Технологии социальной работы с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Среди проблем, которые должны и могут решаться незамедлительно : обеспечение приоритетного права проживания ребенка в семье; создание материальных условий жизнедеятельности семьи (адресная система льгот, пособий); улучшение жилищных условий; образование детей; охрана здоровья детей; социальная реабилитация детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; поддержка одаренных детей.

Содержание

Введение………………………………………………………………. ...2
1.Основные проблемы семей, стоящие перед социальным
работником.............................................................................................. 3
2. Основные технологии социальной работы с семьёй…………. ….....4
3. Специфика социальной работы с семьёй……………….....................7
Заключение…………………………………………………………. ......10
Список использованной литературы……………………………….. ...11

Вложенные файлы: 1 файл

рефер Технологии ср.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

      В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет тип  семьи – нуклеарная или большая), их родственные связи (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат); взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами «большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.), взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.

      Вторым  компонентом семьи как системы  является окружение. Под ним понимают ситуацию проживания, социоэкологический статус, взаимоотношения семьи с  соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью.

      Функционирование  семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер; в модели большой семьи – добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.).

      Ролевая значительность членов семьи (ведение  хозяйства – кто?, забота о детях  – кто?) сравнивается со стандартами  и учитывается при работе с  семьей как объектом воздействия.

      Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо  семьи («корни» семьи и влияние  их на сегодняшнее положения дел  в семье), обычаи и традиции семьи  и стадии развития семейной жизни.

      Американский  исследователь семьи Соня Роудс  выделяет в развитии семьи семь основных стадий.

  • Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования. Задача – развитие реалистической оценки каждому из партнеров.
  • Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача – развитие воспитательных образцов у всех членов семьи.
  • Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет детей дошкольного возраста. Задача – отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого члена семьи.
  • Товарищеские отношения, общение.  Стадия семьи с детьми подросткового возраста. Задача – развитие взаимоотношений «Родитель-подросток», основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на супружеских отношениях, основанных на товариществе.
  • Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача – изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям «взрослый-взрослый» между детьми и родителями.
  • Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей.
  • Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача – развитие системы взаимоотношений между поколениями.

      Несомненный интерес представляет понимание  семьи как системы американского  психолога В. Сатир. По ее мнению, семья  как система состоит из следующих  составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех ее членов),  основных элементов (взрослые и дети; мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья или общения между ее членами и особенности их самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с внешними миром (оно связано  с отношением к изменениями, происходящим в жизни). Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (т.е. неблагополучная семья) и открытой (гармоничная семья). В ее работе приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой, подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, а поскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена, то ставится задача по использованию всех ее структур для достижения вышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указывает Сатир, она должна предоставлять каждому ее члену возможность занять свое место в семье и испытывать от этого удовольствие.

      Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов – важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при восприятии семьи как  объекта социального воздействия.

      Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременно является и субъектом  социализации личности ребенка. В этом случае эффективность воздействия  семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом.

      Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, технологического, экономического и социального компонентов.

      Биологический компонент определяется наследственностью, которая передается из поколения  в поколение генограммой, чем  и определяется наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено недостаточно.  
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем  самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.

  Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.

  Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог.

  На  сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Проверяет их на практике.

  Способы решения проблем семьи, описанные  в курсовой работе, также являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой. Потому что социальная педагогика в области семьи – это новое  направление работы социального  педагога с проблемами в обществе.

  Но  даже то, что совершается на сегодня  в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги прилагают  все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально  развивалась правильно и гармонично. 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список  использованной литературы
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое

   консультирование. М.: ТЕИС, 1994. 

2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:

    ИНФРА-М, 1997. 

3. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И. Холостовой. М.; Тула:

   Институт социальной работы, 1996.

Информация о работе Технологии социальной работы с семьей