Технологии социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Среди проблем, которые должны и могут решаться незамедлительно : обеспечение приоритетного права проживания ребенка в семье; создание материальных условий жизнедеятельности семьи (адресная система льгот, пособий); улучшение жилищных условий; образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; поддержка одаренных детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………. ...2
1.Основные проблемы семей, стоящие перед социальным
работником.............................................................................................. 3
2. Основные технологии социальной работы с семьёй…………. ….....4
3. Специфика социальной работы с семьёй……………….....................7
Заключение…………………………………………………………. ......10
Список использованной литературы……………………………….. ...11

Вложенные файлы: 1 файл

рефер Технологии ср.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)
ПЛАН 
 
Введение………………………………………………………………. ...2 

1.Основные проблемы семей, стоящие перед социальным

   работником.............................................................................................. 3 

2. Основные технологии социальной работы с семьёй…………. ….....4 

3. Специфика социальной работы с семьёй……………….....................7 

Заключение…………………………………………………………. ......10 

Список  использованной литературы……………………………….. ...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
ВВЕДЕНИЕ
   Одной из главных целей государственной семейной политики в отношении семьи, женщин и детей является обеспечение необходимых условий для реализации семьей основных функций: экономической, воспроизводительной, воспитательной и культурно-психологической, а также повышение качества жизни.

   Анализ существующей ситуации социального неблагополучия граждан, действенности социальной защиты показывает, что обострившиеся проблемы в этой области требуют на сегодняшний день принятия кардинальных решений в пересмотре прежних взглядов на объект и субъект социальной защиты, в переходе от функции социального обеспечения к функции социальной защиты и социальной поддержки, в совершенствовании организации и менеджмента социальной работы.

   Среди проблем, которые должны и могут  решаться незамедлительно : обеспечение приоритетного права проживания ребенка в семье; создание материальных условий жизнедеятельности семьи (адресная система льгот, пособий); улучшение жилищных условий; образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; поддержка одаренных детей.

   Проблемы  длительного решения: формирование осознанного родительства; стабильность брачно-семейных отношений; духовный мир  семьи, основанный на общечеловеческих ценностях.

   
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные проблемы семей, стоящие перед социальным работником.

 

      Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья  переживает сложный этап в эволюции  - переход от традиционной модели к  новой, и многие ученые характеризуют  нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

      Основные  социальные проблемы семьи:

  1. трудное материальное положение семьи;
  2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
  3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
  5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
  6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

      Социальные  сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50 % детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

      Отказные  дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном  доме. Основные причины отказа от ребенка:

  1. тяжелая болезнь или уродства (около 60 %);
  2. сложные материальные и бытовые условия (около 20 %).
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Основные технологии социальной работы с семьей. 

      Современная семья сосредотачивает в себе всю совокупность социальных проблем, свойственных современному обществу, образу жизни.

      Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение  между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие.

      В работе с семьей социальный педагог  выделяет работу с родителями. 
Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.

      Предотвращение  и ликвидация отмеченных негативных явлений (конфликтных структур) в семье возможны при организации системной целенаправленной социальной работы на основе модели, предусматривающей последовательность действий по отношению к семье и грамотное выполнение каждого из действий, поскольку любая система, достаточно долго находящаяся в состоянии хронического отклонения, рискует постепенно сломаться (в случае с семьей – это распад ее как простейший вариант этой ломки), и тогда применение дополнительных ресурсов в целях оказания ей помощи не дает ожидаемого или желаемого результата.

      Экспериментально  обоснованная модель деятельности специалиста  с семьей включает следующие компоненты:

  • наличие у специалиста собственных представлений о содержании поддержки семьи как клиента и о представлениях клиента о содержании этой поддержки, также о форме ее оказания;
  • дифференциация семей на типы соответственно деформированности  семейных структур;
  • разработка программы (соответственно выделяемым в ходе дифференциации типам семей) социальных  воздействий на семью коррекционно-воспитательной направленности;
  • вхождение семьей-системой в контакт с целью реализации программы социальных действий; 
    отслеживание результатов коррекционно-воспитательной деятельности с семьей и внесение необходимых изменений.

      Диагностирование  межсемейных отношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

      Для определения наличия в семье  конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и посредством работы с родителями.

      Для изучения положения личности в семье и семьи-системы предполагаются две схемы (см. Приложение).

      В литературе приводятся различные подходы  к определению типов семей. В  своей работ на основе полученных в ходе проведенной диагностики  и широкого изучения семьи данных, специалист подразделяет семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с  наличием какой-либо деформированности семейной структуры).

      Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа  делились на педагогически грамотные  и позитивно ориентированные  на воспитание детей.

      Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности  с педагогическими, моральными, социологическими требованиями общества специалисты  подразделили на конфликтные, педагогически  несостоятельные и аморальные.

  • Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. По данным исследований такие семьи составляют около 60 % из общего числа неблагополучных семей. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем,  что предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство. Идет наслоение конфликтов. Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений.

Разрушается чувство любви, уважения; долга, ответственности  друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает ее и создает потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

  • Педагогически несостоятельная семья. В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против учителя, предъявляющего определенные требования. Также конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против грубости, отчужденности от коллектива, а затем от семьи. Все это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.
  • Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усваивают стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятыми, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей, сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют  на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Дети из таких семей становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосокращению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).  

 

    3. Специфика социальной работы с семьёй. 

      Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы.

      Черты семьи как социального института  заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

      Семья является той формой общности людей, в которой – соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной связью.

      Являясь социальным образованием, семья имеет  определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.

      В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим  функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования.

      Принимая  семью в качестве объекта воздействия  социальной работы и сложной социальной системы специалисты предпочитают учитывать следующие ее составные части: структуру, окружение семьи, функционирование и историю развития.

      Под структурой семьи понимают систему  отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических  отношений, внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.

Информация о работе Технологии социальной работы с семьей