Традиционное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:11, реферат

Краткое описание

Современные ученые считают, что 2/3 населения земного шара в большей или меньшей степени имеет в своем образе жизни черты традиционных обществ. Что же такое традиционные общества, когда они возникли и чем характеризуется их культура?
К традиционным обществам этнография и историческая культурология относят этнические общности, для которых характерны общинные поселения, сохранение кровно-родственных связей, преимущественно ремесленная и аграрная формы труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Традиционные общества.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

                                                        Традиционные общества

 

Современные ученые считают, что 2/3 населения  земного шара в большей или  меньшей степени имеет в своем  образе жизни черты традиционных обществ. Что же такое традиционные общества, когда они возникли и чем характеризуется их культура?

 

К традиционным обществам этнография и историческая культурология относят  этнические общности, для которых  характерны общинные поселения, сохранение кровно-родственных связей, преимущественно  ремесленная и аграрная формы труда. Возникновение таких обществ восходит к самым ранним этапам развития человечества, к первобытной культуре.

                         1. Особенности первобытной культуры

 

Особенности изучения первобытной  культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др.

 

Чем характеризовалась культура первобытных  народов? Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Приспособление к жизни окружающей природы (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители- тотемы. Имя тотема рода часто вплеталось в титул египетских императоров, закреплялось в именах, в поздние времена в фамилиях людей разных национальностей. Так, тотемом египетских фараонов был сокол, который на скульптурах изображался сидящим на спине фараона. Капризы природы, смена времен года, стихийные бедствия - все это находило отражение в сознании первобытных и древних людей, награждавших силы природы душой (анимизм), уподоблявших их богам, имевшим судьбы и характеры, подобные человеческим (мифология). Умственные возможности первых людей намного опережали их материальное положение, что и приводило к совершенствованию примитивных орудий труда, развитию технологий обработки камня, металла, и др.

 

Жизнь первобытного общества была основана на бесприкословном подчинении индивида коллективу, для чего существовало множество запретов (табу). Самым страшным наказанием было изгнание из рода.

 

Семья в современном понимании  этого явления еще не сложилась. Главной задачей всех живущих  было сохранение рода, как условие  обеспечения жизни тотема, этому  подчинялась мораль. Поэтому существовало множество форм брака: кросс-кузенные браки (брачующимися могли быть дети двоюродных сестер и братьев, но только по мужской линии); общие жены для нескольких мужчин. Дети одного возраста от разных родителей считались братьями. Поскольку установить отцовство в таких семьях было невозможно, то наследство передавалось по материнской линии.

 

Первобытные культуры оставили в наследие будущим поколениям

 

настенную и наскальную живопись (настенная  живопись в Чатал-Хююке, пещеры Альтамира, Ляско, Капова пещера и др.);

 

скульптурные изображения животных и человека;

 

множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;

 

расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления  о душе человека и многое другое.

 

Созданное в период предыстории вошло в культурную память народов поздних эпох, утратив многие первоначальные смысловые аспекты.

 

Переход от предыстории к истории  происходит в процессе образования  первых городов-государств, появления  письменности, институтов власти, церкви, армии и начинается с 4-3 тыс. лет до н. э. Ранее всего образование государств проходило на землях, свободных от оледенения. Это были земли Африки, Юго-Западной, Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь складывается уже в это время основа традиционных культур, которые переживут многие века и тысячелетия и доживут до Новейшего времени, до наших дней.

 

Самые ранние государственные образования  возникли:

 

на территории Древнего Египта (4-3 тыс. до н.э.),

 

на землях Месопотамии (3 тыс. до н.э.),

 

по течению рек Инда (2400 лет до н.э.), Хуанхэ (2 тыс. до н.э.) и т.д.

2. Особенности первобытной культуры 

 

Эта циилизация характеризуется, как  речная. Воды Нила обеспечивали в пустынной  местности процветание древним  людям. Они создали систему ирригационных  сооружений, чтобы удержать воду на полях. Поля египтян до сих пор напоминают школьные тетради, расчерченные на клеточки. Астрономические наблюдения, наблюдения за поведением рыб, приливами и отливами моря позволяли предсказывать время разлива вод Нила, орошения прибрежных земель, рассчитать время посева зерна. Зерно бросали в жидкую грязь и втаптывали его с помощью скота, который выгоняли на поля.

 

 В теплой влажной земле  зерно успевало прорасти до  наступления иссушающей жары. Зерно  перетирали вручную на плоских каменных терках, лежащих на земле.

 

 В муке было много песка,  стиравшего до срока зубы египтян.  Египтяне были хорошими садоводами, научились селекции растений, разводили  пчел. В загонах для скота содержались  вместе одомашненные и дикие  еще животные.

 

Строительство речных судов позволяло им путешествовать, перевозить грузы из разных стран, вести морские сражения.

 

Для вечной жизни фараонов и вельмож  строили храмы и усыпальницы  из камня, для повседневной жизни  простых людей из сырцового кирпича, не предназначенного для вечности. До наших дней сохранились такие усыпальницы, как:

 

ступенчатая пирамида фараона Джосера  в Саккара;

 

пирамиды в Гизе - Хеопса, Хефрена  и Микерина;

 

поминальные храмы в Дейр-эль-Бахри, Карнаке, Луксоре и других городах.

 

Древнеегипетская архитектура была монументальной, долговечной. На ее строительство сгоняли тысячи рабов, которых нещадно эксплуатировали. Рабов в Египте называли "живые мертвые". Древнеегипетская скульптура, как вообще скульптура, родилась из нужд погребального культа. Древние египтяне смолоду готовились к загробной жизни, считая, что и после смерти жизнь души будет продолжена. Для сохранения тела-вместилища души египтяне использовали приемы мумифицирования тел умерших (как и другие народы в древнее время напр., некоторые скифские племена), а также изготовления посмертных масок или прижизненных портретов.

 

 Такие маски должны были  в точности передавать черты  лица умершего. В местах захоронений  ныне обнаруживают прижизненно  созданные скульптурные и живописные  портреты.

 

 Особую художественную ценность  имеют портреты из местечка  Файюм.

 

 Усыпальницы  богато расписывались, в рисунках  точно передавалось содержание  трудовых процессов, особенности  образа жизни, одежды, технологий  изготовления тех или иных  предметов.

 

Государства Древнего Египта были сакральными централизованными деспотиями, опирающимися на разветвленный бюрократический аппарат и жреческую касту. Личность фараона обожествлялась.

 

Обожествлялось  и знание, которое было доступно лишь жрецам. Жреческие коллегии были многоступенчатыми и закрытыми для посторонних. Жрецы не допускали к знаниям даже фараонов. Сведения, имеющиеся в их распоряжении, шифровались. Тем не менее, сохранилось множество математических, медицинских, астрономических и других папирусов. Египтяне знали десятичную систему счисления. Принципы вычисления поверхности треугольника, трапеции, круга, ими был составлен календарь, согласно которому год делился на 365 дней и 12 месяцев. Древнеегипетская письменность имела несколько форм: иероглифику, письмо по камню и скоропись на папирусе. Существовали школы писцов и касты писцов. В Древнем Египте была многожанровая литература (приключения, жизнеописания, сказания, наставления, песни, плачи, мифологические сказания и др.).

 

Как и у  всех народов пантеон богов отражал силы природы, высшие космические силы. Облики богов древних египтян изменялись с течением времени. Они имели зооморфную, полузооморфную и, наконец, полностью антропоморфную форму.

 

 В мифологических  сказаниях боги жили страстями  людей. Легенды из жизни богов пересказывались, видоизменялись на протяжении многих веков. При возникновении монотеистической религии многое из религиозных представлений и ритуалов древних египтян вошло в арсенал христианства. Египтяне поддерживали торговые связи со многими государствами Малой Азии, воевали с ними, были завоеваны выходцами из разных стран. Так их культура впитывала новое и отдавала свое содержание другим народам, среди которых были месопотамцы.

3. Цивилизация  древней Месопотамии 

 

Особенностью  месопотамской цивилизации, в отличие, например, от египетской или греческой, являлся подвижный характер культурных центров: возникнув на одном месте, они через некоторое время прекращали свое существование под натиском завоевавших их племен. Многие государства были стерты завоевателями, их население переселено в другие земли. Даже сами завоеватели растворялись в завоеванных народах, утрачивали свой язык и обычаи. Культуру древней Месопотамии заложили племена шумеров и аккадских семитов в 4 тыс. до н. э. Обширные степи, позволяли разводить скот, полезные ископаемые давали металлы, орошаемые земли - позволяли заниматься садоводством и огородничеством. Между Тигром и Евфратом возникают крупные поселения, города-государства, занимаемые разными племенами. Разливы рек, смывавшие постройки и уничтожавшие посевы, породили легенды о потопе. Укрощению рек помогали с постройки обводных каналов, искусственных водоемов, с помощью которых можно было избегать наводнений и получать нужную в хозяйстве воду. Важным для жизни было ремесло выделки кож, из которых делали одежду, покрытия для лодок, кибитки, бурдюки для хранения воды и для организации переправ воинов через водные преграды.

 

 Шерсть  ткали и для одежд и для  покрывал, которые заказывали даже  римские императоры. Мастерские  при монастырях изготовляли ткани с золотой и серебряной нитью - парчу. В садах выращивали яблоки, гранаты, айву, виноград. Но особую заботу проявляли в отношении фиников, которые служили важной статьей внешней торговли. Во всех видах работ участвовали рабы. Они могли быть грамотными, тогда хозяева отпускали их, чтобы они зарабатывали деньги на себя и хозяев. В Вавилоне (городе-государстве) существовала торговля деньгами, ростовщичество. Широко практиковалась аренда и субаренда (земли, зданий, скота). Сделки оформлялись договорами, скрепляемыми подписями и печатями сторон. Печати в виде цилиндриков обычно носили на шнурке на поясе. От лидийцев месопотамцы переняли металлические монеты.

 

Символом  государственной власти был царь в единстве с богом (Шамашем, Бэлом-Мардуком или др.) Отсутствие того и другого означало отсутствие государства. Существовало две основных формы собственности: царская и храмовая. Жизнь бога (идола божества) проходила так же, как и царская. Божество обедало, выезжало на охоту. Имело свой гардероб, для которого шились одежды. У Вавилонского главного бога Мардука был сын, который главенствовал в пригороде. Помимо основных богов были боги сил природы. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев.

 

В городах-государствах Месопотамии начались процессы кодификации законов, которые до этого существовали в устной форме и могли быть по-разному истолкованы. Законы царя Хаммурапи были высечены на базальтовом столбе.

 

Духовная  жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, день недели, особо почитаемый. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов. семерка планет, богов и семь дней в неделе. Храмы имели форму многоступенчатых пирамид и назывались зиккуратами. Башни имели смотровые площадки, как полагают некоторые ученые, которые служили обсерваториями.

 

Астрология  и астрономия играли огромную роль в жизни всех древних народов, в том числе и месопотамцев. Их наблюдения легли в основу солнечного и лунного календарей, карты звездного неба, деления года на месяцы и недели. Астрономами Вавилона с большой точностью было вычислено время обращения Луны вокруг Земли. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в 18 в.

 

Широко практиковались предсказания и прорицания по внутренностям животных. Для обучения этому ремеслу существовали глиняные муляжи внутренних органов  животных. В городах существовали школы писцов и школы для детей богатых. Писали клинописью на глиняных табличках разной величины. Книги представляли собой перевязанные и сложенные в ящички серии табличек. В библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в в 7 в. до н.э. насчитывалось ЗО тыс. таких томов. Литература включала в себя мифы, мемуары царей, гимны, описания героических деяний царей. Важнейшее место среди эпических произведений занимает эпос о Гильгамеше. Изобразительное искусство сохранилось в форме скульптур царей, божеств, масок, рельефов, мозаик. Настенные росписи и рельефы выполнялись в условной форме. Рельефы из дворца в Дур-Шаррукине (8 в. до н.э.) относятся к военным темам, сценам битв, триумфов царей, приему послов.

4. Древнеиндийские цивилизации 

 

Информация о работе Традиционное общество