Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 08:29, курсовая работа
Проблема детской инвалидности является актуальной во всём мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. – дети и подростки [14;32]. На 1января 2006 года общая численность инвалидов составила 12546 тыс. человек. Из них 27% инвалидов имеют среднее общее образование; 11%-высшее. 70% инвалидов безработные [9;219]. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. На 2003 г. в органах социальной защиты населения состоит на учете 641,9 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики(59%).
Введение
Глава 1 Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1 Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей- инвалидов
1.2 Причины и структура детской инвалидности
Глава 2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Технологии социальной реабилитации инвалидов
2.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, использующиеся в условиях Центра лечебной реабилитации детей-инвалидов
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальных наук
и технологий
Курсовая работа
по дисциплине: «Технология социальной работы»
на тему
«Технологии социальной работы с детьми-инвалидами»
Выполнила: ст. гр. СР-41
Новоселова И.А.
Проверила: старший препо-даватель
Яргина Ю.В.
Йошкар-Ола
2007
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1 Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей- инвалидов
1.2 Причины
и структура детской
Глава 2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
2.1 Технологии социальной реабилитации инвалидов
2.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, использующиеся в условиях Центра лечебной реабилитации детей-инвалидов
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы исследования:
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь — начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции "неполноценных членов" до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всём мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. – дети и подростки [14;32]. На 1января 2006 года общая численность инвалидов составила 12546 тыс. человек. Из них 27% инвалидов имеют среднее общее образование; 11%-высшее. 70% инвалидов безработные [9;219]. Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. На 2003 г. в органах социальной защиты населения состоит на учете 641,9 тысяч детей-инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики(59%). Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами [9;219]. Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи детям с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.
Степень разработанности темы:
В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные работники, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Как отмечает Е. Ярская-Смирнова, развитие системы социальной поддержки и издание соответствующих законов разрушают лишь физические преграды в жизни инвалидов. Однако необходимо в корне менять систему отношений к людям с ограниченными возможностями здоровья, ломать символические барьеры, не позволяющие инвалидам активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней [25;29]. Современные представления об инвалидности можно изложить в виде двух концепций, не в равной степени реализуемых в практической деятельности. Обе концепции определяют социальный статус инвалида в обществе, то есть его позицию, связанную с определенными правами и обязанностями. Как отмечают В. Радаев и О. Шкаратан, статус подразумевает неисчерпаемый приписываемый человеку ресурс, открывающий для него возможности влиять на общество. Однако если первая концепция акцентирует внимание на объективном статусе инвалида в обществе, то вторая во главу рассмотрения ставит субъективный статус. В первом случае позицию и роль инвалида в обществе определяют другие, в данном контексте “здоровые”, а во втором – инвалид конструирует свой статус самостоятельно.
Первая концепция уже показала свою практическую значимость и нашла широкое воплощение в реальной практике социальной работы. Вслед за Е. Ярской-Смирновой, которая называет эту точку зрения традиционным подходом, отметим, что главный акцент в первой концепции ставится на присутствии органической патологии или дисфункции и приписывает инвалидам статус девиантов. Любое действие в отношении последних будет сводиться к исправлению или изоляции. В рамках рассматриваемой концепции выделяют медицинскую и административную модели инвалидности [25;30].
Медицинская модель инвалидности ставит во главу угла аспекты лечения и рассматривает всех людей с отмеченными недостатками как “больных”.
Инвалид относится к числу пассивных пациентов, зависимых и нуждающихся в постороннем уходе. Согласно медицинской модели, человек, имеющий физические и психические изъяны, должен приспособиться к окружающей среде. Для этого он должен пройти курс медицинской реабилитации, чтобы соответствовать нормам, существующим в обществе .
Административная модель инвалидности ориентирована, прежде всего, на создание и поддержание систем помощи – специализированных учреждений. Различными государственными подразделениями создаются социальные службы. Самый отрицательный эффект данной модели заключается в том, что человек, имеющий инвалидность, и его близкие становятся исключительно объектом для патронажа и защиты. Социальные службы лишают человека с ограниченными возможностями здоровья права самостоятельного выбора, принятия решения и управления жизненными ситуациями. Здесь решения принимаются работниками социальных служб, но только не самими людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Анализируя медицинский и административный подходы к инвалидности в рамках первой концепции, отмечается, что акцент в первом подходе ставится на слове “больной”, а во втором – на словах “нуждающийся в помощи”. Несомненно, человек с ограниченными возможностями здоровья нуждается в реализации “особых” потребностей, возникающих в связи с получением инвалидности, в том числе помощи и уходе. Однако концентрации внимания лишь на разрушении физических преград в жизни инвалидов, на чем ставится акцент в первой концепции, недостаточно.
На современном этапе осмысления феномена инвалидности более перспективным является вторая концепция, основанная на теории социального конструирования. Отмечая продуктивность и прагматичность данной концепции, этот подход применительно к инвалидности находится в стадии формирования. Впервые эти идеи были представлены в работах Е. Ярской-Смирновой. Именно эта концепция способна оказать влияние на разрушение символических барьеров между здоровой частью населения и людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Состояние человека может быть по-разному воспринято самим человеком и окружающими, а также иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от контекста рассматриваемой ситуации. Исходя из этого, важным является понимание индивидуального опыта переживания своей инвалидности самим человеком с ограниченными возможностями здоровья. Инвалид конструирует свой образ и самоопределяет свою позицию в обществе, свой субъективный статус.
Методологической основой анализа данной концепции можно считать гамму теоретических направлений, сложившихся в европейской и американской социальной философии и социологии в конце XIX и в XX вв. Выдающиеся мыслители В. Дильтей, Г. Зиммель, М. Вебер, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Ч. Кули, У. Томас, Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман, А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман и их концепции и направления [25;32].
В рамках второй концепции осмысления проблем инвалидности необходима работа и с обществом, и с самим человеком с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы общество наполнило типификации новым содержанием, в том числе и с позиции данной концепции, требуется развитие культурных ценностей гражданского общества: эмпатии, уважения человеческого достоинства, независимости, толерантности, гуманизма. В свою очередь человек с ограниченными возможностями здоровья может внести определенный вклад в содержание типификации, исходя из собственного видения своего места и роли в обществе. Необходимо соотношение первой и второй концепции инвалидности на основе принципа дополнительности. Приоритетность второй концепции объясняется тем, что субъективная социальная самоидентификация играет значительную роль при формировании жизненных стратегий инвалидов. С помощью этой концепции люди с ограниченными возможностями способны через переопределение и позиционирование себя в ситуации инвалидности повлиять на осмысление феномена инвалидности в обществе.
Практическая значимость: в настоящее время разработка технологий социальной реабилитации детей-инвалидов актуальна т.к они могут использоваться в таких социальных службах как реабилитационные центры, стационары, дома-интернаты для детей-инвалидов.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: технологизация деятельности специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Цель курсовой работы: систематизировать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Задачи курсовой работы:
1. проанализировать понятие детской инвалидности и рассмотреть виды реабилитации детей - инвалидов
2. изучить причины и структуру детской инвалидности
3. описать технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, применяемые в центре лечебной реабилитации
Гипотезы:
1. Реабилитационная система мероприятий способствует повышению мотивации родителей к сотрудничеству.
2. Система реабилитации создаёт общее улучшение состояния здоровья детей с ограниченными возможностями.
В работе использован метод библиографического анализа.
Структура работы: Курсовая работа представлена двумя главами. Первая глава раскрывает содержание понятия детской инвалидности и существующих видов реабилитации детей - инвалидов. Во второй главе раскрываются технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Объём курсовой работы составляет 39 страниц.
Глава 1 Теоретические основы социальной реабилитации детей-инвалидов
1.1 Содержание понятия детской инвалидности. Виды реабилитации детей-инвалидов
Латинское слово «инвалид» означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности [9;219].
В толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой инвалид определён как «человек, который полностью или частично лишён трудоспособности вследствие какой-либо аномалии, ранения, увечья, болезни [9;220].
Согласно Декларации о правах инвалидов: инвалид — это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [9;220].
За рубежом к категории инвалидов относят, в основном, людей, достигших 18-летнего возраста с необратимыми нарушениями сенсорных функций, умственного и физического развития, требующими поддерживающего медицинского лечения и нуждающихся в социальной защите. До 18 лет государство и общество прилагают все усилия для того, чтобы ребенок с отклонениями в развитии мог в будущем жить самостоятельной независимой жизнью [14;33].
В России официально принят термин "дети-инвалиды".
Ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с отклонениями в физическом и (или) умственном развитии, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм [27;7]. Ограничение жизнедеятельности - отклонение от возрастной нормы жизнедеятельности ребенка вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, игровую и трудовую (с 14 лет) деятельность. Реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация инвалидов включает в себя медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию:
1. медицинская реабилитация осуществляется для восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня и включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование;
2. профессиональная
реабилитация понимается как процесс
восстановления конкурентоспособности
инвалидов на рынке труда и система, включающая
мероприятия по профессиональной ориентации,
профессиональному образованию, профессионально-
Профессиональная реабилитация детей с отклонениями в развитии представляет собой профессиональную ориентацию как комплекс мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества;
3. социальная реабилитация означает систему и процесс развития или восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем реализации системы мероприятий по социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, проведению различных видов патронажа, социальному обслуживанию, а также социально-бытовому образованию и социально-бытовому устройству.
Таким образом, ценностью становится не просто жизнь, а жизнь без болезней и вызванных ими страданий и ограничений.
1.2 Причины и структура детской инвалидности
Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие:
1. биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний родителей, патологии перинатального периода;
Информация о работе Технологии социальной работы с детьми-инвалидами