорится, что реальная и потенциальная  угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

В Концепции национальной безопасности РФ выделены следующие  угрозы [5]:

Несовершенство системы  организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений.

Последствия этих просчетов  проявляются в ослаблении правового  контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов  исполнительной и законодательной  власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Серьезную угрозу безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося  конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

В соответствии с направленностью  терроризм может классифицировать также на: социальный, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический, практикуемый организациями сепаратистского толка и организациями, поставившими своей целью борьбу против диктата инонациональных государств; религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев других, либо с попыткой низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную.

Анализ терроризма как  сложного и многомерного явления  возможен с правовых позиций и в социальном аспекте. В социальном  смысле терроризм  выражает различные оттенки конфликтных ситуаций, которые проявляются в  социальной жизни (политические, религиозные, националистические, общеуголовные и т.д.). В связи с таким мотивационным многообразием формы терроризма достаточно разнообразны как в содержательной характеристике, так и в объеме распространения. Однако, с точки зрения уголовно-правовой характеристики,  терроризм  должен иметь определенный характер и четкие границы. Это обусловлено формализованностью права и необходимостью установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности. Как известно, в уголовном праве таким основанием выступает совокупность признаков состава преступления, которая однозначно и недвусмысленно должна характеризовать конкретное общественно опасное явление как преступление. Однако юридическому оформлению понятия «терроризм» в современных условиях препятствуют как минимум два обстоятельства: во-первых, крайняя политизированность оценок  терроризма  и, во-вторых, стремление придать такому определению всеобъемлющий характер.

Современный терроризм  представляет не только угрозу безопасности  отдельных политических или общественных деятелей, организации, государств. Принимая во внимание глобальные масштабы и размах терроризма сегодня, можно с полной определенностью утверждать, что он представляет смертельную опасность для всего человечества. Известными фактами являются попытки отравления водопроводной воды, распыление радиоактивных веществ, применения оружия массового поражения в метро, угрозы применения горчичного газа, бациллы сибирской язвы, распространение которой могло бы сравниться по количеству жертв с действиями термоядерного оружия. Террористами также была создана подпольная лаборатория по производству палочки ботулинуса, 200 граммов которого достаточно для уничтожения всего живого на планете , не раз предпринимались попытки проникнуть на ядерные объекты, получить доступ к  химическому  и бактериологическому оружию [3].

Таким образом, для решения вышеизложенной проблемы представляется необходимым совершенствование национального уголовного законодательства, ужесточение санкций по отношению к государствам, поддерживающим терроризм, координация усилий и тесное сотрудничество всех международных организации по борьбе с терроризмом.

5. Меры по борьбе с терроризмом в России

В стране в последние  годы на основе анализа сложившейся  террологической ситуации и поиска путей ее оптимизации, быстрого реагирования на проявления терроризма, выработана единая, целостная, комплексная, стратегически ориентированная государственная концепция, учитывающая международные правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. В нее входят решения Президента и Правительства России, Совета Безопасности Российской Федерации, Национального антитеррористического комитета, антитеррористических комиссий субъектов РФ. В настоящее время они стали носить в большей мере упреждающий характер. Сделан значительный шаг в преодолении разобщенности действий силовых структур. Больше стало уделяться внимания противодействию идеологии терроризма.

Антитеррористическая  политика России является неотъемлемой частью государственной политики в  сфере обеспечения социальной, национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности.

Ее основные положения  нашли свое отражение Концепции  противодействия терроризму в Российской Федерации. В ней, к примеру, изложены основные задачи противодействия терроризму.

Это: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий.

Информация о работе Терроризм, как угроза социальной безопасности