Технология социальной работы с семьёй, имеющей ребенка-инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить и проанализировать опыт социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- рассмотреть понятия «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе;
- дать характеристику психолого-педагогическим особенностям детей-инвалидов;
- охарактеризовать технологию социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Содержание понятий «инвалид», «инвалидность», «дети-инвалиды» в социально-педагогической литературе………………………………..….……..6
2.Психолого-педагогическая характеристика семей, имеющих детей-инвалидов…………….................................................................................11
3.Технология социальной работы с семьями детей-инвалидов………………………………………………………………………...15
4.Анализ опыта социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов…………………………………….………………………….........26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 54

Вложенные файлы: 1 файл

Власова.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Реабилитационный лагерь "Лесной" по своей сущности является медико-социально-педагогическим комплексом, который работает по трем основным направлениям: медицинскому; психологическому; социально-педагогическому.

Оздоровление невозможно без создания соответствующего климата  в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей. Таким образом, в лагере осуществляется лечебно-профилактическая, учебно-познавательная, трудовая, игротерапевтическая и социокультурная деятельность. Каждая смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры.

Услуги, оказываемые специалистом по социальной работе совместно с  другими специалистами детям-инвалидам:

1. Диагностика психофизиологического развития детей и выявление психофизиологических особенностей развития детей.

2. Определение реальных  возможностей и реабилитационного  потенциала. Проведение социологических  исследований по изучению семейных  потребностей и ресурсов.

3. Медицинское обслуживание детей-инвалидов. Оказание квалифицированной медицинской помощи детям с ограниченными возможностями в процессе реабилитации. Консультирование детей-инвалидов врачами различных специальностей и предоставление широкого комплекса лечебных процедур (ЛФК, массаж, ФТО и др.). Бесплатное медикаментозное лечение.

4. Патронажное обслуживание  детей-инвалидов на дому.

5. Социальная поддержка  семей, имеющих детей-инвалидов.

6. Социальный патронаж, включающий в себя социальную  диагностику, первичное консультирование по юридическим вопросам.

7. Помощь в обучении  на дому детей с тяжелой  степенью заболевания в возрасте 7-9 лет. Организация досуга детей  и их семей.

8. Психологическая поддержка  детей-инвалидов и их семей  осуществляется посредством:

- психодиагностики детей и их родителей, психотерапии и психокоррекции с использованием современных психотехнологий; 

- адаптации поведения  в условиях групповой работы (тренинги);

- разработки индивидуальных  реабилитационных программ для  продолжения психологической реабилитации в домашних условиях;

- проведения обучающих  семинаров для родителей с  целью повышения их психологической  компетентности;

- консультирования родителей,  дети которых проходят курс  реабилитации в стационарном  отделении Центра.

Предоставляются консультации (для школьных психологов и социальных педагогов, специалистов различных социальных институтов, занимающихся проблемами нетипичных детей) по вопросам: правового характера и оказания помощи в составлении документов, психологической и социальной реабилитации детей-инвалидов; выбора профессии; организации компьютерного обучения детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

Организациям, сотрудничающим с центром, предоставляются сведения о новых социальных технологиях  и программах реабилитации детей с ограниченными возможностями, оказывается содействие в повышении квалификации и в разработке методик социальной поддержки детей-инвалидов.

Наряду с указанными услугами Центр формирует банк данных информационно-справочного характера, в котором содержится информация о школах и детских дошкольных учреждениях, где осуществляется обучение и воспитание детей-инвалидов; об учебных заведениях, в которых проводится профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов; о действующей нормативной системе социальной защиты детей-инвалидов.

Изучив деятельность Павловского реабилитационного  центра для детей и подростков с ограниченными возможностями  можно сделать вывод, что основными  направлениями деятельности социального  работника с детьми-инвалидами являются:

координация диагностического обследования;

информирование семей  о доступных источниках поддержки; координация и мониторинг оказываемых  услуг.

В структуре психолого-педагогического  отдела социальный работник разрабатывает  и реализует индивидуальные и групповые программы реабилитации детей-инвалидов; организует образовательно-реабилитационный процесс; моделирует инновационные коррекционно-развивающие программы

В социальном отделе социальный работник реализует мероприятия  по социально-культурной реабилитации

Совместно с другими  специалистами оказывает юридическую  помощь, психологическую поддержку, организует медицинское обслуживание, проводит патронаж семей, имеющих детей-инвалидов, организует досуг детей и их семей.

 

           Таким образом, цель социальной работы с семьей воспитывающие детей - инвалидв - это предотвращение социальных проблем в семье, помощь в смягчении их последствий, в разрешении таких проблем, направленность на самостоятельное развитие семейных отношений, что успешно и претворяет в жизнь ЦСДСиП ст. Павловской. В работе с семьей наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника и как педагога, и психолога, и экономиста, и юриста и просто человека. Он не только помогает семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статистические данные свидетельствуют о том, что численность детей-инвалидов возрастает с каждым годом. Основными причинами, способствующими инвалидности детей, является высокий уровень хронических наследственных заболеваний родителей; болезни новорожденных, вызванные состоянием здоровья матери; запоздалое выявление болезней; неблагоприятные условия труда женщин; ухудшение экологической обстановки и многие другие.

Итак, дети-инвалиды, имеющие значительные ограничения  жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушение роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем.

В Российской Федерации работа с детьми-инвалидами и семьями, в которых они воспитываются строится в соответствии с международными документами; нормативно-правовыми актами; федеральными и целевыми программами; документами, принятыми на региональном уровне.

В настоящее время для  детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, педагогическая, психологическая помощь.

Законы, охраняющие семью с ребенком-инвалидом и  защищающие его права есть. Законодательство направлено на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь ребенку-инвалиду и его семье. Однако, эта категория семей остается одной из самых малообеспечиваемых в нашем обществе. Это происходит из-за того, что пенсии и пособия, получаемые на ребенка-инвалида не могут обеспечить ему и его семье достойную жизнь. Также социальной политикой в сфере оказания помощи инвалидам мало внимания уделяется изменению общественного мнения относительно этой категории населения, что немаловажно.

В жизни детей  с ограниченными возможностями  и в их семьях возникает очень  много трудностей и проблем. Это и экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из проблем ребенок и семья не могут справится самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный педагог. Основной целью социального педагога при работе с такой семьей – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида.

  • Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
  • Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.
  • Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
  • Государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Исходя из этой парадигмы, цель реабилитации детей инвалидов  – содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, защита и представление его интересов, в различных кругах, создание условий  для выравнивания возможностей детей и подростков, что отличает их интеграцию в общество и создает предпосылки для независимой жизни.

Задачи:

  • Развитие творческих возможностей
  • Пробуждение социальной активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей.
  • Воспитание чувства собственного достоинства.
  • Стремление к самоопределению
  • Формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. – №1.
  2. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С. 43-50
  3. Боброва Л.П. Положение детей в Р.Ф. // Защити меня. – 2003. – №2. – С. 3.
  4. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.
  5. Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц // Курьер ЮНЕСКО. – 1981. – Июль. – С. 18-19. 
  6. Декларация о правах инвалидов // Кодексinfo. – 2001. - №7.
  7. Закон “О социальной защите инвалидов в РФ” – 1995.
  8. Закон “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) от 18 июля 1996г.
  9. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.
  10. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов // Социальное обеспечение. – 1995. №9. – С. 11-12.
  11. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. – М., 1996.
  12. Казначеев В.В. Право на образование есть, но реализовать его трудно // Надежда. – 2004. - №1. – С. 9.
  13. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 192 с.
  14. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями», Институт социальной работы, М., 1996 г.
  15. Оботурова И.А. Познай дитя своё. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000. – 320 с.
  16. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.
  17. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
  18. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред . А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
  19. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т.1. Под ред. Ю.Д. Арабанской. М.: Медицина, 1991. – 559 с.
  20. Саврасов Е.Г. Дети-инвалиды в Р.Ф. // Социальная работа. – 2003. №1. – С. 33-34.
  21. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. – Саратов, 1996.
  22. Ткачева В. В. О некоторых проблемах  семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1
  23. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. – М., 1996.
  24. Холостова Е.И. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 340 с.
  25. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М., 1999
  26. Цыбикова А. Ц. Система специализированной помощи детям с ограниченными возможностями. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002. - 70 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

П Р О Г  Р А М М А

педагогов-реабилитологов

 

№ П/П

Содержание курса

Часы

Ф.И.О.

1

Введение в артреабилитологию:

- теория;

- практические занятия.

 

 

24

12

 

2

Социальная   психология

Психология девиантного  поведения

30

 

6

 

3

Социология современных  рыночных отношений

 

16

 

4

Основы православной культуры:

- теоретические основы;

- практический курс.

 

24

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Технология социальной работы с семьёй, имеющей ребенка-инвалида