Технология социальной работы с семьёй, имеющей ребенка-инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить и проанализировать опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе;
- дать характеристику психолого-педагогическим особенностям детей-инвалидов;
- охарактеризовать технологию социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Содержание понятий «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе………………………………..….……..6
2.Психолого-педагогическая характеристика семей, имеющих детей-инвалидов…………….................................................................................11
3.Технология социальной работы с семьями детей-инвалидов………………………………………………………………………...15
4.Анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов…………………………………….………………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Власова.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Основными проблемами взаимоотношений  в семье, имеющей ребенка-инвалида, являются:

- воспитание, сопровождающееся  чувством обременительности родительских  обязанностей;

- заниженный уровень  требовательности к ребенку, часто  связанный с незнанием его  потенциальных возможностей;

- вынужденная авторитарность  воспитания, обусловленная ограниченными способностями и недостаточным общением ребенка;

- вынужденная жертвенность  матери и ее постоянная потребность  в опоре; 

- постоянная сдержанность  в проявлении переживаний из-за  своих нереализованных полностью  родительских возможностей.

   Таким образом,  все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеют определенные характеристики:

- родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

- личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

- социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

- особый психологический конфликт возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка;

- в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, роли, как правило, изменены: интересы семьи сосредоточены на инвалиде; мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. (4, с.124)

         Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка-инвалида сталкиваются с большим количеством трудностей. Среди проблем семьи ребенка-инвалида следует отметить:

     l. Медицинские,  связанные с участием семьи  в медицинской реабилитации ребенка:  получении информации о заболевании ребенка, особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка.

     2. Экономические,  поскольку в семьях, воспитывающих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием матерей в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, затратами на приобретение дорогостоящих медикаментов, оплату консультантов и др.

      3. Проблемы  воспитания, обучения и ухода  за больным ребенком (подготовка  ребенка к школе и помощь  в его обучении, особенно при  обучении на дому, осуществление  целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка -- формированию навыков самообслуживания, передвижения, развитию самостоятельности и др.).

     4. Социально-профессиональные  проблемы семьи (трудности или  невозможность для родителей  ребенка-инвалида повысить свой профессиональный образовательный уровень, вынужденные перерывы в работе в период лечения ребенка; смена характера работы с учетом интересов ребенка, формирование уклада жизни семьи и др.).

     5. Психологические  проблемы (переживания семьи в  связи с заболеванием ребенка и тревогой за его судьбу, трудности в общении с ребенком, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения проблем по уходу, лечению, обучению и воспитанию тяжелобольного ребенка и др.)  (26 с. 54)

         При появлении больного ребенка в семье происходит изменение ее уклада, особенно психологического климата. Все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет этот процесс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком-инвалидом. (20 с. 34 - 34)

         Появление ребенка с ограниченными  возможностями в семье ставит  родителей перед фактом расширения  социальных контактов с различными  учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка. Такая активность полезна в двух отношениях. Во-первых, она позволит родителям легче пережить депрессивное состояние, вызванное появлением ребенка с дефектом развития, во-вторых, разумная активность может дать позитивный импульс для своевременного его лечения, воспитания и развития. (8, с.23)

         Каждый ребенок с ограниченными  возможностями нуждается в специальных  приемах воспитания и обучения. Родители часто заблуждаются, полагая,  что только медикаментозное лечение  может ликвидировать отставание в развитии ребенка. (14 с. 58)

         Родителям следует знать, что  ни одно лекарство не окажет  максимального положительного воздействия  без специальной системы занятий  с ребенком. Отставание в развитии  не лечится, а преодолевается  совместными усилиями социального работника, врача, педагога с обязательным и ведущим участием родителей.

         Семейное воспитание детей с  ограниченными возможностями - один  из важнейших факторов их реабилитации  и социальной адаптации. Совместные  усилия семьи, медицинских учреждений, образовательной системы, социальной службы обеспечивают приобщение ребенка с ограниченными возможностями к активной деятельности, выявление его способностей и выбор доступной профессии. В Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных 14 мая 1996 года Указом Президента Российской Федерации (20 пункт), говорится о необходимости кардинального улучшения охраны здоровья семьи, медико-социальной помощи детям-инвалидам, которые зависят от создания и внедрения программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с умственными и физическими недостатками. (15, с.34)

         Значительные трудности могут  возникнуть у родителей при  устройстве ребенка на обучение  в школу. В законе Российской  Федерации «Об образовании» сказано, что «право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации». В нем есть статьи, в которых особо отмечены законодательные положения в отношении детей с отклонениями в развитии, предусматривающие создание условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, организации специальных образовательных учреждений, обеспечивающих лечение, содержание, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

         Если ребенок, имеющий дефект  в развитии, определяется в общеобразовательную  школу, родителям следует наладить  самый тесный контакт с учителями  и классным руководителем. Важно  рассказать им об индивидуальных особенностях своего ребенка, вырабатывать с ними индивидуальную программу развития с учетом специфики дефекта, регулярно отслеживать изменения в психике и личности, происходящие под воздействием обучения и воспитания, посещать классные родительские собрания. (27 с. 65)

         Семьям, имеющих детей с ограниченными  возможностями, нередко недостает  физических и моральных сил.  Все они нуждаются в психологической  поддержке, потребности поделиться  с другими людьми своими сомнениями  и трудностями. Характер общения родителей во многом определяется их индивидуальными особенностями. Члены гармоничных семей, в большинстве своем, не замыкаются рамками отношений только между собой, а имеют друзей, у них есть свои интересы, любимые занятия. Эти связи с внешним миром являются устойчивым источником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем.

         Развитие ребенка с ограниченными  возможностями ставит перед родителями  все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наиболее сложных проблем является реализация потребности ребенка в общении со сверстниками. Родители не должны допускать, чтобы эти отношения складывались стихийно, и окружающие сверстники смеялись над его психическими и физическими недостатками.

         Роль семьи в развитии и  воспитании ребенка-инвалида должна  состоять в максимальном расширении  социальных контактов. Нельзя, чтобы  жизнь ребенка была ограничена  замкнутым кругом своей семьи,  он должен ходить в гости, играть со здоровыми сверстниками, участвовать в детских праздниках. Время, которое ребенок проводит в семье, должно быть четко спланировано, нельзя заполнять его одними развлечениями, повседневный бытовой труд формирует у ребенка-инвалида полезные навыки самообслуживания. Родители должны быть обучены организации различных, особенно развивающих, игр, так как в ходе игры развиваются интеллектуальные, а в спортивных играх и физические возможности ребенка, формируется способность к общению, обогащается социальный опыт.

         Семья играет важную роль и  в отношении развития координации,  умения ребенка-инвалида ориентироваться  в окружающей среде, на улице,  в транспорте.

         Решение проблем в семье благоприятно  сказывается на социально-психологическом статусе ребенка с ограниченными возможностями  нормализуется настроение, упорядочивается поведение, улучшаются показатели в учебе, устраняется аффективная напряженность. Тогда и появляется желание общаться, играть, уметь и это желание дает благоприятные условия для дальнейшей адаптации таких детей. (12 с. 45)

         Таким образом, семьи, имеющие  детей с ограниченными возможностями  здоровья имеют следующие трудности:  медицинские, экономические, проблемы  воспитания, социально-профессиональные, психологические.

 

 

  1. Технологии социальной работы с семьями детей-инвалидов

 

Специалисты на основе обследования семей, воспитывающих ребенка с  отклонением в развитии, указывают  на необходимость целенаправленной работы с родителями проблемных детей.

В социальной работе с такой категорией семей предлагаются следующие направления:

а) диагностическое с целью изучения особенностей семейного воспитания, разработки и реализации индивидуальных программ помощи семье;

б) просветительское с целью расширения представлений об особенностях развития детей с патологией и методах коррекционно-развивающей работы с ними;

в) педагогической коррекции детско-родительских отношений, повышения роли отца в воспитании ребенка;

г) психокоррекционное, направленное на гармонизацию семейных отношений, повышения чувства уверенности в свои силы, психологического климата в семье;

Основными целями психокоррекционной работы являются создание благоприятного психоэмоционального климата, формирование положительных установок в сознании родителей. Психокоррекционная работа должна быть направлена на гармонизацию родительско-детских, внутрисемейных отношений, на коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей-инвалидов, на формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Педагогическое направление  предусматривает обучение родителей больного ребенка методическим приемам коррекционной педагогики, участие в образовательно-воспитательном процессе. В целях оказания консультаций, информированности людей о своих правах необходимы специализированные службы, призванные решать задачи социальной помощи указанной категории населения. Подобные службы можно организовывать на базе специальных (коррекционных) школ под руководством заместителей директора по социальной защите либо при реабилитационных центрах, а также при группах кратковременного пребывания при дошкольных образовательных учреждениях. Такие школы специализированной помощи могут помочь родителям детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов обрести достойный социальный статус, что в значительной степени укрепляет психологический климат в семье.

Социально-средовая реабилитация детей-инвалидов – это комплекс мер, направленных на создание оптимальной  среды их жизнедеятельности, обеспечение  условий для восстановления социального статуса. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им стать относительно независимым в бытовом аспекте. Создание безбарьерной среды (строительство пандусов, специальных съездов и др. приспособлений во внешней среде, специальные поручни, расширенные межкомнатные дверные проемы  и др. во внутренней среде) являются условиями для интеграции инвалидов в общество.

Реабилитационная деятельность включает:

  • Развитие духовных и физических способностей ребенка
  • Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку  к нему.
  • Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.
  • Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).
  • Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.
  • Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.
  • Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.
  • Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.
  • Заинтересованное  осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.

Информация о работе Технология социальной работы с семьёй, имеющей ребенка-инвалида